В основной программе Каннского кинофестиваля показали биографическую ленту «Ученик», рассказывающую о становлении молодого бизнесмена Дональда Трампа. Главные роли в фильме исполнили Себастьян Стэн, известный по образу Зимнего солдата в кинокомиксах Marvel, и Джереми Стронг, прославившийся на весь мир сериалом «Наследники». 

В преддверии президентских выборов США байопик об одном из самых спорных политиков современности должен произвести фурор в американском прокате. Ну а пока увидеть столь громкую работу может лишь небольшая группа синефилов, посетивших Каннский кинофестиваль. Среди них есть и кинокритик Ораз Керейбаев, который теперь делится своим мнением о фильме.

Автор Oraz Kereibayev

Фото: Festival de Cannes

 

Сюжет

События разворачиваются вокруг истории успеха молодого бизнесмена Дональда Трампа. Картина охватывает период с начала 1970-х и до середины 1980-х. Точных дат зрителям не говорят, но дают примерное понимание за счет вставок знаменитых телевизионных выступлений американских президентов того времени. Среди них речи Ричарда Никсона об отставке и Рональда Рейгана о величии США. 

С самого начала фильма Дональд заявляется как талантливый и амбициозный сын деспотичного Фреда Трампа. Занимаясь строительным бизнесом, отец семейства создал многомиллионную империю, которую он планировал передать старшему сыну Фреду Трампу-младшему. Но первенец решил стать авиапилотом, и поэтому молодому Дональду выпала участь наследника компании. Теперь ему нужно разобраться с судебным иском, выставленным против бизнеса Трампа. 

Для этого Дональд решает найти лучшего адвоката, кем оказывается безжалостный и нечистый на руку Рой Кон. Его великолепно сыграл Джереми Стронг, наловчившийся на сериале «Наследники» создавать напряжение в диалоговых драмах. Рой берет молодого Трампа к себе под крыло, обучая всем тонкостям бизнеса. Как и в других подобных историях, Дональд учится у наставника тому, как быть настоящей акулой в мире бизнеса, быстро берет на вооружение свод правил Роя, оттачивает их до совершенства и оборачивает против своего же учителя.

 

 

Сопереживание злу

Новый фильм Али Аббаси — это великолепно построенная классическая история о предательстве. В этот раз на хороший сценарий накладывается громкий социально-политический контекст современной Америки. Ведь на экране перед публикой не вымышленный Пол Атрейдес или Энакин Скайуокер, которым суждено стать диктаторами только в выдуманных мирах, а вполне настоящий Дональд Трамп. Поэтому у зрителя с самого начала возникает диссонанс, ведь нам предлагают сопереживать (во всяком случае, до какого-то момента) одному из самых спорных политиков современности. 

Что интересно, Себастьян Стэн не уходит в какие-либо клише и не пытается принизить образ Трампа. В первой половине фильма Стэн умудряется построить сложного, многогранного персонажа, который с каждым новым делом становится сильнее своих наставников в виде отца и Роя, буквально разрушая их власть на глазах у зрителей. Далее его образ меняется, и ближе к концу становится понятно, что от амбициозного, но обаятельного персонажа не осталось и следа. 

Уже в финальной сцене мы видим того самого толстого, лысеющего Дональда с пооранжовевшем от таблеток лицом. Он становится вполне фигуральным монстром, ведь сцена его победы над обидчиками противопоставляется кадрам, где Трамп проходит хирургические операции по откачиванию жира из тела и снятия скальпа для скрытия залысин. Тут очень легко провести параллели между будущим президентом и настоящим монстром, потерявшем свою человеческую сторону.

 

Фото: Festival de Cannes

 

От частного к общему

Хотя Абасси показывает разные грани личности Трампа, зрителям в конце становится более чем очевидно, как режиссер относится к политику. Через историю предательства Роя Кона постановщик показывает безжалостность Трампа. Более того, в определенных сценах публика видит, насколько молодой бизнесмен наслаждается властью, публично унижая Роя, но при этом улыбаясь при личной встрече. 

Естественно, Абасси пытается сказать, что если Трамп может без лишней мысли расправиться со своим ближним, то можно представить, что он может сотворить с целой нацией, если ему дать контроль. И как мы все знаем, контроль он получил, пусть всего на один срок. И тут, наверное, самым страшным оказывается диалог из фильма, где Дональд признается, что власть — это и есть его финальная цель. А значит, Трамп и дальше будет стремиться к ней, обходя всевозможные законы.

 

 

Джереми Стронг великолепен

Наверное, все, кто смотрел «Наследников», запомнили сложнейший актерский перфоманс Джереми Стронга, чей персонаж мечтал занять место главы компании своего отца. В случае с «Учеником» Стронг возвращается в знакомую атмосферу мира бизнеса, но на этот раз выступает в роли учителя Трампа. Уже в первой сцене Аббаси заявляет его как прирожденного убийцу, способного напугать собеседника одним пронзительным, мертвым взглядом. Он ворует все внимание зрителей в каждой своей сцене — будь то сумасшедшая секс-вечеринка после подписания очередного контракта, агрессивные крики в сторону секретарши прокурора или же импульсивная серия отжиманий после сложного собрания. Все эти визуальные образы ударяются в голову не только из-за своей комичности и сумбурности, но и из-за огромной отдачи Стронга своему герою. Поэтому у актера есть большие шансы получить номинацию на «Оскар» за лучшую роль второго плана.

 

Фото: Festival de Cannes

 

Визуальный стиль

Али Аббаси почти что не известен за пределами фестивальных кругов. Хотя режиссер уже давно доказал свою состоятельность, сняв три разных фильма в трех разных жанрах в трех разных странах. В случае с «Учеником» постановщик продолжает традицию, наконец дойдя до Америки и выбрав в качестве нового направления байопик. Но интересно, что как и в случае с «Убийцей “Священным пауком”», где сюжет развернулся вокруг маньяка, нападающего на проституток в Иране начала 2000-х, в «Ученике» Аббаси вновь решает поговорить о важной и больной для страны теме.

Вполне неожиданно постановщик уходит в совершенно иной визуальный стиль, оставив минималистичное медленное кино и выбрав вместо него пеструю, динамичную и яркую ленту. Работа Аббаси скорее всего будет сравниваться с визуальным стилем Адама Маккея, у которого за плечами — «Не смотри наверх» и множество эпизодов «Наследников». Так, фильм использует постоянную съемку из-за спины, множественные склейки и огромное количество клоуз-апов. Все это придает напряжения вполне обычным диалогам о бизнесе и договорах. Добавляя ко всему этому атмосферу Америки 1970-х, Аббаси создает потенциальный зрительский хит, и интерес к нему должен быть огромным в связи с предстоящими выборами в США.

 

 

Вывод

«Ученик» — это двухчасовое путешествие в молодость Дональда Трампа, где будущий президент Америки делает первые шаги от амбициозного парня до безжалостного бизнесмена. В фильме хорошо практически все, начиная от запоминающихся актерских работ, продолжая динамичным визуальным языком и заканчивая наличием нетривиальных метафор. Поэтому картина имеет все шансы стать главной политической лентой США этого года.

 

   

Обложка: Festival de Cannes