Театральная ситуация в Алматы – живой организм, особенно если говорить о независимых театральных командах. За уходящий год едва не каждый месяц заявляли о себе новые коллективы и проекты, и если говорить о стабильном числе театров, команд и коллабораций, то их можно насчитать порядка тридцати.

Десятки спектаклей разнообразных тем, форм и – что уж скрывать – разнообразного качества представили публике в 2017 году. В этом тексте – десять самых интересных и важных из них (в алфавитном порядке: театральная азбука от Б до С)

 «Байконур», ARTиШОК и АХЕ

Копродукция алматинского независимого театра ARTиШОК и санкт-петербургского инженерного театра АХЕ. Жанр «Байконура» обозначили как «степной цирк» – это гротескная, в чем-то даже мифологическая и мистическая, остросоциальная история о покорении космоса.

Это уличный спектакль, который был сыгран три вечера подряд в столице на Astana ArtFest, каждый раз – с неизменным аншлагом и бурной реакцией публики. Особую зрелищность перформансу придали естественные декорации: действие разворачивалось на Водно-Зеленом бульваре на фоне символа Астаны – Байтерека.

Небывалая красочность, легендарные мотивы, акробатика на стыке с клоунадой – спектаклей такого уровня и с такой позицией не было в Казахстане никогда. В «Байконуре» был задействован весь актерский состав ARTиШОКа и сооснователи АХЕ Максим Исаев и Павел Семченко.

 «Без царя в голове», ARTиШОК

«Без царя в голове» – перформанс, посвященный 100-летию октябрьской революции, ARTиШОК играл уже в Алматы, и это был первый спектакль, созданный специально для Большой сцены, которую театр собственноручно отстроил за лето.

История по мотивам поэмы «12» Александра Блока вобрала в себя весь тот безумный опыт, который театр получил, благодаря совместной работе с АХЕ. Несложный технически, но эмоциональный, красочный и дерзкий, спектакль оказался одной из самых обсуждаемых и спорных работ ARTиШОКа за последние годы.

А как иначе, если режиссер Галина Пьянова вывела на сцену влогера Владимира Ленина с DIY «Как сделать Ленина в домашних условиях своими руками», апострофов (не апостолов!, привет казахской латинице) Петра и Павла, обнаженную Свободу и Есенина с Маяковским, устроившим versus батл.

 B.O.Q. (Боқ), Laboratory 316

Дебютный спектакль команды Laboratory 316 работы режиссера Кубы Адылова стал первым в репертуаре новой алматинской театральной площадки – «Трансформы». В основе спектакля пьеса Фридриха Дюрренматта «Геркулес и авгиевы конюшни», которая, в свою очередь, является интерпретацией античного мифа о подвиге Геракла.

Минималистичная, черно-белая постановка с минимумом реквизита – классический «бедный» театр – держится от и до на актерских работах. Команда, всем участникам которой чуть за двадцать, создала продукт острый и политически реакционный: практически в каждой сцене читаются аллюзии на государственное устройство страны.

Другая сильная сторона B.O.Q. – музыкальная составляющая. Несколько песен, написанных музыкантом и участником лаборатории Arshat’ом, добавляют работе не только драйва и динамики, но и делает спектакль по-брехтовски сильным.

 «Войцек», 28theater

В Алматы не так много независимых спектаклей на казахском языке, и «Войцек» по пьесе Георга Бюнхера – один из них (как и предыдущий – B.O.Q.). «Войцека» для частного театра Азамата Сатыбалды 28theater поставила режиссер Дина Жумабаева из Кокшетау.

Пьеса почти двухсотлетней давности все еще звучит свежо и смело, а в постановке молодого режиссера и театральной команды с большой тягой к современному искусству (а на сцене – сплошь артисты государственных театров, тоскующие по экспериментам) обретает еще и оригинальную форму.

Своих персонажей Жумабаева повергает пыткам водой, огнем, землей и отсутствием воздуха, и это оказывается своего рода творческим ясновидением: судьба главного героя, Франца Войцека, «маленького человека», наводит на мысли о шахтерских забастовках последних недель.

 «Горе от ума», русский театр драмы имени Лермонтова

В 2017 году в тренде – молодые режиссеры. Гульназ Балпеисова, казахстанка, которая работает в московском театре Вахтангова после учебы в мастерской Римаса Туминаса, свой первый спектакль для большой сцены поставила на родине.

«Горе от ума» в ее версии – это история о возвращении домой, где главного героя никто не понимает и никто не ждет. Главное, что она пытается донести до зрителя своей работой, – необходимость оставаться верными себе, вне зависимости от мнения окружения. Это, с одной стороны, вполне грибоедовский месседж, с другой – ее собственный очень интимный опыт.

Привезя с собой из Москвы специалистов по свету и звуку, Балпеисова создала спектакль фантастически красивой формы – зимой будет особенно увлекательно смотреть, как на сцену под песню Цоя, спетую каноном, падает снег.

