На больших экранах состоялась премьера самого розового, кричащего и неординарного фильма этого лета — «Барби». Из-за огромного резонанса в интернете, картина о говорящей игрушке обрела культовый статус задолго до выхода в свет. Любой уважающий себя зритель заранее знал, что на новую работу Греты Гервиг надо идти в розовом, а еще лучше — совместить просмотр с другим большим блокбастером сезона «Оппенгеймером».

В итоге «Барби» превратилась из еще одного отпускного фильма в огромное событие. Поэтому на плечи пластиковой куклы была возложена невероятная задача — вернуть людей в кинотеатры. Справились ли создатели с задачей? Ответ на этот вопрос дает наш кинокритик Ораз Керейбаев.

Автор Oraz Kereibayev

Сюжет

«Барби» начинается с пародийной сцены на известнейший эпизод эволюции приматов, показанный в фильме Стенли Кубрика — «Космическая Одиссея: 2001». Однако в данной версии вместо неизвестного инопланетного куба на Землю прибывает гигантская Марго Робби, воплотившая титульный образ. Все это сопровождается закадровым голосом Хелен Миррен, которая рассказывает о позитивном влиянии пластиковой куклы на борьбу женщин за свои права. Естественно, в этот момент в зале слышен зрительский смех.

Далее сюжет переносится в наши дни, где все Барби и Кены (а также единственный во всей линии игрушек Аллен) живут на острове Барбиленде. По одному только названию можно понять, что весь этот мир построен для Барби, причем для всех версий куклы сразу. Поэтому у девушки не может быть плохого дня. Весь ее гардероб идеально сидит, а каждый ее вечер заканчивается огромной вечеринкой в особняке. Этот цикл продолжается день за днем, пока в один прекрасный момент самая стереотипная из Барби не задается экзистенциальным вопросом: «А вы задумывались о смерти?»

Неожиданный сбой в системе запускает основной сюжет картины, в ходе которого главная героиня должна будет разобраться в себе и покинуть игрушечный мир, чтобы попасть в не менее пластиковый Лос-Анджелес. Там Барби сталкивается с суровой действительностью, где женщины не правят миром, а являются в лучшем случае помощницами мужчин в строгих костюмах.

Фото: Warner Bros. Pictures

Критика патриархата

«Барби» — это один большой социальный комментарий на нынешнее положение женщин в обществе. Вырывая персонажа Марго Робби из привычных для нее условий, зритель чувствует на себе сексизм и пренебрежение, с которыми девушки сталкиваются на ежедневной основе. Невинное поведение главной героини в реальном мире воспринимается обществом как доступное, из-за чего молодые люди, оказывающиеся рядом с ней, не стесняются в выражениях в ее адрес.

Многие режиссеры могли бы остановиться здесь, ограничив всю критику патриархата на банальной демонстрации некорректного мужского поведения, но Грета Гервиг идет дальше, углубляясь в первопричину сексизма и всю нелепость дискриминации по половому признаку. Интересно то, что постановщица успевает задеть практически всех ответственных за нынешнее положение дел, включая компанию-производитель кукол Барби — Mattel. Так, в одной из сцен напрямую говорится, что создание данной игрушки откатило борьбу за равноправие на десятки лет назад, вернув тренды на нереалистичные стандарты красоты и капитализировав миллиарды на сексуализации женщин.

Фото: Warner Bros. Pictures

Гервиг также исследует тему гендерного неравенства через персонажа Райана Гослинга. В первой половине фильма мы узнаем, что единственное предназначение каждого Кена — это служить Барби. У него не может быть собственных амбиций, а его день должен быть подстроен под распорядок своей возлюбленной. Ведь если у Кена нет Барби, то для мира он не более чем бесполезная фигурка.

Динамика отношений между всеми Кенами и Барби — это зеркальное отражение абсолютной формы патриархата. Поэтому, когда Гослинг узнает о положении дел в реальном мире, он сиюминутно пытается адаптировать новообретенные знания в сеттинг Барбиленда, отнимая у девушек их социальный статус. В итоге, герои приходят к пониманию, что дискриминация по половому признаку приводит к разобщенности общества, где одни раз за разом проживают свой идеальный день, а другие лишаются какой-либо индивидуальности. Как итог, Гервиг вполне удачно исследует тему патриархата, но она отказывается давать нам какое-либо практическое решение проблемы, что оставляет публику с неким чувством недосказанности.

