Около 10 триллионов тенге потратил Казахстан на госпрограммы за последние 20 лет. И это не считая проектов с иностранными инвестициями. С приходом Токаева госпрограммы упразднили и заменили их нацпроектами. Изменился ли при этом общий расклад — вопрос спорный.

Видим ли мы результаты этих программ и, главное, какие они? В этом мы пытались разобраться в "Госутопии" — спецпроекте, который рассказывает про траты наших с вами денег, чиновниках и людях — конечных бенефициаров любой из госпрограмм или нацпроектов. Нам было важно показать, как живут люди, на которых эти программы были рассчитаны, как выглядят сферы государства, на которые эти программы были направлены. Ведь на них выделяют колоссальные бюджетные средства, при этом не всегда виден результат их расходования. Отчетные релизы если и появляются, то изредка отвечают на все вопросы.

За 8 месяцев действия спецпроекта мы подготовили 11 материалов — хронологии, интервью, аналитические статьи, репортажи и детальное расследование. Все они — наша попытка раскрыть масштабы проблем, существующих в стране, повлиять на их решение и превратить Казахстан из утопии чиновничьей в народную.

Как Казахстан 20 лет жил по госпрограммам

В первом материале спецпроекта мы разобрали основные госпрограммы, на которые Казахстан потратил около 10 триллионов тенге. Внутри — главные документы страны, сделавшие ее такой, какая она есть.

Қазақстан 20 жыл мемлекеттік бағдарламалар бойынша қалай өмір сүрді

«Госутопия» арнайы жобасы Қазақстандағы мемлекеттік бағдарламаларды зерттеуге арналған. Жобаның бірінші материалында ел тарихында ең маңызды мемлекеттік бағдарламалар хронологиясын сипаттаймыз.Тізім әртүрлі саладағы ондаған мамандар кеңесінен кейін құрастырылды. Олар жүздеген бағдарламалардың ішінен шын мәнінде статус-квоны жақсартатын немесе оны жасай алатын не қалғандарына қарағанда «сәтсіз» болған бағдарламарды іріктеп алды. Есепті 90-жылдардың соңы – 2000-жылдардың басынан бастаймыз: дәл сол кезде республикада денсаулық сақтау және білім беру саласындағы алғашқы мемлекеттік бағдарламалар бекітілді.

Умирающие города: Как правительство хотело спасти моногорода и их жителей

Это материал про моногорода — раньше они, небольшие городки, снабжали всю страну энергоресурсами, сырьем и другими продуктами тяжелой промышленности. Туда приезжали люди, заводили семьи и планировали будущее. Сейчас — города умирают, семьи уезжают, а работают оставшиеся жители во многом по принципу «что найдется, там и поработаю».

Государство в 2012 году открыло госпрограмму по развитию таких городов. Планировалось, что экономика диверсифицируется, инфраструктура разовьется, а люди вернутся. Рассказываем, что из этого вышло.

Казахстанская госпрограмма и здравый смысл

Страна пыталась (и пытается) развивать малый и средний бизнес, легкую промышленность, диверсифицировать экономику, развить сельское хозяйство — список внушительный. Насколько успешно — вопрос.

Похожие задачи в разное время стояли (и до сих пор стоят) перед правительствами многих стран мира. Мы изучили опыт некоторых стран и обнаружили случаи, когда зарубежные чиновники — использовав другой подход — немало преуспели в «проблемных» сферах. Рассказываем про опыт Нидерландов, Бразилии, Израиля, Ирландии и Вьетнама.

Сюрреализация сознания

В 2017 году вышла статья Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Действующий на тот момент президент решил поделиться своим видением того, как «нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей». Вскоре из этой статьи сделали госпрограмму «Рухани жаңғыру» («Духовная модернизация») и выделили на нее миллиарды из бюджета. В 2021 году, после ряда коррупционных скандалов и судов, «духовная модернизация» получила продолжение в виде нацпрограммы «Ұлттық рухани жаңғыру».

Большое расследование известного журналиста Данияра Молдабекова мира и истории «Рухани жаңғыру».

Форбсируй это

В августе 2022 года Счетный комитет опубликовал объемный аудиторский отчет, посвященный анализу эффективности проектов госпрограмм по индустриальному развитию. Специалисты изучили предприятия и заводы, введенные (или нет) в эксплуатацию за последние восемь лет.

Ко многим из проектов, получивших масштабное госфинансирование и поддержку, возникли закономерные вопросы. Совместно с командой расследовательского проекта Shishkin_like мы изучили десятки этих предприятий и выяснили, что некоторые из них сегодня напрямую принадлежат богатейшим людям Казахстана — как правило, так или иначе связанным с государственной службой.

