В эти дни в Италии проходит одно из главных кинособытий года — 82-й Венецианский международный кинофестиваль. Среди самых громких премьер можно выделить «Франкенштейна» Гильермо дель Торо, «Бугонию» Йоргоса Лантимоса и «Метод исключения» Пак Чхан-ука. 

Именно о последней картине корейского режиссера, которую уже хвалят и называют «Паразитами» 2025 года, рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Текст Ораз Керейбаев

 

Сюжет

Фильм начинается с умилительной сцены семейной идиллии. Отец семейства Ман-су жарит угря во дворе красивейшего дома, пока его жена Ли Мири и дети занимаются бытовыми делами. Сопровождающая музыка, выбранные цвета и движения камеры говорят о неком идеальном моменте из жизни этих людей. Ман-су буквально проговаривает зрителям, что достиг счастья, ведь он работает на престижной должности менеджера в многомиллионной компании, производящей бумагу. Поэтому его жена может позволить себе не работать, а дети имеют возможность ходить в престижные школы и посещать всевозможные кружки. 

Заявленная в начале идиллия исчезает из жизни героев практически сразу. Ман-су сталкивается с увольнением после того, как компанию приобретают американцы. После этого наш герой оказывается на обочине. Он верит, что найдет новую работу в течение трех месяцев, но по прошествию года он все так же остается не у дел.

Ман-су теряет почву из под ног. Жена готова продать их дом мечты, чтобы купить небольшую квартиру в человейнике. Теперь она должна устроиться на работу, чтобы прокормить семью, попутно отказавшись от всех платных кружков для детей, своих уроков танцев и даже подписки на Netflix. Для Ман-су это становится кошмаром наяву. Компенсация давно закончилась, долги накапливаются, а рабочих мест не становится больше. Поэтому наш герой находит единственный выход из ситуации — устранить действующего менеджера компании, попутно убив других кандидатов, которые могут встать на пути Ман-су.

 

 

У нас не было другого выбора

Название фильма «Метод исключения» отражает одну из тем новой работы Пак Чхан-ука, намекая на сюжетную линию с устранением конкурентов. Однако англоязычное название No Other Choice (примерный перевод — «нет другого выбора») подходит картине даже больше, ведь говорит о более глубокой теме растущей безработицы в Корее. Когда американские владельцы компании увольняют Ман-су, зрители впервые слышат фразу «У нас не было другого выбора». Ее повторяет и сам протагонист, когда решает пойти на убийство. В течение фильма он еще не раз произносит ее, в каждом случае все сильнее отдаляясь от изначального образа примерного семьянина. 

Наблюдая за происходящим со стороны, то и дело посещает мысль, что у главного героя всегда есть выбор. Однако он продолжает находить оправдание своим действиям, прикрываясь системой, которая переработала его и выбросила, как только он стал ненужным. В этом плане параллель между Ман-су и бумагой — тоже переработанным продуктом — так и начинает напрашиваться в головы зрителей. Ли Мири то и дело предлагает мужу найти работу в другой отрасли, но тот продолжает отказываться. Так автор дает публике понять, что другой выбор у Ман-су, как и у других героев фильма, все-таки есть.

 

 

Новые «Паразиты»

Тема социального расслоения исследуется в Корее не первое десятилетие. Один из главных фильмов страны — «Горничная» 1960-года — говорил об этой проблеме. Ну а с началом 21-го века игнорировать ее стало практически невозможно. Поэтому все самые популярные проекты Кореи, начиная от камерной драмы «Маленькая принцесса» и заканчивая многомиллионным сериалом «Игра в кальмара», ставят во главу угла бедность и попытку выбраться из нее. 

Самым популярным фильмом в Корее на эту тему можно смело назвать «Паразитов» Пон Джун-хо. Именно их критики чаще всего вспоминают, обсуждая «Метод исключения». Схожа здесь и тема социального неравенства, и театральная жестокость, творящаяся на экране, и жанровые метаморфозы, через которые проходит фильм. Помимо наполнения картины, новая работа Пак Чхан-ука напоминает «Паразитов» в том, что у нее есть все шансы получить престижную награду на нынешнем фестивале, а после наделать шуму во время оскаровской гонки. 

На то, что у Пак Чхан-ука есть шансы в нынешнем наградном сезоне говорит и массовая направленность «Метода исключения». Хотя к середине у фильма начинает меняться тон, превращая сумасшедшую жанровую ленту в сюрреалистическую картину, большую часть времени зритель находится на аттракционе, целиком и полностью состоящем из лучших приемов режиссера. Тут и неожиданный юмор, и кровавые сцены, и великолепная операторская работа. Поэтому сравнение с «Паразитами» в этом случае выглядит более чем заслуженным. 

 

 

Вывод

«Метод исключения» — подарок для фанатов Пак Чхан-ука. Возможно это не самая сильная или же депрессивная работа мастера, но точно одна из самых массово-ориентированных и энергичных. Знакомая тема с необычным сюжетным крюком в виде менеджера, решившего убить своих конкурентов, цепляет и не отпускает зрителя вплоть до финала, который оставляет ощущение обиды за нынешнюю ситуацию в Корее и в мире.  

 

   

Фото: CJ ENM