Кто-то может обратить внимание и на определенную вторичность «Барби», многие сюжетные повороты которой напоминают «Лего. Фильм», выпущенный все той же студией Warner Brothers и рассказывающие о попадании знаменитой игрушки в реальный мир. Тем не менее работа Гервиг все еще ощущается вполне самобытной и как минимум важной для современного общества ввиду поднятых тем и титанического труда, вложенного в создание проекта.

Фото: Warner Bros. Pictures

Сет-дизайн и пасхалки

Хочется отдельно выделить сет-дизайн и костюмы в фильме. Почти весь Барбиленд был построен с использованием реальных декораций, будто бы сошедших с картин 1950-х. Тут и огромный кукольный домик, и задние планы гор и облаков, которые на самом деле были просто нарисованы художниками. Все это придает местности некую кукольность, что как никогда подходит для вымышленного острова. Тут персонажи могут удариться об картонный океан или же ехать на статичной машине.

Помимо интересных находок в сет-дизайне, зрители смогут найти в Барбиленде огромное количество отсылок к знаменитым фильмам. Самым большим ресурсом для вдохновения можно считать «Волшебника страны Оз», откуда были взяты и картонные декорации, и дорога из желтого кирпича (здесь она розовая), и снежный шар с миниатюрным домом Барби. Также фильм оставляет несколько вполне понятных пасхалок к уже названной «Космической Одиссее: 2001» и «Матрице». Что интересно, все три фильма похожи на «Барби» тематически, ведь в каждом случае главный герой отправляется в незнакомый для себя мир, чтобы узнать правду о своем происхождении.

Наконец, по словам Греты Гервиг, она вдохновлялась такими классическими мюзиклами как «Шербурские зонтики», «Красные башмачки», «Весь этот джаз» и «Лихорадка субботнего вечера». При этом картина сильно опирается на исторический бэкграунд компании Mattel. К примеру, первая версия Барби, которую видят зрители, носит оригинальный костюм куклы, выпущенный в 1959 году. Еще одна примечательная отсылка появляется ближе к концу фильма: желтое платье Барби напоминает образ певицы Билли Айлиш из песни для фильма.

Звездные исполнители

Следующая тема, о которой нужно обязательно поговорить — это актерский состав картины. В фильме приняло участие более дюжины знаменитостей, начиная от молодых звезд сериала «Половое воспитание» — Эммы Маккей и Шути Гатвы, и заканчивая уже состоявшимися Кейт Маккиннон и Уиллом Ферреллом. Помимо них, небольшие роли достались певице Дуа Липе, написавшей заглавную песню к картине, и бывшему борцу ММА Джону Сине. К сожалению, столь внушительный список из известных имен не оправдывает себя. Все они постоянно находятся в кадре, но с ними мало что происходит. Внимание авторов просто уходит на дуэт Робби и Гослинга. Поэтому потенциал других актеров никак не раскрывается в фильме, а каждый исполнитель будто превращается в мебель, дополняющую мир Барбиленда.

Но стоит признать, что фокусировка на персонажах Робби и Гослинга полностью оправдывает себя. Более того, последний буквально ворует все сцены со своим участием. Наиболее сильно здесь хочется выделить смешную и одновременно трагическую песню о тяжести жизни Кена. Конечно, исполнитель давно заявил себя в качестве драматического актера («Драйв», «Ла-Ла-Ленд»), но именно в «Барби» он смог полностью проявить свой комедийный потенциал.

Фото: Warner Bros. Pictures

Итог

«Барби» сложно назвать безупречным фильмом. Не все шутки понравятся зрителям, не все поднятые темы получат свое логическое завершение. Тем не менее данное произведение стоит вашего внимания как минимум по одной причине — оно обращено в первую очередь к женщинам, что даже в наше время остается редкостью. Гервиг говорит нам о столь простой, но при этом непостижимой для современного общества истине: девушки не обязаны поддакивать мужчинам, исполняя их прихоти. Она же напоминает нам, что женщины имеют право не соответствовать выдуманным стандартам красоты или оставаться экстраординарной во всем, ведь только Барби может быть Барби.

Точно также фильм Греты Гервиг не должен соответствовать идеалам. Напротив, он может быть громким, шутливым и временами простым. Ведь вопреки, а во многом и благодаря всему перечисленному зрители наконец увидели ту самую неповторимую, но универсальную «Барби».


Обложка: Warner Bros. Pictures