6 августа на Netflix начнет выходить второй сезон сериала Wednesday, рассказывающего о Уэнсдей Аддамс — старшем ребенке легендарной готической семейки. Создателями шоу выступили экс-шоураннеры «Тайн Смолвилля» Альфред Гоф и Майлз Миллар, а за режиссуру первых серий первого сезона отвечал Тим Бертон (он же стал исполнительным продюсером). Музыку написал композитор Дэнни Эльфман, сотрудничающий с Бертоном уже много лет.
Первый сезон вышел в ноябре 2022 года и стал хитом: критики хвалили игру Дженны Ортеги, а зрители массово копировали образ Уэнсдэй и ее танец на школьном балу. На Rotten Tomatoes сериал получил 86% свежести от зрителей и 73% — от кинокритиков. Спин-офф про Уэнсдэй даже сравнивали с «Гарри Поттером» и «Леденящими душу приключениями Сабрины». Всего за месяц сериал набрал более 1 миллиона просмотров на Netflix, достигнув уровня первого сезона «Игры в кальмара» и четвертого сезона «Очень странных дел».
Однако наравне с похвалами «Уэнсдей» досталась и значительная порция критики. В преддверии выхода второго сезона разбираемся, за что хвалят и ругают сериал про мисс Аддамс, с какими скандалами он связан и чего ждать в новом сезоне.
Текст Мария Трапезникова
Немного о сюжете
Мы встречаем Уэнсдэй (Дженна Ортега) в обычной старшей школе имени Нэнси Рейган, когда она мстит одноклассникам, которые обидели ее младшего брата Пагсли (Айзек Ордоньес). Со словами «Я единственная, кто может пытать моего брата» она запускает два мешка пираний в школьный бассейн, где проходит тренировка обидчиков. После этого девушку исключают, а родители, Мартиша (Кэтрин Зета-Джонс) и Гомес (Луис Гусман), отправляют ее в академию Невермор — школу для особенных изгоев, их собственную альма-матер. Вместе с Уэнсдэй в качестве шпиона родителей туда отправляется знакомая всем по фильмам 90-х рука — Существо или The Thing в английском варианте (Виктор Доробант).
Холодная и отстраненная директриса академии, Ларисса Уимс (Гвендолин Кристи), которая училась вместе с Мортишей, подселяет Уэнсдэй к энергичной Энид Синклер (Эмма Майерс), до сих пор не обратившимся оборотнем и полной противоположностью старшей Аддамс.
Уэнсдэй решительно не хочет находиться в новой школе и ищет любые возможные способы сбежать оттуда. В какой-то момент она натыкается на тайны, которые ей предстоит раскрыть. Среди них: ряд убийств в местном городе Иерихон и окрестных лесах, совершенных настоящим чудовищем; возможные покушения на жизнь самой Уэнсдэй; предположение, что ее отец Гомес совершил убийство в юности; а также то, что видения Уэнсдей, кажущиеся фрагментами будущего, пытаются ей сказать.
Кино о подростках и изгоях
Уэнсдэй Аддамс стала ролевой моделью для множества подростков по всему миру, которые не вписываются в общепринятые рамки.
«Уэнсдэй — крутая, но не добрая, и это понятно и инклюзивно — в конце концов, разве мы все не отбросы? По ее собственным словам, она упряма, целеустремленна и одержима — “все черты великих писателей, да, и серийных убийц”, — говорит она Существу, бестелесной руке», — пишет издание The Guardian.
Она странная и не такая как все. Логично предположить, что, попадая в окружение таких же выделяющихся и «не таких», она сольется с толпой и станет «нормальной». Однако она выделяется даже среди них. Уэнсдэй — идеальная ученица. Она одаренная полиглотка, виолончелистка, писательница и фехтовальщица. Но она же — убежденная мизантропка, которой претят любые контакты с людьми. «Сартр сказал, что ад — это другие», — говорит она своему психотерапевту, — «Он был моей первой любовью».
«По правде говоря, отчуждают ее от окружающих не столько язвительные интересы или черно-бело-черное чувство моды, сколько ее ледяной и непреклонный характер. Кроме того, эти сверхъестественные дети также подключены к интернету, как и любой современный ребенок. В то время как Уэнсдэй отрицает соцсети», — пишет в ревью издание The Wrap.
