Кто может рассказать о кино лучше самих режиссеров? Многие классики кино успели оставить после себя не только фильмы, но и книги. Среди этих книг есть и классические автобиографии, и поэтические рассуждения на темы вокруг кино, и книги в формате разговора одного режиссера с другим. Предлагаем вам подборку лучших книг режиссеров, которые помогут глубже погрузиться в их фильмы и лучше понять природу кино.

Автор Екатерина Лопатина

Луис Бунюэль — режиссер-сюрреалист, который прожил долгую жизнь, а снимать фильмы начал еще в эпоху немого кино. В 1929 году в соавторстве с художником Сальвадором Дали он снял «Андалузского пса», ставшего этапным произведением киноавангарда. Фильм «Скромное обаяние буржуазии» (1972) — «визитная карточка» режиссера, который спустя полвека остался верен сюрреалистическому киноязыку. Эта картина принесла автору премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. «Мой последний вздох» — мемуары Бунюэля. В этой книге режиссер рассказывает о своем детстве и религиозном образовании в родной Испании, о молодости и начале пути в кино в богемном Париже 1920–х и, конечно, о своих фильмах. Бунюэль вспоминает, что вдохновляло его в течение жизни, какие сны и детские воспоминания легли в основу его картин, как он их снимал. Эта книга — мир глазами сюрреалиста.

В подборку вошли сразу две книги британского режиссера и художника Дерека Джармена. «Хрома» — это размышления режиссера о природе цвета в поэтической форме, которое состоит из личных воспоминаний и обращений к теории. К концу жизни из-за осложнений, связанных со СПИДом, Джармен начал терять зрение. И даже в этот период он, как человек, деятельность которого всегда была напрямую связана с визуальными образами, нашел доступные ему новые формы искусства. Тогда Джармен сделал монохромный фильм «Блю» (1993), который состоит из одного кадра синего цвета и звукового сопровождения — монологов режиссера и актеров, которые с ним работали. В это же время Джармен написал и книгу «Хрома».

«Современная природа» — дневники Дерека Джармена, в которых режиссер рассуждает об искусстве, о кино, о жизни и смерти. В последние годы Джармен обосновался в графстве Кент, на побережье. Вокруг своего небольшого дома он организовал сад, которым занимался сам. Садоводство стало для автора способом преодоления любых трудностей жизни, как и занятия искусством. Об этом он рассказывает в «Современной природе», попутно описывая растения, которые он вырастил в своем саду.

«Хичкок/Трюффо»

Франсуа Трюффо

Один из представителей французской «новой волны» Франсуа Трюффо был не только кинорежиссером, но и критиком и теоретиком. На книгу об Альфреде Хичкоке его вдохновили повторяющиеся вопросы журналистов о том, почему он и его соратники, режиссеры «новой волны», восхищаются Хичкоком и считают его представителем авторского кино, ведь он режиссер коммерческий и снимает жанровые фильмы. В основу книги легли интервью, которые Трюффо взял у Хичкока, в общей сложности пятьдесят два часа бесед. В «Хичкок/Трюффо» автор опровергает понятие «низкого» жанра, раскрывает психологизм фильмов Хичкока, его новаторство и способность вовлечь зрителя в свой нарратив. На примере картины Хичкока «Окно во двор» (1954) Трюффо объясняет, что фильм, кажущийся простой детективной историей о Гринвич-Вилладж, может оказаться высказыванием о природе самого кинематографа.

«Laterna Magica»

Ингмар Бергман

Laterna magica в переводе с латинского значит «волшебный фонарь». Такое название получил один из аппаратов для проекции изображений, предшественников кинематографа. Так же назвал свою книгу воспоминаний шведский классик кино Ингмар Бергман. В одном из эпизодов автобиографии режиссер рассказывает, как еще в детстве его очаровало подобное устройство. Бергман подробно описывает и другие воспоминания из детства и всей его жизни, рассуждает о кино и театре, который для него тоже был очень важен. Режиссер рассказывает о съемках фильмов, различных деталях биографии, своих мыслях и переживаниях. В общем, оглядывается на свою жизнь и режиссерскую карьеру, рассматривая образы прошлого как через «волшебный фонарь».