30 октября в широкий прокат вышел фильм «Перемирие», рассказывающий историю двух испанцев, оказавшихся в КарЛАГе. Его режиссером стал Мигель Анхель Вивас, известный по работе над сериалом «Карточный домик», а в производстве участвовали команды из Казахстана и Испании. Картина стала первым казахстанским кинопроектом, который будет доступен на Netflix.
Разбираемся, как фильм говорит о гуманизме, насколько он основан на реальных событиях и почему его стоит посмотреть.
Текст Султан Раис

Немного о сюжете
Фильм рассказывает вымышленную историю двух испанских офицеров — капитана Рейеса и лейтенанта Сагальдо — которые сражались по разные стороны гражданской войны в Испании, но вместе оказались в карагандинском исправительно-трудовом лагере на фоне событий Второй мировой войны.
Сагальдо — военнопленный франкист, участник «Голубой дивизии», под знаменем которой испанские добровольцы сражались на стороне Рейха против СССР. А капитан Рейес — представитель социалистической Испании, противник режима Франко. Эта политическая вражда дает о себе знать даже на далекой чужбине, и долгое время препятствует минимальному сотрудничеству. Также вместе с героями в лагере отбывает срок Ораз — казахский интеллигент, который цитирует Аристотеля и хлопочет перед руководством за несправедливо осужденных.
Изначально идеологический конфликт Рейеса и Сагальдо способствует постоянным дракам и перепалкам между ними и их боевыми товарищами. Однако со временем тяготы жизни в концлагере стирают политические границы. Чтобы найти выход из ситуации, испанцам приходится забыть о прошедшей гражданской войне. Постепенно их убеждения уступают место тому самому «перемирию».

Испанская драма в казахской степи
Режиссер переносит на экран глубоко национальный конфликт и затрагивает трагическую для Испании тему — гражданскую войну 1936 – 1939 годов, последствия которой до сих пор ощущаются в обществе. В те годы противостояние развернулось между сторонниками правых (монархисты и фалангисты) и левых (республиканцы и социалисты) идей. Война унесла не менее 300 тысяч жизней и закончилась установлением многолетней диктатуры Франсиско Франко.
Впрочем, несмотря на испанскую историческую основу, в фильме звучат и казахские мотивы. Карагандинские степи хорошо рисуют атмосферу холода и суровости, а местное население показано гостеприимным и мудрым— ближе к финалу одна из самых светлых сцен ленты разворачивается в ауле, где испанских заключенных тепло встречают, накрывая для них дастархан и угощая традиционной едой.
В одном из интервью Вивас отмечал, что для работы над образом казахов он изучал их культуру, быт и историю. Так, по словам режиссера, он и придумал эпизод с бас тарту — традицией, при которой на стол подают баранью голову, чем выражают особое уважение почетному гостю.
Вообще, хоть «Перемирие» и основано на реальных событиях, фильм сложно назвать исторически достоверным — в первую очередь он остается художественной интерпретацией. Немецкое издание DW приводило мнение ряда мадридских историков, которые поставили под сомнение историческую основу картины.

По мнению профессорки истории мадридского университета UNED Луизы Иордаче — авторки нескольких монографий об испанцах в советских исправительно-трудовых лагерях — пленники так и не смогли покинуть территорию СССР. Испания отказалась принимать их обратно, несмотря на просьбы Германии, к посредничеству которой прибегали советские власти.
Профессорка также отмечает, что в 1941 году, уже в условиях начавшейся войны, испанцев действительно отправляли в ГУЛАГ, но в качествеинтернированных иностранцев (принудительно заключенных иностранных граждан — прим.ред), а не военнопленных солдат.
При этом, по словам Иордаче, в лагерях Карагандыинтернированные никогда не содержались вместе с бойцами «Голубой дивизии»— последние находились в отдельных лагерях для военнопленных. Это подтверждается и мемуарами солдата Мойсеса Пуэнте, который вспоминал, что он и его товарищи узнали о существовании интернированных соотечественников лишь в 1948 году, в Одессе, куда обе группы были доставлены для репатриации.
Тем не менее, исторические неточности не мешают общему впечатлению от фильма. Герои «Перемирия» — просто символические образы, через которые режиссер говорит о человечности и внутреннем достоинстве.

Темп и нарратив
Повествование фильма местами может показаться не до конца ясным и даже рваным: некоторые эпизоды остаются нераскрытыми, а отдельные сюжетные линии будто обрываются слишком рано. Такой на первый взгляд представляется, например, романтическая арка капитана Рейеса и медсестры Айсулу, которая внезапно возникает и быстро заканчивается.
Поначалу подобный стиль нарратива запутывает зрителя и бросает его в самую гущу происходящего, однако по мере развития событий он оказывается вполне оправданным. Сбивчивый, но реалистичный и живой темп в итоге работает на атмосферу и динамику фильма: усиливает ощущение неустроенности, передает внутренний надломи борьбу персонажей, а также делает историю более сложной.

Визуал, музыка, актеры
Киноязык «Перемирия» предельно монументален — от длинных проходок, снятых одним кадром, до симметричных и тщательно выстроенных ракурсов. Вивасу удается воссоздать сырость карлаговских пейзажей, жестокие пытки над заключенными и суровый облик военного Советского Союза.
Выверенная режиссура и высокий технический уровень складываются в цельную визуальную композицию, которую усиливают музыкальные темы композитора Виктора Рейеса — автора саундтреков к фильму «Дом, который построил Джек» и сериалу «Ночной администратор».
Отдельно стоит отметить актерский состав, который является одним из главных достоинств фильма. Знаменитые испанские актеры Арон Пипер и Мигель Эрран, известные зрителям по сериалу «Бумажный дом», воплотили на экране главные роли Лейтенанта Сагальдо и Капитана Рейеса. Вместе с ними в проекте приняли участие казахстанские артисты — Дина Тасбулатова, Фараби Аккозов, Алтынай Ногербек и Сергей Уфимцев.
В интервью, которое мы ранее брали у Дины, актриса признавалась, что съемочный процесс оставил у нее приятные впечатления, а испанский менталитет и атмосфера на площадке показались ей удивительно теплыми и открытыми.

История о вечном
«Перемирие» стало важным событием для казахстанского кинематографа. Несмотря на то, что картина в первую очередь раскрывает драму испанской истории, она может познакомить международного зрителя с казахской культурой, а также открыть новое окно для казахстанского кино на мировой арене.
В целом же это история о внутренней борьбе, кооперации и силе гуманизма. Испанцы, в прошлом сражавшиеся по разные стороны, встречаются в далеком исправительном лагере в Казахстане и осознают, что их настоящий враг — это обезличенная репрессивная система, уничтожающая всех без разбора, вне зависимости от нации или идеологии. Так авторы фильма выходят за пределы национальной драмы и превращают картину в высказывание о человеке перед лицом насилия и несвободы.
«Перемирие» — не легкое для просмотра кино, в него требуется погрузиться и вникнуть. Но, пожалуй, в этом и заключается его очарование: при вдумчивом просмотре фильм пробуждает интерес к значимой исторической эпохе и заставляет задуматься о природе насилия и гуманизма.
Фото: LANDER LARRANAGA / Netflix

Комментарии
Подписаться