Что скрывается за странным словосочетанием «Банши Инишерина»? Инишерин — вымышленный ирландский остров; банши — мифические женские духи из ирландского фольклора, которые своими криками предвещают смерть. Такое название из двух созвучных слов Мартин Макдона дал своему новому фильму, который стал триумфатором Венецианского кинофестиваля и «Золотого глобуса», а теперь претендует на девять премий «Оскар». Сейчас фильм можно посмотреть в кинотеатрах Казахстана.

Автор Екатерина Лопатина

В 2004 году молодой британский режиссер с ирландскими корнями Мартин Макдона ярко дебютировал с короткометражкой «Шестизарядный» — настолько, что сразу получил «Оскара» за лучший короткометражный игровой фильм. Спустя три года прогремел «Залечь на дно в Брюгге», где впервые случился теперь уже культовый актерский дуэт Колина Фаррелла и Брендана Глисона. Потом были черная комедия «Семь психопатов» (2012) и драма о возмездии с Фрэнсис Макдорманд «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017), тоже оскароносная. Мартин Макдона, как и его старший брат, режиссер Джон Майкл Макдона, часто работает с ирландскими актерами и обращается в своих работах к ирландской теме. Но если место действия фильмов Макдоны-старшего чаще концентрируется именно в Ирландии («Однажды в Ирландии», «Голгофа»), то Мартин Макдона помещает своих героев в сеттинг довольно широкой географии, от Бельгии до Лос-Анджелеса. И вот, «Банши Инишерина»: тот самый вымышленный ирландский остров, эталонный узнаваемый пейзаж. Здесь спустя пятнадцать лет в кадре фильма Макдоны снова встречаются Колин Фаррелл и Брендан Глисон.

У персонажей Фаррелла и Глисона, Падрейка и Колма, есть традиция: каждый день в 14:00 они идут в паб выпить пинту пива. Однажды привычный распорядок неожиданно нарушается. Колм, скрипач, больше не хочет участвовать в этом мероприятии и отказывается отвечать на вопросы друга, который недоумевает, что же он умудрился (скорее всего, на пьяную голову) сделать не так. В конце концов Падрейк добивается обескураживающего ответа: он просто больше не нравится компаньону по походам в паб. Позже оказывается, что Колма мучают экзистенциальные вопросы. «Как дела с отчаянием?» — раз за разом спрашивает Колма священник на исповеди. Скрипач сокрушается, что жизнь проходит мимо за пустой болтовней, а нужно успеть оставить после себя что-то для следующих поколений. Он решает отказаться от общения с недалеким другом и заняться созиданием — сочинением произведения для скрипки. Падрейк не согласен принять такой расклад, он не считает их болтовню с Колмом пустой и уверен, что надо просто быть хорошим человеком, а не пытаться войти в историю. Противостояние двух друзей нарушает размеренную жизнь всего острова, привычная для Макдоны-младшего черная комедия набирает обороты.

Все это происходит в замкнутом мире острова Инишерин, населенного гротескными персонажами. 1923 год, финальная стадия гражданской войны, сотрясающей всю Ирландию. Жители Инишерина читают новости о войне в газетах и даже слышат звуки взрывов, которые доносятся с материка. Война одновременно совсем рядом и невероятно далеко, как будто в другом мире. На Инишерине время застыло, там свой ритм и свои страсти. Люди ссорятся, обмениваются сплетнями, ходят в церковь. Вообще, католическая церковь — важный мотив для обоих братьев Макдона, у которых за плечами католическая школа. В их фильмах много критики религиозных институций, но есть место и своеобразным поискам Бога. Верно это и для картины «Банши Инишерина». Здесь есть и церковь, и неприятный священник, обыгрывается пренебрежительное отношение ирландцев-католиков к ирландцам-протестантам. При этом все это соседствует с языческим миром.

На развилке дорог, которые ведут к домам Падрейка и Колма, стоит католическая скульптура Мадонны. При этом на набережной Инишерина располагается каменный кельтский крест — символ хоть и раннехристианский, но с языческими элементами. Колм в итоге сочиняет произведение для скрипки и придумывает для него название — «Банши Инишерина». Скрипачу просто нравится созвучие слов, но он считает, что, возможно, на Инишерине есть и банши. Только они не кричат, предвещая смерть, а просто сидят, развлекаются и наблюдают. О банши, мифических предвестницах смерти, довольно прямолинейно напоминает еще один персонаж фильма — миссис МакКормик. Это мрачная старушка, которая курит трубку и чем-то напоминает ведьм из шекспировского «Макбета». Жители острова ее сторонятся и, кажется, не зря — она может предсказать чью-то смерть.

«Банши Инишерина» — притчевая история об упрямстве и дружбе, вечности и настоящем, искусстве и смерти. Она непременно понравится поклонникам черной макдоновской комедии и актерского тандема Фаррелла и Глисона. Фирменные диалоги Мартина Макдоны с их неизменной театральностью здесь тоже реализованы в полной мере. Дает ли режиссер своим персонажам какую-то надежду, есть ли просвет в мрачной пелене сарказма — вопрос, ответ на который у каждого зрителя будет свой. В любом случае, кинотеатральный прокат фильма — хороший повод как минимум полюбоваться захватывающей красотой ирландских пейзажей на большом экране.


Обложка: Searchlight Pictures / 20th Century Studios