При этом Уэнсдэй — обычный подросток. Она, как и все подростки, стесняется своей семьи, а в особенности — своих родителей, все также безумно влюбленных друг в друга. Уэнсдэй не хочет поступать в Невермор именно потому, что это альма-матер ее родителей, а безупречная репутация Мортиши (королева бала и член тайного общества) кажется ей слишком большой для переваривания.
Уэнсдэй больше не похожа на ту девочку из классики 90-х. На протяжении всего сериала она проходит серьезную трансформацию как личность и учится дружить, сталкиваясь, как и любой подросток, с трудностями. Она учится разбираться в своих чувствах, принимать собственную уязвимость и доверять окружающим.
Мир академии Невермор хоть и отличается своими сверхъестественными персонажами, очень похож на пространство типичной старшей школы. В ней есть свои группы: клыки (вампиры), меха (оборотни), стоунеры (горгоны) и чешуя (сирены); есть свои аутсайдеры и популярные ребята; есть главная красотка (типично злобная «королева улья» Бьянка). В этом немного волшебном, но таком знакомом мире происходят конфликты, знакомые любому школьнику. Отчасти именно это делает шоу физическим.
Участие Дженны Ортеги в шоу
Многие критики отмечают, что именно игра Дженны Ортеги, а также ее подход к формированию персонажа, сделали шоу таким популярным и успешным.
«Игра Ортеги в роли Уэнсдэй, безусловно, сыграла важную роль в этом успехе. Учитывая апатию и в целом угрюмый характер персонажа, сложно добиться убедительной энергии. Однако способность Ортеги играть глазами и ее способность приберечь немногочисленные эмоциональные моменты для действительно важных ситуаций делают Уэнсдэй убедительной главной героиней», — пишет в ревью первого сезона издание IGN.
Это же отмечал режиссер первых серий Тим Бертон в интервью The Hollywood Reporter: «Уэнсдэй мрачная. Нужны эта странная внутренняя сила и ясность, потому что их невозможно создать. Дженна похожа на актрису немого кино, и мне в ее персонаже нравятся не столько диалоги, сколько то, как она себя преподносит».
Ортега работала над персонажем с настоящей страстью, стараясь придать Уэнсдэй глубину и типичные подростковые черты.
«Она немного более неловкая в общении; в ней есть уверенность в себе, но она более скрытая», — говорила актриса в интервью The Wrap.
Чтобы подготовиться к роли, актриса дважды в неделю брала уроки фехтования и игры на виолончели, а также освоила походку, подходящую для готического персонажа, чтобы отточить свою «физичность». Еще она добавила Уэнсдэй явные черты латиноамериканки:
«Технически Уэнсдэй — латиноамериканский персонаж, и это никогда не было представлено, поэтому я хочу, чтобы всякий раз, когда у меня появляется возможность представить свое сообщество, это было видно».
«Интерпретация Ортегой стоического, мрачного персонажа — главное, что делает весь сериал успешным. Ее исполнительские приемы уже стали легендой: говорят, она переснимала каждую сцену, где моргала, и лично помогала ставить причудливый готический танец, который с тех пор заполонил Tik Tok», — пишет The Forbes.
Скандалы
В марте 2023 года Дженна Ортега вызвала недоумение фанатов и коллег по индустрии, заявив в одном из подкастов, что меняла реплики Уэнсдэй прямо во время съемок. Дженна утверждала, что ее персонажка бы никогда не стала вести себя так, как было прописано в сценарии.
«Я садилась с авторами, и они спрашивали: “Погодите-ка, что случилось с этой сценой?” И мне приходилось объяснять, почему я не могу сделать определённые вещи», — сказала тогда актриса в подкасте Armchair Expert. — «Не думаю, что мне когда-либо приходилось так резко навязывать свою позицию на съемочной площадке, как на съемках Wednesday».
Она также добавляла: «Ее [Уэнсдэй] пребывание в любовном треугольнике не имело никакого смысла. Там была строчка о платье, которое она должна надеть на школьные танцы, и она сказала: “Боже мой, как оно мне нравится. Фу, не могу поверить, что я это сказала, я буквально ненавижу себя”. И мне пришлось сказать: “Нет”».
