На этой неделе Венецианский кинофестиваль объявил программу фильмов. Смотр пройдет с 31 августа по 10 сентября, после чего жюри под руководством Джулианны Мур выберет победителей. Нынешний лайн-ап выглядит одним из самых сильных и интересных за последние годы, где представлены имена крупных режиссеров и долгожданные проекты. Разбираемся, на что стоит обратить внимание уже сейчас.

Автор матвей шаев

Фильм открытия

Фото: кадр из фильма «Белый шум» / Venice Film Festival

«Белый шум»

Соавтор и друг Уэса Андерсона Ноа Баумбах экранизировал для Netflix роман культового американского писателя Дона Делилло «Белый шум». Адам Драйвер (который, кажется, в очередной раз подтвердит свой статус одного из главных актеров современности) играет университетского преподавателя из маленького городка. Ему и его большому семейству предстоит столкнуться со смертельной опасностью — выбросом токсичных отходов.

Анонсы сулят черную комедию, и мы знаем, что Баумбах умеет рассказывать о неврозах, тревогах и кризисах с горьким юмором, как это было, например, в «Брачной истории». Но главной темой фестиваля для отборщиков стало глобальное ощущение — мир потерял равновесие и перед катастрофой необходимо сплотиться.

Кстати, в программе «Горизонты» можно найти иранский фильм под оптимистичным названием «Третья мировая война». Хотя внимание, очевидно, будет приковано к другой иранской картине, взятой в конкурс — «Без медведей» Джафара Панахи, который недавно был приговорен к тюремному заключению за «пропаганду против режима». Современная гражданско-политическая тема будет представлена и среди неигрового кино — например, картиной «Киевский суд» Сергея Лозницы, отыскивающего в хронике прошлого параллели с настоящим, или «Ядерным» Оливера Стоуна о еще более серьезной угрозе, чем химикаты.

Конкурсная программа

Фото: кадр из фильма «Кит» / A24

«Кит»

О воссоединении семьи в момент кризиса рассказывает фильм Даррена Аронофски «Кит». Главный герой — почти трехсоткилограммовый мужчина Чарли, страдающий пищевым расстройством, который пытается наладить связь со своей дочерью-подростком. Чарли играет сильно загримированный Брендан Фрейзер, который наконец-то возвращается в большое кино после собственного многолетнего кризиса, а его дочь — Сэди Синк, известная по «Очень странным делам». Зная определенную безжалостность и мизантропию режиссера, трудно сказать, чего ожидать больше — семейную драму или фильм ужасов.

В конкурсе есть и другое кино о семейных связях (это также стало одним из лейтмотивов фестиваля). Например, «Вечная дочь» режиссерки Джоанны Хогг, известной полуавтобиографической дилогией «Сувенир» с Тильдой Суинтон, или «Сын» Флориана Зеллера с Хью Джекманом, Лорой Дерн и Энтони Хопкинсом — последний получил «Оскара» за роль в другом фильме Зеллера «Отец».

«Целиком и полностью»

Свой нестандартный взгляд на еду предлагает и Лука Гуаданьино в фильме «Целиком и полностью» (хотя еще никто не забыл знаменитый персик из «Назови меня своим именем»). Историю описывают как роуд-муви о взрослении и поисках себя. Только вот главные герои — каннибалы. Согласно задумке Гуаданьино и авторки оригинального романа Камиллы Деанджелис, это метафора сложных и странных человеческих отношений. Парочку путешественников играют Тейлор Расселл и Тимоти Шаламе.

Интересной рифмой к этой картине может быть внеконкурсная работа Оливии Уайлд «Не волнуйся, солнышко» о мрачной изнанке идиллического городка 1950-х годов. Главные роли играют Гарри Стайлс и Флоренс Пью, а жанр балансирует между психологическим триллером и хоррором — на ум приходит, что это современная версия культовой сатиры «Степфордские жены» или одной из серий «Секретных материалов».

