Около месяца назад на Netflix вышел сериал «Отдел нераскрытых дел» о сварливом инспекторе Морке, который расследует архивные полицейские дела в подвале среди душевых и туалетов. Это — экранизация популярных романов датского писателя Юсси Адлер-Ольсена. Ее создателем выступил Скотт Фрэнк, автор суперхита «Ход королевы», который решил перенести действие из Копенгагена в Эдинбург. Учитывая, что с 2007 года о Морке вышло 11 книг, впереди нас может ждать не один сезон. 

Рассказываем, почему сериал заслуживает знакомства. 

Текст Матвей Шаев

 

Немного о сюжете

«Отдел нераскрытых дел» не разменивается на предисловия. За агрессивным стартом событий мы наблюдаем из первых глаз — в ход идет нагрудная камера полицейского, прибывшего на место преступления. К нему присоединяются Карл Морк и Джеймс Харди, напарники из эдинбургского убойного отдела. Уже на первой минуте мы понимаем, что Морк — настоящий мастер своего дела. При этом терпеть его рядом — настоящая мука, поскольку он и не думает скрывать свое превосходство над остальными.  

На второй минуте ему приходится жестоко поплатиться за самоуверенность. Преступник неожиданно выныривает из-за угла, всаживает пулю в новичка-констебля (читай — прямо в зрителя), а затем стреляет в его коллег. Оба выживают, но парализованный ниже пояса Харди проведет большую часть времени в больнице, а раненый в шею Морк будет страдать от чувства вины и вспышек ПТСР. Конечно, мизантроп он только с виду: за маской язвительного сквернослова удобно прятать собственные страхи и комплексы. 

Новый жизненный и карьерный этап для Морка весьма символично начинается в подвале полицейского участка. Туда, подальше от глаз, его списывает начальство, поручая Морку возглавить только что созданный отдел для расследования нераскрытых дел. В мире, где правят тру-крайм подкасты, для имиджа властей оказывается неожиданно важным дать еще один шанс тайнам прошлого. 

В помощники Морку навязываются сдержанный сириец Акрам Салим с загадочной биографией и слегка суматошная Роуз Диксон, до этого скучавшая за бумажной работой, которая досталась ей после трагического инцидента на службе. Вместе они берутся за дело Мерритт Лингард — амбициозная прокурорша непонятным образом исчезла прямо на пароме четыре года назад.

 

 

На перекрестке культур 

«Хреново быть шотландцем!» — восклицал Марк Рентон в культовом фильме «На игле». Морк, пожалуй, с этим согласится — хуже только быть англичанином в Шотландии, где он и застрял в результате неудавшегося брака. Будучи одиночкой, плохо вписывающимся в рамки в том числе и полицейского поведения, он демонстративно бесится от всего вокруг — и его вспышки гнева еще не раз ему аукнутся. 

Создатель сериала Скотт Фрэнк, замкнувший на себе обязанности сценариста, продюсера и режиссера — шесть серий из девяти поставлены им — не стал изобретать кардинально нового персонажа. Герои вроде доктора Хауса и Шерлока, колючие умники с большими сердцами, давно облюбовали экраны, поэтому нам остается лишь с удовольствием наблюдать, как Морк в ходе расследования будет постепенно оттаивать, думать о жизни и находить общий язык с другими. Например, с Салимом, который тоже является аутсайдером: мутное сирийское прошлое не только научило его расследовать преступления, но и оставило в душе раны. 

При этом «Отдел нераскрытых дел» — это во многом кросскультурный проект. Предыдущий сериал Фрэнка, «Месье Спейд», тоже был адаптацией детектива. В нем фигурировал культовый одноименный сыщик из книжек американского писателя Дэшила Хэммета, одного из зачинателей нуарной традиции. По воле режиссера действие переместилось за океан — во Францию, где героев типа Спейда почитали авторы французской «новой волны». 

 

 

Карл Морк, в свою очередь, обрел популярность у себя на родине, в Дании, где о нем уже сняли целых шесть фильмов. НАД НИМИ ДАЖЕ ПОРАБОТАЛА СТУДИЯ ZENTROPA, СОЗДАННАЯ ЛАРСОМ ФОН ТРИЕРОМ. Однако Фрэнк снова решил пересадить персонажа на другую почву. Изначально рассматривался Бостон, но в итоге скандинавский детектив приземлился в шотландских окрестностях. 

ХАРАКТЕРНАЯ МРАЧНОСТЬ ЖАНРА ПРИ ЭТОМ В ЦЕЛОМ СОХРАНИЛАСЬ. Норвежцы, шведы и датчане, как правило, не стесняются патологий и жестоких преступлений, нередко обращают внимание на социальные и политические вопросы, а их герои мучаются от одиночества и тяжести проблем — хоть женщины (угрюмая Лисбет Саландер из серии «Миллениум» Стига Ларссона), хоть мужчины (алкоголик Харри Холе из романов писателя Ю Несбё, о котором, кстати, Netflix тоже готовит сериал в 2026 году). 