Уже позже, в интервью изданию Vanity Fair, Дженна Ортега заявила, что ей стоило подобрать более мягкие слова. Во втором сезоне шоу она стала исполнительным продюсером.
В том же 2023 году произошел новый скандал — сразу несколько женщин обвинили Перси Хайнса Уайта, играющего Ксавье Торпа, в сексуализированном насилии. Спустя несколько месяцев актер сделал заявление в соцсетях, назвав выдвинутые против него обвинения «кампанией дезинформации». Несмотря на это, Уайта исключили из каста второго сезона «Уэнсдэй».
За что критики ругают сериал
В первую очередь, за недостаточное соответствие персонажей из фильмов 90-х и их современной версии. Многие критики отмечают, что в сериале нет той любовной химии между родителями Уэнсдэй, Мартишей и Гомесом, какая она была у них в фильмах.
«Большим плюсом фильмов было то, что родители Аддамс (Анжелика Хьюстон и Рауль Хулиа) страстно любили друг друга, и каждый был столь же уникален и привлекателен, как и другой. Это было таким освежающим изменением по сравнению со стандартной “комедийной” схемой, где истинная красавица влюбляется в неиспорченного простака. В этой [сериальной] паре мы полностью регрессировали. В каждой сцене с новыми Мортишей и Гомесом мне не хватает этого крошечного прогресса больше, чем я мог бы подумать. Их так мало, что мне всегда жаль, когда кто-то уходит», — пишет кинокритикесса Люси Манган в издании The Guardian.
Отмечается также, что в сериале теряется ощущение противопоставления Уэнсдэй нормальности современного мира, как это было в фильмах.
«Дело в том, что, несмотря на фантастическую игру Ортеги и активное участие Бертона, Wednesday в целом так и не передает то, что делало “Семейку Аддамс” такой жутко странной (и визуально она не так впечатляет). Честно говоря, если бы это был просто сериал о недовольной девочкой-экстрасенсе, исследующей свою странную новую школу, он, пожалуй, понравился бы мне гораздо больше», — пишет Variety.
Еще одна претензия некоторых критиков — хромающий сюжет.
«Уэнсдей, несмотря на свой замечательный характер, ужасно справляется с раскрытием загадок, указывая пальцем на неподходящих подозреваемых десятки раз, до самой последней минуты сезона. Финальное объяснение было легко понять, оно содержало как явные подсказки, так и довольно очевидные ложные улики. Остаётся только надеяться, что сценарий второго сезона будет немного интереснее и убедительнее, чем в первом», — пишет Forbes.
Чего ждать во втором сезоне
23 июля 2025 года, еще до выхода второго сезона, был анонсирован третий. Второй сезон будет разделен на две части, каждая из которых будет содержать по четыре серии. Первая выходит на стриминге Netflix уже 6 августа, вторая — 3 сентября.
По сюжету, Уэнсдэй возвращается в академию Невермор в статусе местной знаменитости после того, как в прошлом году спасла школу от Хайда. Девушке такое пристальное внимание не нравится, но ей начинают приходить новые видения, в которых она видит смерть своей подруги Энид Синклер.
Официальный синопсис звучит так:
«Уэнсдэй Аддамс возвращается, чтобы бродить по готическим коридорам академии Невермор, где ее ждут новые враги и беды. На этот раз Уэнсдэй должна балансировать между семьей, друзьями и старыми соперниками, погружаясь в жуткую сверхъестественную тайну».
В новом сезоне акцент будет смещен на отношения Уэнсдэй с Мортишей и Энид, а романтической линии вовсе не будет. Ортега отмечала, что создатели шоу решили добавить в сериал хоррора, сделав его ярче, жестче, темнее, игривее и абсурднее.
Кроме того, во втором сезоне зрителей ожидает целый ряд приглашенных актеров, включая Стива Бушеми, Билли Пайпер, Ноа Тейлора, Энтони Майкла Холла, Кристофера Ллойда и Леди Гагу.
фото: Netflix
Комментарии
Подписаться