 «Звериные истории», «Жас Сахна»

Первую в Казахстане постановку пьесы «Звериные истории» американца Дона Нигро (а к тексту уже присматривается и ARTиШОК) осуществил худрук театра «Жас Сахна» Барзу Абдураззаков, ассистировал ему актер Виталий Куприянов.

Это одна из немногих работ «Жас Сахны», в которой точным оказался выбор драматургии – молодая команда театра в образы антропоморфных животных вписалась не только органично, но и с заметным удовольствием.

В «Звериных историях» читается фирменный балаганный стиль Абдураззакова, но Куприянов привносит в спектакль необычную пластику и особую ритмичность. Созданные на стыке разных театральных школ, «Истории» оказываются и увлекательным зрелищем, и пищей для ума.

 «Карагоз», Немецкий театр

Пластическая читка, балет, визуальный театр, театр художника – спектакль «Карагоз» режиссера Наташи Дубс и хореографа Флориана Бильбао можно рассматривать с совершенно разных ракурсов. Для алматинцев он как настоящий бриллиант – сияющий и редкий – посмотреть его удалось пока только избранным.

Официальную премьеру «Карагоз» провели в Астане, осенью Немецкий театр поехал в большой тур по городам Европы – спектакль играли в Париже, Брюсселе, Берлине, Москве. В Алматы в силу технических особенностей для спектакля подходит не так много площадок, и, вероятно, он будет играться на сцене хореографического училища имени Селезнева.

В «Карагоз» ввели несколько молодых актеров; спектакль подпитан энергией мировых столиц и ждет возможности наконец полноценно выйти к зрителю в родном городе.

 «Мечта», арт-убежище «Бункер»

Спектакль для тех, чей пубертат пришелся на 90-е годы: волна ностальгии по школьным дискотекам обеспечена. Художественный руководитель «Бункера» Азамат Абдильдинов адаптировал пьесу «Наташина мечта» Ярославы Пулинович, превратив ее в подобие диалога между девочками-подростками из разных социальных слоев.

Земфира, резинка для волос с бусинами, духи «Зеленый чай», спортивки «Адидас» – один только антураж спектакля рождает множество эмоций и ассоциаций. На сцене в «Мечте» всего две актрисы, Ксения Кутелева и Виолетта Колибердина, но в их историях целая эпоха.

«Наташина мечта» – самая популярная пьеса уральского драматурга Ярославы Пулинович, ее много ставят в России. Да и в Казахстане, в том числе в Алматы не раз обращались к этому тексту. Версию «Бункера» отличает личный подход: и режиссер, и актрисы транслируют аудитории свои переживания, вовлекая публику в диалог.

 «Мой маленький Оскар», авторский проект Марианны Покровской

«Мой маленький Оскар» – моноспектакль актрисы русской драмы имени Лермонтова Марианны Покровской, который идет на сцене театра «Жас Сахна». В основе – пьеса Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая дама».

Наивный и слезливый текст драматурга Покровская рассказывает как собственную историю, а в кулуарах делится: в ее биографии был похожий опыт. Главный герой спектакля – 10-летний Оскар, который умирает от рака. Миниатюрная, хрупкая, актриса в амплуа травести чувствует себя на своем месте и эмоционально, и физически.

«Мой маленький Оскар» – это не только режиссерская и актерская работа Марианны Покровской, спектакль создан ею от и до: от костюмов и декораций до музыкального оформления. И результат оказывается достойным громадного уважения: создательница спектакля не играет с чувствами зрителя, не заставляет его моментально рыдать от сопереживания, а взывает к чему-то потаенному и светлому.

 «Созвездия», ARTиШОК

Спектакль «Созвездия» для ARTиШОКа поставил петербургский режиссер Борис Павлович. Это довольно нетипичная работа для команды театра: пьеса драматурга Ника Пейна написана в жанре мелодрамы, хоть и с пометкой «в условиях квантовой физики».

«Созвездия» – это история отношений внутри одной пары, но происходящая в нескольких временных и пространственных измерениях. Для формы спектакля это дает миллион возможностей, но содержательно это все равно – о мужчине и женщине, которые влюбляются, ревнуют, ссорятся, переживают радости и беды.

Художник Антон Болкунов оформил «Созвездия» космически (это и метафора, и нет): зал затянут лазурного цвета зеркальной пленкой, а для полного погружения зрителям на входе выдают бахилы – нечего топтать Вселенную грязными подошвами.


фотографии: обложка – total.kz, 1 – Айгуль Серикпулова, 2 – Ольга Малышева, 3 – B.O.Q, 4 – today.kz, 5 – vecher.kz, 6 – liter.kz, 7 – total.kz, 8 – Бункер, 9 – liter.kz, 10 – ladypixphoto.