Таким образом, иностранный жанр наложился на собственную богатую традицию теледетективов. «Отдел нераскрытых дел» можно сравнить и с БиБиСишным «Лютером», и — особенно — с «Убийством на пляже», где мрачноватый и резкий герой Дэвида Теннанта, шотландец Харди, вполне был похож на Морка. 

Также можно уточнить, что помимо общего тэга «британский детектив», сюда следует добавить и специфическое, сугубо региональное определение: так называемый «тартановый нуар», относящийся к Шотландии (тартан — это узор, которым украшаются, например, килты — прим.ред). Кстати, своеобразную мультинациональность сериала отлично подчеркивает и актер Алексей Манвелов, сыгравший Салима: ОН РОДИЛСЯ В МОСКВЕ, ЕГО ОТЕЦ БЫЛ СИРИЙСКИМ КУРДОМ, А ВЫРОС ОН В ШВЕЦИИ, ГДЕ И НАЧАЛ СНИМАТЬСЯ, ПОЗЖЕ ПОЛУЧИВ РОЛИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПРОЕКТАХ. 

 

 

Клубок историй 

Персонажи здесь живые и обаятельные — насколько это возможно в рамках жанра, поскольку угрозами и применением физической силы здесь мало кто гнушается, не исключая даже вежливого Салима, которого поначалу просто отправляют оттирать полы в подвале. Это заслуга как крепкого сценария, так и удачно подобранного каста. 

Главная звезда, разумеется, — Мэттью Гуд в роли Морка. Образ потрепанного и заросшего инспектора в свитере подошел ему как влитой, хотя раньше он в основном играл либо надменных злодеев-первертов («Хранители», «Порочные игры»), либо героев костюмированных драм («Корона», «Аббатство Даунтон»). 

При этом он не выглядит королем в окружении свиты — остальные персонажи тоже наделены своими линиями. Так, например, обездвиженный напарник Харди не превращается в унылую сюжетную функцию, из-за которой должен страдать Морк: он постепенно привыкает к новым обстоятельствам и из больницы помогает вести расследование. Не зря в его уста вкладывают цитату Ниро Вульфа — знаменитого литературного детектива, который разгадывал загадки, не выходя из дома. 

В свою очередь, наблюдать за пикировками Морка с психотерапевткой Рейчел Ирвинг, навязанной ему после ранения, непослушным пасынком или флегматичным соседом-философом — одно удовольствие. В эти моменты в сериале появляются искры разряжающего юмора. 

 

 

Есть в «Отделе нераскрытых дел» и довольно подробная история самой пропавшей Мерритт Лингард, включая флэшбэки из ее молодости. ВООБЩЕ, УЧИТЫВАЯ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ ОТДЕЛА МОРКА, ТЕМА ПРОШЛОГО И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ В СЕРИАЛЕ. 

Сцены с Лингард отделены от основного повествования академическим форматом кадра 4:3. Клаустрофобное сужение экрана необходимо главным образом потому, что Мерритт похищена и заперта в странной тесной тюрьме под надзором двух неизвестных, которые требуют от нее ответа — почему она там оказалась? Но так как принципиальная прокурорша успела отправить немало людей за решетку, поиск причины растягивается на долгие годы. 

К концу сезона героям удается распутать дело, а вот личность стрелявшего в Морка по-прежнему остается тайной — хотя бы из-за того, что инспектору запрещено расследовать нападение на самого себя, а недотепистые коллеги не справляются с задачей. Таким образом, аудитории остается только ждать продолжения. Впрочем, самые нетерпеливые могут погуглить, что команде в будущем предстоит столкнуться с найденными в квартире мумиями, загадочными сектами и еще бог знает с чем. 

К слову, несколько громоздкое русскоязычное название «Отдел нераскрытых тайн» заслоняет от нас еще одну аналогию: Dept. Q, конечно же, рифмуется с культовыми The X-Files (вспомните, что агент Малдер тоже заседал в подвале). Дел у его героев хватило более чем на десять сезонов — Netflix, пожалуйста, не повторяй больше ошибок «Охотника за разумом», оборванного на полуслове. 

Экранный Морк заслуживает времени на то, чтобы разобраться в самом себе и разгадать покушение. Впрочем, шанс на второй сезон существенно повысился после того, как сам автор книг положительно оценил сериала такого не удостоились даже первые фильмы об отделе нераскрытых дел, снятые в родной Скандинавии и потому формально более каноничные. 

 

   

Фото: Netflix