Депутаты мажилиса направили запрос премьер-министру РК Олжасу Бектенову по поводу запрета на вычеты по сделкам В2В, который может разрушить экосистему малого бизнеса в стране. В распоряжении редакции имеется полный текст документа, предоставленный мажилисменом Айтуаром Кошмамбетовым.

В чем дело

С 1 января 2026 года вступает в силу положение нового Налогового кодекса, согласно которому расходы налогоплательщиков на приобретение товаров, работ и услуг у лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, не подлежат вычету по КПН (корпоративный подоходный налог).

Как поясняется в документе, в Налоговом кодексе формально B2B разрешен, но по факту государство перекрывает для малого бизнеса доступ к общему рынку, превращая любые сделки с упрощенкой в невычитаемый расход, в фактическое двойное налогообложение.

Кто под ударом

В первую очередь пострадают малые предприниматели, кому не по карману общеустановленный режим. Они не имеют бухгалтеров или налоговых консультантов. В патовой ситуации креативная индустрия, мелкие производители, IT-разработчики, администраторы сайтов, дизайнерские и архитектурные бюро, видеографы, фотографы, преподаватели, инженеры, сметчики, сервисные и ремонтные компании, и все предприниматели, кто работает как с физическими, так и с юридическими лицами.

Все эти субъекты продолжают применять упрощенную декларацию, но фактически теряют доступ к B2B-рынку. Значительное количество поставщиков госзакупок и квази-госсектора также работает на СНР — УД.

Крупные компании уже уведомили поставщиков о прекращении сотрудничества с 1 января 2026 года.

Риски для малого бизнеса

Депутаты пишут, что введение нормы в текущей редакции создает риски: нарушения цепочек поставок, задержек в исполнении государственных контрактов, усложнения процессов госзакупок, роста стоимости закупаемых услуг и товаров для бюджета. По информации министерства национальной экономики, под влиянием новых условий могут пострадать до 300 тысяч субъектов бизнеса. По сведениям Бюро национальной статистики — до 70% предпринимателей используют специальные налоговые режимы, включая упрощенную декларацию.

Депутат Айтуар Кошмамбетов пишет, что ощущает тревогу по всей стране.

«Креативная индустрия (133 агентства, студии, СМИ и продакшн-компании) направили коллективные обращения во все уполномоченные органы, выразив обеспокоенность последствиями применения нормы. Петиция активистов по этому вопросу была отклонена модерацией. Какие риски я вижу? Закрытие и переезд тысяч предпринимателей, уход в тень, рост цен из-за налоговой нагрузки», — написал он в посте на своей странице в Instagram.

Для соблюдения баланса между необходимостью фискального контроля и поддержкой малого бизнеса депутаты предлагают рассмотреть компромисс, не нарушающий целостность налоговой системы и не снижающий поступления в бюджет.

  1. Сохранить B2B для малого бизнеса и ввести ставку 6%. По экспертным оценкам это позволит государству повысить поступления по данной категории налогоплательщиков в среднем в 2–2,5 раза (по B2B-сделкам), сохранив при этом экономическую модель работы малого бизнеса.
  2. Усилить цифровое администрирование. Обязательная выписка ЭСФ или онлайн-чека при B2B-операциях, отражение режима поставщика в ИС ЭСФ, применение риск-анализа для налогового контроля. Эти меры позволят обеспечить прозрачность и соблюдение фискальной дисциплины без разрушения B2B-цепочек.

Таким образом, как пишет Кошмамбетов, государство получит возможность собирать больше налогов в два раза (от В2В сделок) без тяжелых последствий.

   

Подписывайтесь на наш Instagram

   

Обложка: Иллюстративное фото / unsplash