Со времен обретения независимости, и особенно за последние несколько лет, мы наблюдаем бум казахстанской музыки, начиная от появившихся в перестройку А’Studio, до Скриптонита и получившего «Грэмми» Иманбека. Нам широко известен культурный резонанс популярных композиций, и заострять внимание на том, что может рассказать и спотифай-плейлист с популярной музыкой Казахстана, возможно, уже несколько неактуально. Стоило бы присмотреться внимательнее к тому, что находится немного дальше чартов топ-10, так как многие, пусть даже не широко известные треки, формируют то, что сейчас является казахстанской музыкальной сценой.

Текст камила нарышева

Классика поп-музыки


У казахстанской поп-музыки довольно молодые корни, и многие композиции на самом деле являются культовыми в том, что открыли дорогу новым жанровым направлениям, переосмыслениям культуры и экспериментам. Все треки в этой категории, конечно, безусловные хиты, так как имеют культурный вес в формировании среды.

A’Studio — «Будь осторожна»

Песня «Будь осторожна» стала в заглавной песней фильма «Джулия», и с нее A’Studio всегда начинали сольные концерты. Байгали Серкебаев вспоминает, что песню «Будь осторожна» он написал в стиле горячо любимой музыкантами группы Level 42. Слова к ней написал Еркеш Шакеев.

Ерболат — Біздің Жігіттер

Считается ли «Біздің Жігіттер» любимым треком всех wannabe альфа-самцов? Возможно. И тем не менее,  «Біздің Жігіттер» открыл дорогу многим рэп-исполнителям, которые стали искать свою силу внутри казахской культуры, вместо замещения ее русской или американской рэп-традицией.

Orda — Kesh meni

Kesh meni возможно, самая знаковая композиция казахстанского R’n’B, и, конечно, она не теряет своей силы и актуальности спустя 16 лет. Следом за «Ордой» в казахстанской музыке сложилась целая традиция R’n’B музыки,

Электронная музыка


Казахстанская электронная сцена сейчас находится в моменте роста и процветания. Появляются многочисленные исполнители, вечеринки, фестивали. Культура электронной музыки выходит на широкую аудиторию, и важно рассмотреть некоторых примечательных ее представителей.

Nursultan Kun — Soroqa

Нурсултан Жумабаев из Актобе известный под псевдонимом Nursultan Kun, работает в жанре organic house / downtempo. Треки Нурсултана появляются в сетах у Эрнана Каттанео, всемирно известного аргентинского прогрессив-хаус диджея, а также у Ника Уоррена, бывшего участника электронного дуэта Way out West.

AKI —​ Vem Pra Vai

Акежан Кулиев, известный под псевдонимом AKI, пришел в диджеинг из танцев много лет назад, и за свою карьеру стал одним из ключевых игроков сцены. Разносторонний вкус Аки привел его на выступление на первом в Казахстане Boiler Room. В своей музыке Аки берет вдохновение из разных жанров: breakbeat, house, baile.

Akkord I On — Untitled 2

Электроакустический дуэт, состоящий из Романа Близнецова, играющего на аккордеоне, флейте и прочих инструментах, и Константина Тимошенко, отвечающего за электронику и полевые записи. Электроакустический эмбиент Akkord I On — это путешествие по новым интерпретациям инструментальных гармоний.

TANGBOSH — KinkyLove

Tangbosh — техно диджей и продюсер из Урумчи, базирующийся в Казахстане. Tangbosh является членом коллектива ZVUK и сооснователем лейбла Mobile Suburb. Недавно Tangbosh выпустил шоу для NTS, знакомя широкую аудиторию со своим уникальным звучанием.

Command Strange — Rock Steady (Lenzman Remix) BBC Radio1

Фуйфанов Алексей, выступающий под псевдонимом Command Strange — Drum & Bass продюсер из Казахстана, ныне живущий в Санкт-Петербурге. Мелодичные композиции, наполненные позитивом и соулом, джазовыми и фанковыми сэмплами, быстро завоевали поддержку тяжеловесов сцены, и регулярно появляются в эфире таких радио как BBC RADIO

Men Seni Suyemin — Nozh

Men Seni Süyemin — псевдоним Минонвы Воландовой, продюсерки из Казахстана, базирующейся в Санкт-Петербурге. Ее музыка сочетает в себе эмбиент, хаус-биты и японский сити-поп. Недавно EP попал в обзор Pitchfork, в котором композиции Минонвы сравнивают с Prodigy, если бы они носили пастельные тона.

Инструментальная и инструментально-вокальная музыка


Qaratorgai (feat. Shaba Adenkulkyzy)

Qazaq Lounge возник как холистическая идея, попытка переосмыслить любимые казахские народные песни под чутким руководством музыканта и продюсера из Алматы Акмарал Зыкаевой (известной как Мерген) и при поддержке Bilim Media Group. Композиция Qaratorgai исполняется Шабой Аденкул, известной композиторкой и авторкой песен, обладающей сильным и уникальным вокалом.

Galya Bisengalieva — Barsa-Kelmes

Галия Бисенгалиева — казахстанско-британская скрипачка, импровизатор, лидер Лондонского современного оркестра, базирующегося в столице Великобритании. Музыка Гали глубокая и атмосферная. Галия переплетает жанры, такие как фолк, эмбиент, классическая и электронная музыка. Альбом Aralkum Галия посвятила трагедии Аральского моря. Aralkum такой же глубокий, темный и неизведанный, как и бедствие, которое он отражает.

Steppe Sons — Қорқыт

Steppe Sons — альтернативная фолк группа, чье звучание сосредоточено на казахских народных инструментах, представленных в переосмысленном аутентичном звучании.

Репертуар коллектива составляют как авторские сочинения, так и обработки произведений композиторов Казахстана и классиков джаза

Ностальгия


Говоря о музыке важно говорить о чувственном. Ниже представлены три композиции, с которыми каждый из нас сталкивался так или иначе, и каждая из которых несет в себе лирическую, музыкальную и историческую ценность.

Курмаш Маханов — Аялуым

Возможно, самая нежная песня о любви, недавно пережившая ренессанс и переосмысление через эпизод OYU, в котором автор немного изменил слова, оставляя свою музыку живой и настоящей.

Нұрлан Өнербаев — Анашым

Одна из самых нежных и грустных песен, повествует о материнской любви. Казахстанская бард традиция сформировала ни одно поколение слушателей, формируя лирическое понимание музыкального выражения, акцентируя красоту языка.

Батырхан Шукенов — Отан Ана

«Отан Ана» — композиция эпическая в своем производстве, звучании и значении. Покинув российский шоу-бизнес, Батыр вернулся в Казахстан, и создал альбом, воспевающий родную культуру, показав тем самым, что у нас есть свои собственные смыслы и возможности, с которыми важно работать.


Обложка: Фонд имени Батырхана Шукенова