С детства Нуржан Беркимбаев мечтал стать архитектором, однако так получилось, что образование получил другое. В разные годы Нуржан изучал строительство, дизайн и IT-технологии. Однако интерес к архитектуре вернулся после ситуации с возможным строительством дома на пересечении проспекта Назарбаева и Кабанбай батыра. Тогда там собирались построить здание, но местные жители и эксперты были против — считали, что оно бы сильно выбивалось из архитектурного ансамбля района. В итоге Нуржан задумался о проблеме сохранения архитектурного облика городов.

Недавно Нуржан опубликовал в Google Play ностальгическую игру T3s — тетрис по-алматински. В ней нужно следовать правилам, которые всем знакомы. Правда, вместо классических блоков, здесь панели советских алматинских домов.

Мы поговорили с Нуржаном о том, как игры могут повлиять на судьбы зданий, важности сохранения архитектурного облика города и взрыве популярности мобильных игр во время карантина.

Своим мнением также поделились Анель Молдахметова, исследовательница архитектуры и креативный продюсер Archcode — проекта по сохранению архитектурного облика городов, и Владислав Филатов — архитектор, активно рассказывающий о проблемах алматинской архитектуры в социальных сетях.

Текст: Александра Гранина

Нуржан Беркимбаев

создатель игры

Система, которой сейчас нет

После участия в общественных обсуждениях судьба зданий нашего города не переставала меня занимать. Именно поэтому я пошел в здание госархива: захотел изучить чертежи, по которым были построены старые дома нашего города.

Это было совсем непросто. Пришлось потратить время, чтобы получить соответствующие разрешения. Однако, когда я все-таки начал работать с документами, был поражен, насколько системно строились раньше дома в Алматы.

В частности, меня заинтересовал дом на пересечении улиц Амангельды и Кабанбай батыра. Во-первых — чертежи сделаны от руки. На огромном листе кальки все нарисовано карандашом. Тогда не было компьютера и различных программ, все нужно было делать от руки. Во-вторых — все продумано до мелочей, сделано с душой и знанием дела.

Тогда существовала система проектных институтов, которые поэтапно участвовали в процессе согласования строительства. Институт сейсмологии, институт почвы, озеленения. При этом каждый занимался своим направлением. В этих структурах всегда работали люди с большим опытом.

Изучая чертежи, я хотел донести мысль, что эту систему надо возродить. Многие эксперты тоже об этом говорят. Дома нужно строить системно.

АРХИТЕКТУРА

Архитекторы о нелюбимых зданиях Алматы

читайте также

Конструкторы, которые помогут городу

Чертежам, которые хранятся в архиве, более 50 лет. К сожалению, их не оцифровывают. У домов есть срок службы, и скоро многие здания, построенные по этим чертежам, снесут. На их месте появятся новостройки. Сохранившиеся документы помогли бы построить новые дома, учитывая архитектурную историю города.

Однако эти проекты, в которые вложено столько труда, хранятся в архиве и портятся. Если бы их оцифровали, изучили, дополнили современными технологиями, в архитектуре города была бы определенная система.

У меня даже появилась идея сделать серию картонных конструкторов, которые бы показывали проекты наших старых зданий. Вместе с этим конструктором сохраняется история, и главное — специалисты могут изучить эту систему.

На данный момент проект так и остался в разработке, так как для создания такого продукта нужно продумать немало нюансов и собрать команду.

Создание игры: ностальгия, панельки тетрис

Всем этим — изучением чертежей, созданием моделей конструкторов, я занимался до карантина. Потом друг спонтанно предложил создать мобильную игру. Я подумал, что идея неплохая, тем более я разбираюсь в IT-технологиях. Так я решил связать свое увлечение архитектурой, ностальгию и создание игры. В итоге появился тетрис по-алматински.

Хотел, чтобы игра была визуально приятной и максимально удобной. Техническое и творческое образование мне в этом очень помогли. Также я хотел, чтобы все было аутентично — точно, как в нашем детстве. В этом помог стиль музыки Cheap Tune, напоминающий мелодии из старых игр на приставках. Аутентичным получился и сам интерфейс — он повторяет классическую игру тетрис, в которую мы все играли в детстве.

Фундамент для нашего будущего

В самой игре три разных версии. Самая популярная из них — та, где надо собирать алматинскую панельку. Такие дома, если посмотреть со стороны, квадратной формы — лучше для тетриса и не придумаешь.

За основу взял дом, который находится на пересечении улиц Курмангазы и Байсеитовой. Планирую сделать отдельную игру, где будут разные виды алматинских панелек. Дополнит ее красочная информация о домах нашего города с фотографиями.

Хочется, чтобы история города не забывалась, а, наоборот, становилась одним из фундаментов для нашего будущего.

Здания хранят коллективную память: Что о сохранении советской архитектуры думает эксперт?

Анель Молдахметова

исследовательница архитектуры, креативный продюсер Archcode

Сохранение старых зданий важно, так как это артефакты, которые хранят коллективную память, историю. Объекты наследия формируют культурный ландшафт города, его уникальность и неповторимую идентичность.

Проекты старых зданий могут стать примером для современных специалистов. При этом важно не слепо заимствовать приемы и стили, а понимать их логику и семантику.

Также один из актуальных вопросов — участие общественности в принятии тех или иных архитектурных решений. При серьезном изменении городской ткани важно принимать во внимание то, как это изменение повлияет на жизнь людей (существует очень много факторов: психологический, экономический, социальный, политический).

Сохранять нужно системно, а не по одному зданию: Взгляд архитектора

Владислав Филатов

архитектор

В первую очередь нужно понять, что не получится сохранять архитектуру по одному зданию. Важно говорить об общей целостности городской среды.

Если район верненский, то его следует сохранять в верненском стиле. Если говорить о сталинской застройке — эти кварталы тоже должны быть целостными. Нельзя сделать так, чтобы новые дома стояли, как «выбитые зубы». Всегда нужно сохранять целостную «городскую ткань».

АРХИТЕКТУРА

Архитекторы о нелюбимых зданиях столицы

читайте также

Я, как архитектор, обращаю внимание на идентику городской среды. Она может выражаться в дизайне уличных фонарей, скамеек, урн. У каждого района города может быть своя общая отличительная черта. В целом по городу должен быть свой стиль, но могут допускаться небольшие отступления в каждом районе. Например, «фишкой» могут стать цветовые решения.

Важно, чтобы сохранялась система. Не только в строительстве зданий, но и, например, в озеленении. У нас на субботниках принято сажать большое количество саженцев, однако они тоже должны быть рассчитаны, чтобы потом ничего не спиливать и чтобы сохранялся баланс. Тогда мы сможем говорить об идентике городской среды.