Итоги годаСамые громкие события 2025 года в Казахстане
Насилие над женщинами, преследование СМИ, концерты и футбол

В 2025 году в Казахстане произошло немало событий, заставивших нас сопереживать, спорить и объединяться. Закончилось дело об убийстве подростка в Талгаре, изменился налоговый кодекс, по Алматы и Астане прогастролировали мировые звезды. Казахстанцы протестовали против безответственности властей, сопереживали жертвам насилия и болели за отечественных футболистов.
Вспоминаем самые громкие события 2025 года.
Текст Дана Баширова
Редактура Никита Шамсутдинов
Насилие над женщинами
Несмотря на принятый в 2024 году «закон Салтанат», 2025 год принес новые новости о насилии над женщинами, которые обсуждала вся страна. Среди них — громкие дела об убийстве Яны Легкодимовой и Айзат Джумановой.
Жившая в Атырау Яна пропала еще в октябре 2024 года. Спустя восемь месяцев, в июне 2025 года, ее останки удалось обнаружить у берега реки Жайык, неподалеку от села Талдыколь. В убийстве обвинили Ризуана Хайржанова, с которым девушка состояла в отношениях. Яна узнала, что у него есть еще одна невеста и потребовала рассказать ей об обмане.
Следствию удалось восстановить переписки между Хайржановым и его другом Алтынбеком Катимовым: они вызвали возмущение в социальных сетях. В них молодые люди шутя обсуждали варианты убийства и надругательства над телом девушки.
В ходе процесса выяснилось, что преступление произошло прямо в автомобиле под камерами наблюдения: Катимов удерживал дверь, не давая Яне выбраться, пока Хайржанов её душил. Несмотря на попытки адвокатов смягчить вину и заявления родителей подсудимых о «шуточных переписках», судья вынесла максимально суровый приговор: осенью 2025 года подсудимых приговорили к пожизненному заключению. В зале суда это решение встретили аплодисментами.
А в декабре к решающей стадии подошел еще один важный судебный процесс — дело об убийстве Айзат Джумановой. В нем обвиняют мужа, Айбара Жанболата.
Трагедия произошла в ночь с 21 на 22 июня в селе Баласаз. По версии следствия, находясь в состоянии алкогольного опьянения, Жанболат вывел жену за ворота дома и начал избивать с особой жестокостью. Айзат молила о пощаде, но удары не прекращались даже после того, как она потеряла сознание. Более того, как заявили родные погибшей, перед смертью супруг привязал женщину к седлу лошади и проволок по степи.
Суд продолжается прямо сейчас — следующее заседание состоится уже в январе. Подсудимого изначально обвиняли по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть по неосторожности», но позже переквалифицировали на 1 часть статьи «Убийство». Максимальный срок по ней — 15 лет.
Налоговые изменения
В конце года Министерство финансов объяснило, как налоговая будет проверять счета обычных казахстанцев. 12 декабря 2025 года стали известны критерии, по которым мобильные переводы будут признаваться предпринимательской деятельностью.
Согласно новым правилам, которые начнут действовать с 1 января 2026 года, основанием для проверки станет одновременное выполнение двух условий:
на личный счет за три месяца подряд поступили переводы от 100 и более разных людей;
общая сумма этих переводов за тот же период превысила 12 минимальных заработных плат (1 020 000 тенге).
Комитет госдоходов пояснил, что лимит в один миллион тенге вводится специально, чтобы отделить личные переводы от бизнеса. Ранее критерием было только количество транзакций (100 переводов), что вызывало недовольство у казахстанцев, собиравших деньги, например, на благотворительность или подарки. В Минфине предупредили: счета тех граждан, кто не сможет объяснить «неправильные» переводы в течение 40 дней, будут блокироваться.
Как пишет Forbes, некоторые предприниматели уже начали начали массово отказываться от безналичной оплаты, требуя только наличные. В ответ на недовольство Минфин заявил, что добросовестным гражданам бояться нечего, однако бюрократические сложности с оформлением ИП для самозанятых спровоцировали волну критики. Экономисты отмечают, что часть экономики снова уйдет в «тень», несмотря на попытки государства сделать её прозрачной.
Кроме этого, с 1 января 2026 года в Казахстане вступает в силу другая норма нового Налогового кодекса: расходы на товары и услуги у предпринимателей на упрощённой декларации больше нельзя будет учитывать при расчёте корпоративного подоходного налога. Формально B2B разрешён, но на практике сделки с «упрощёнкой» станут невыгодными и приведут к фактическому двойному налогообложению.
Под удар попадает малый бизнес, которому не по карману общеустановленный режим: креативная индустрия, IT, дизайнеры, архитекторы, сервисные и ремонтные компании, а также поставщики госзакупок. Крупные компании уже предупреждают о прекращении сотрудничества с такими подрядчиками с 2026 года.
Депутаты отмечают риски разрыва цепочек поставок, роста цен и проблем с госконтрактами. По оценкам, пострадать могут до 300 тысяч бизнесов, при том что около 70% предпринимателей работают на спецрежимах.
Завершение дела об убийстве Шерзата
За делом об убийстве 16-летнего Шерзата Болата в Талгаре, начавшимся в октябре 2024 года, следила вся страна. Суд проходил в открытом режиме. 5 июля основные фигуранты дела были приговорены к длительным срокам заключения — от 15 до 23 лет лишения свободы.
При этом расследование дела о поджоге дома семьи Шерзата было приостановлено. Также было прекращено уголовное дело по факту смерти дяди подростка — Нурканата Гайыпбаева. По данным полиции, он покончил жизнь самоубийством.