«Блондинка»

Секреты есть везде. Скандальная «Блондинка» Эндрю Доминика, получившая самый строгий рейтинг NC-17, обещает подлинное воссоздание жизни Мэрилин Монро, вплоть до точного копирования фотографий актрисы. Монро играет Ана де Армас, а сценарий основан на книге Джойс Кэрол Оутс. Метод Доминика — препарирование мифов и икон американской истории (в конце 2000-х он прославился с фильмом об убийстве легендарного грабителя Джесси Джеймса), и Монро представляется идеальной героиней для него. В свое время об эту тему обжегся даже Дэвид Линч, когда задумал историю о смерти несчастной и запутавшейся блондинки — пришлось переименовать ее в Лору Палмер.

Для многих фестиваль проходит под знаком камбэка, не только для Доминика или Фрейзера. Так, неожиданно во внеконкурсной программе покажут доделанный уже после смерти режиссера фильм Ким Ки Дука «Зов божий» (напомним, до своей гибели от последствий COVID-19 он снял в Казахстане картину «Растворяться»). Стоит ожидать и других классиков. Это и неутомимый Пол Шредер, который в этом году получит почетный приз, с фильмом «Садовник», и жанровая легенда Голливуда Уолтер Хилл (в его вестерне «Умереть за доллар» Кристоф Вальц снова играет охотника за головами), и Фредерик Уайзман, один из корифеев американской документалистики. Его «Безумцы Титиката» повлияли на «Пролетая над гнездом кукушки», а сейчас он представляет игровую картину о браке Льва и Софьи Толстых «Пара».

Вне конкурса — сериалы

Тизер к сериалу «Королевство: исход»

«Королевство: исход» и «Копенгагенский ковбой»

В фестивальных программах интересно не только объединять, но и сталкивать между собой участников. Таковым, например, выглядит решение взять вместе новые сериалы главных современных датских режиссеров Николаса Виндинга Рефна и Ларса фон Триера, которые враждуют уже много лет. Фон Триер возрождает свой проект из 1990-х под названием «Королевство» о копенгагенском госпитале: эта часть получила библейский подзаголовок «Исход». Рефн, уже представлявший в Каннах сериал «Слишком стар, чтобы умереть молодым», тоже возвращается к корням, вынося свой родной город Копенгаген в название (последний раз режиссер работал со скандинавским материалом в фильме «Валгалла: Сага о викинге»). В «Копенгагенском ковбое» в центре криминальных разборок оказывается девушка по имени Миу — судя по всему, нас ждет уже традиционное для Рефна путешествие по неоновому миру насилия.

Любопытно, что другие режиссеры также снова снимают в родных местах. В основном конкурсе покажут комедию Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бардо, или Ложная хроника нескольких фактов», чье длинное название перекликается с «Бердменом». Эту картину он снял в Мексике, где прогремел его дебют «Сука любовь», а британско-ирландский режиссер Мартин Макдонах покажет на экране Ирландию в фильме «Банши Инишира». Главные роли, как и в культовом «Залечь на дно в Брюгге», играют Колин Фаррелл и Брендан Глисон.

Казахстанское кино

«Голиаф»

Традицию библейских названий фильмов Ким Ки Дука и фон Триера изящно продолжает новая работа Адильхана Ержанова «Голиаф». Социально-бытовая история о противостоянии бедняка и местного криминального авторитета в поселке Каратас, вероятно, будет опираться на каноны вестерна и так называемых revenge films, если вспомнить предыдущие картины режиссера, а также ту самую притчу о схватке царя Давида с великаном Голиафом. Сам Ержанов надеется, что ему удалось соблюсти баланс между жанровым и арт-кино. Фильм отобран в программу «Новые горизонты».

«Горный лук»

Фильм Эльдара Шибанова «Горный лук» — участник специальной программы Biennale College Cinema, созданной для поддержки начинающих режиссеров. В рамках творческой лаборатории участники получают финансирование и участвуют в воркшопах. В 2021 году сценарий «Горного лука» занял второе место на питчинге Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства. Это история мальчика Джабая, который продает лук на трассе и отправляется в путешествие в Китай, чтобы достать там Виагру для отца. В фильме снимались артисты алматинского театра «ARТиШОК» Куантай Абимади и Лаура Турсунканова.

Обложка: Venice Film Festival