«Ехали с большой верой»: Жители Улькена — о жизни в умирающем городе, который они и построили

Улькен — небольшой поселок городского типа на берегу Балхаша. Он появился, потому что в 80-х здесь планировали строить Южно-Казахстанскую ГРЭС, но не построили. Совсем недавно в Казахстане решили строить АЭС. И взор снова пал на Улькен. Но жители не особо прислушиваются к обещаниям.

Кирилл Каргаполов и Офелия Жакаева отправились в Улькен, чтобы показать: как 40 лет назад должен был родиться успешный моногород. И родился. А потом стал умирать на глазах тех же, кто его и построил.

«Біз үлкен сеніммен көшіп келдік»: Үлкен тұрғындары өздері салған қаланың өмірі жайлы әңгімеледі

Үлкен — Балқаш жағасындағы қала типтес шағын елді мекен. Ол 80-жылдары осы жерде Оңтүстік Қазақстан мемлекеттік аймақтық электр станциясын салу жоспарланғанда пайда болды. Алайда МАЭС жобасы жүзеге аспады. Жақында Қазақстанда атом электр станциясын салу туралы шешім шықты. Әрине, қайда деген сұраққа билік назары бірден Үлкенге түсті. Алайда тұрғындар уәдеге құлақ аспайды. Оған себеп те көп.

The Village редакциясының «Госутопия» арнайы жобасы аясында Кирилл Каргаполов Үлкенге сапар шекті. 40 жыл бұрын Қазақстанның моноқаласы қалай пайда болуы керек еді және сол қала қалай дүниеге келді? Неліктен елді мекен оны тұрғызған тұрғындардың көзінше өле бастады? Осы материалда айтып береміз.

Акколь: Как под Астаной оцифровали город, но забыли про воду и отопление

Акколь — небольшой городок в ста километрах от Астаны. В 2018 году в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» Акколь выбрали для пилотного проекта «Умного города». Спустя год правительство отчиталось о десятках установленных камер, датчиках и бесплатном Wi-Fi по городу.

Вот только жители не согласны со статусом цифрового и умного города. Говорят, что не везде есть вода и центральное отопление, а некоторые туалеты и вовсе стоят на улице.

Съездили в Акколь. Рассказываем, можно ли назвать Акколь городом будущего и показываем, как это будущее выглядит.

Мусорный рассвет: Как живут рядом с городской свалкой

Рассвет ― дачный кооператив в Илийском районе Алматинской области. Больше десяти лет назад Рассвет накрыла вонь и сотни мусорных пакетов, прилетающих, когда поднимается ветер — напротив поселка появилась городская свалка. С тех пор проблему не могут решить ни районный акимат, ни принятый правительством в 2021 году национальный проект «Зеленый Казахстан».

В рамках спецпроекта «‎Госутопия» The Village Казахстан журналист Никита Данилин и фотограф Дастан Жумагулов отправились в дачный кооператив, чтобы узнать: каково встречать рассветы рядом с мусорным полигоном и не надеяться увидеть обещанный «Зеленый Казахстан».

Шолпан Айтенова — об отношениях денег и правительства. И нашем в них месте

Поговорили с Шолпан Айтеновой — финансовым аналитиком и соучредителем фонда Zertteu Research, специалисты которого занимаются изучением бюджетных решений нашего правительства. Внутри одного материала — история трат государственных, то есть наших с вами, денег.

Журналист Асхат Ниязов — о бедных селах, цифровых городах и акимах

Асхат Ниязов — ранее ведущий программы «Акимы» на «Хабаре», сейчас — автор канала «Обожаю». В своих выпусках он встречается с жителями сел и городов, интересуется, довольны ли они работой местных чиновников, а после идет к самим чиновникам. Практически каждый выпуск — фарс, но не заготовленный: ответы и поведение чиновников совершенно непредсказуемы.

Поговорили с Асхатом о жизни в селах, реализации госпрограмм, которые должны улучшить жизнь сельчан, и акимах — хороших и не очень.

Андрей Чеботарев — об экономике, мохнатой руке государства и госпрограммах

Интервью с Андреем Чеботаревым — финансовым аналитиком, автором крупнейшего казахстанского телеграм-канала на тему экономики и финансов Finance.kz.

Рассказываем, как Казахстан стал таким, какой он есть, почему не стоит надеяться на импортозамещение и что нужно изменить в подходе правительства к решению проблем в стране.

«Госутопия» стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID), и была создана в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. The Village Казахстан несет ответственность за ее содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США, или Internews.