Многие СМИ заявляли, что за убийством Шерзата стояла организованная преступная группировка «Хуторские». МВД отрицало эту информацию, однако в конце года Хасан Касымбаев, которого СМИ называли ее лидером, был приговорен к 12 годам лишения свободы за вымогательство, похищение человека и причинение тяжкого вреда здоровью. Вместе с ним крупные сроки получили еще пять подсудимых.
Выбор подрядчика для строительства АЭС
После резонансного референдума 2024 года правительство долгое время вело переговоры с компаниями из нескольких стран, включая Россию, Францию, Китай и Южную Корею. В итоге 14 июля 2025 года Агентство РК по атомной энергии выбрало российскую компанию «Росатом» в качестве лидера международного консорциума по проекту строительства первой АЭС в Казахстане.
А в августе 2025 года суд в Алматы приговорил активистов, выступавших против строительства АЭС, к четырем годам ограничения свободы условно. Подсудимых обвиняли в распространении агитационных материалов против строительства АЭС и призывах к массовым беспорядкам.
Также летом первый заместитель премьер-министра Роман Скляр заявил, что вторую и третью АЭС в Казахстане построит китайская компания.
Протест матерей солдат
В ноябре 2025 года в Астане десятки женщин вышли к зданию Минобороны с фотографиями своих сыновей, требуя искоренения дедовщины и справедливого расследования случаев гибели солдат в мирное время.
Протест был вызван чередой трагических инцидентов в воинских частях в первой половине года. В целом новости о смертях в армии — в основном самоубийствах — появляются последние несколько лет с пугающей регулярностью.
Вскоре после протеста журналисты спросили министра обороны Даурена Косанова, почему он не вышел к матерям солдат. Косанов в ответ заявил, что дедовщины в армии РК нет. У него также спросили, знает ли он, что в армии регулярно фиксируют трагические инциденты. Министр рассмеялся и спросил «Да вы что?».
Впрочем, через пару недель его заместитель заверил журналистов, что с каждой матерью была проведена беседа, и по каждому делу «проводится работа».
Матч «Кайрата» и «Реала»
Одним из самых ярких моментов года стал выход алматинского «Кайрата» в Лигу чемпионов и его историческая встреча с «Реалом» на Центральном стадионе Алматы.
Билеты на матч были раскуплены за считанные часы, а перекупщики предлагали места за баснословные деньги. Весь город окрасился в желто-черные цвета. И даже несмотря на поражение, пользователи соцсетей массово поддержали своих футболистов, отметив их усилия на игре.
Первый запуск LRT
В 2025 году многострадальный проект LRT в Астане наконец приблизился к завершению: аким города Женис Касымбек заявил, что с 30 сентября он работает в тестовом режиме, а на март 2026 года запланирован полный запуск.
Многие горожане скептически отнеслись к новости, вспоминая количество переносов сроков. Тем не менее, осенью в столицу прибыли первые вагоны, произведенные в Китае. А Касым-Жомарт Токаев недавно поддержал планы по расширению сети LRT и идею строительства двухуровневой дороги в Астане.
Дженнифер Лопес в Казахстане
1 августа Астана стала частью мирового турне певицы Дженнифер Лопес. А 10 августа она порадовала концертом и жителей Алматы.
Билеты на концерт, стоимость которых достигала полумиллиона тенге, были раскуплены за считанные минуты. Приезд Джей Ло стал важным культурным и имиджевым прорывом для страны — он показал, что Казахстан способен принимать звезд такого уровня.
Само собой, он также породил мемы и забавные истории. Например, в Алматы на певицу во время концерта сел кузнечник. Она, не сбиваясь с ритма, спокойно сняла его и отбросила в сторону. Этот момент стал вирусным и принес Казахстану многомиллионный мировой охват в СМИ.
А басиста певицы, Брэндона Брауна, позвал домой в гости мальчик по имени Кайсар. В итоге его накормили бешбармаком и дали на прощание пакет саркыта (угощений).
Запрет «пропаганды» ЛГБТ
18 декабря Сенат одобрил поправки к закону, ограничивающему распространение противоправного контента. Они предполагают ограничение «пропаганды» ЛГБТ в публичном пространстве и на интернет-ресурсах. Как отмечает Azattyq, вне закона могут оказаться любые упоминания ЛГБТ в фильмах, рекламе и соцсетях.
Несмотря на призывы международных и казахстанских правозащитных организаций отклонить инициативу, депутаты настояли на его принятии, сославшись, по аналогии с российскими коллегами, на защиту «традиционных» и «семейных» ценностей.
Критики закона указывают на его схожесть с российской полемикой и предупреждают, что он приведет к росту дискриминации и создаст новый инструмент давления на активистов и журналистов. Сейчас документ ожидает подписи президента.
Давление на СМИ
В конце 2025 года под прицелом оказались сразу два крупных казахстанских независимых издания: их главные редакторы были задержаны полицией.
1 декабря в Алматы прошли обыски в офисе редакции Orda и в квартире ее основательницы Гульнары Бажкеновой. Силовики изъяли технику и документацию, а саму Бажкенову поместили под домашний арест на два месяца. Её обвиняют в распространении ложных сведений.
А 23 декабря в Астане был задержан главный редактор КазТАГ Амир Касенов. Поводом стало заявление компании Freedom Finance о «распространении заведомо ложной информации». Касенов объявил в ИВС голодовку, а позже заявил о психологическом давлении. 25 декабря суд перевёл его под домашний арест.
В конце декабря коалиция девяти правозащитных организаций заявила о преследовании казахстанских журналистов и призвала Астану прекратить давление на свободу слова и независимую журналистику. Правозащитники напомнили о многочисленных случаях атак на аккаунты и сайты журналистов, включая удаление всех публикаций из Instagram Вадима Борейко.
Обложка: caravan.kz
Комментарии
Подписаться