В издательстве «Бомбора» вышла книга «Самооборона от А до Я. Как победить в драке на улице, не владея боевыми искусствами».Ее написал сертифицированный инструктор по рукопашному бою и выживанию Михаил Диденко. В книге говорится, как не выглядеть жертвой, уметь определять психотип агрессора в ходе конфликта, прогнозировать действия агрессора, манипулировать им при разговоре, разработать личную систему безопасности для себя и своих близких, защитить себя с помощью простых эффективных приемов, правильно вести себя на допросе, а также о многих других полезных вещах.

Публикуем отрывок из книги, который рассказывает, как вести себя, чтобы не выглядеть жертвой на улице.

   

Виктимология

Еще один важный аспект профилактики — это виктимоло­гия. Попросту говоря, это то, какое впечатление производит человек на окружающих. В том числе на преступников. Не­ верно считать, что грабитель нападает буквально на первого встречного. Кроме наркоманов на последней стадии соци­ального разложения так никто делать не будет. Преступнику не нужен бой, ему нужна легкая добыча — неважно в чем его цель (то ли «развлечение», то ли грабеж). Поэтому преступ­ник всегда будет прикидывать, сканируя взглядом прохоже­го — можно ли его «отработать» или не стоит? Если есть риск, что не стоит, то преступник не будет рисковать. Поэтому совет прост — надо выглядеть так, чтобы с вами не хотели связы­ваться. И дело тут не в том, мужчина вы или женщина, высо­кого роста или не очень. Дело в других параметрах, которые подсознательно оценивает каждый «гопник».

Параметры виктимности:

 Осанка

 Одежда

 Голос

 Походка

 Взгляд

Стопроцентную гарантию не может дать никто — в этом уравнении слишком много неизвестных… Лучше всего учиться чувствовать угрозу, развивать свою интуицию. Но практики, которые помогают достичь этого, научиться чувствовать враждебные взгляды (точнее, намерения), слишком трудны в выполнении для современного человека. Надо учиться не один месяц, тратя каждый день примерно по 4 часа. Много ли наших соотечественников могут себе такое позволить? Да и большинство относится к самой идее интуиции с недоверием. «Приемчики или там газовый баллончик — вот это да!» — так размышляет среднестатистический человек. (Прим. авт.)

— Осанка должна быть ровной — уверенный в себе человек всегда ходит с ровной спиной, развернутыми плечами и пря­мо держит голову. Это психосоматика — «Что внутри, то и сна­ружи». Если же человек сутул, плечи сведены, то впечатление уже совсем другое. Такой человек не похож на лидера. Поэто­му нужно обратиться к остеопату, который поможет с осанкой. Конечно, есть множество полезных упражнений, но по опы­ту можно сказать — все таки лучше обратиться к хорошему остеопату, а уже потом поддерживать с помощью упражнений себя в форме.

— Походка — шаги должны быть пружинистые, ровные — не слишком широкие, не слишком узкие.

— Взгляд — смотреть прохожим надо в глаза или в край­нем случае на линию горизонта. Опущенный взгляд — при­знак унылости — а значит, что, возможно, и внутренней сла­бости или проблем. Такого человека «обработать» уже легче. Конечно, смотреть на прохожих надо не вызывающе — это тоже притягивает агрессию. Но и не убирать поспешно взгляд, столкнувшись с кем­то глазами на улице, — такое расцени­вается маргиналами как признак слабости. То есть опять же «можно давить».

— Одежда — одежда должна быть чистой и опрятной. В за­крытых системах с жесткой иерархией (армия, тюрьма) не лю­бят нерях, их переводят в разряд «чушканов». Потому что одежда показывает, уважает ли человек себя. У нас на подсо­знательном уровне чистота ассоциируется с чем-­то позитив­ным, а грязь с болезнями и нищетой.

— Голос — увидев более­ менее подходящего человека, опытный «гопник» старается проверить свою оценку с по­мощью какого­-нибудь безобидного вопроса — «Как пройти туда­-то?», «Который сейчас час?». Ему важен не ответ, а тон, интонация, с которой ответ будет произнесен. Если голос сдавленный, тихий, робкий — то это только подкрепит его в намерении напасть. Если же человек ответит резко, кратко, звучно, то «гопник» как минимум засомневается. И, скорее всего, начнет ждать следующего.

Человек может также невербально транслировать сооб­щение «Оскорбите меня», «Унизьте меня». В данном случае большие мышцы, грозные татуировки и крутые тренировки не помогут, потому что внутреннее ощущение себя «жерт­вой» никуда не денется. Нужна работа психотерапевта. Нужно убрать это «сообщение». Тогда, глядишь, и навыки самозащи­ты не понадобятся.

Еще один из признаков «жертвы» — голова, ушедшая в пле­чи. Опять же психосоматика — «забитый» человек поднимает плечи, как бы стараясь закрыться от подзатыльников. При­ чем «подзатыльники» могут быть условными — оскорбления, «наезды». Потом это напряжение из-­за эмоциональной пере­грузки остается в теле — точнее, в трапециевидных мышцах. Человек с таким зажимом постоянно напряжен и как бы ждет опасности. Тем самым часто ее и притягивает. Поэтому надо избавиться от зажимов с помощью остеопа­та или психотерапевта. Это нормально. Мы же чистим зубы каждый день, так почему бы не почистить тело и сознание от негатива?

Следует помнить, что большинство преступников боятся даже словесного, морального отпора. Прекрасно зная Уголов­ный кодекс, они всегда рассчитывают на минимальный срок, поэтому и стараются, запугав жертву, завлечь ее в какой­-то темный переулок. И там уже действовать. Поэтому на улице они вряд ли будут наглеть — лишние статьи им совершенно не нужны. На улице они стараются запугать, сломить сопро­тивление морально, на словах. Так что в большинстве случаев достаточно просто не поддаться на это запугивание и уйти своей дорогой. 

Надо понимать, что хардкорных альфа-самцов, которые всегда и везде излучают только опасность, крайне мало. Большинство людей — даже опытных бойцов — могут тоже выглядеть как-то не так из-за болезни, стресса и других вещей. Например, один старый знакомый автора, к которому вообще не подходят с целью «наезда», в один период своей жизни был очень замучен личными проблемами. Это отражалось и на его внешнем облике, в чем он, наконец, убедился, когда у лестницы подземного перехода к нему подошел какой-то «мутный» тип. Высокий, костлявый, явной наркоманской (или «гопниковской») наружности. Тип спросил сколько времени — «гопники», как правило, прощупывают человека, чтобы оценить, стоит ли на него нападать. Понятно, что если человек сделает вид, что не услышал, или резко ответит, то «гопник» будет выжидать следующего. Или же если поведает сколько времени, но тон его будет уверенным, властным, озлобленным и т. п. Знакомый, судя по его словам, ответил как-то вяло, автоматически (ему было в тот момент не до того). Поэтому сказал который час и пошел вниз.

Но вот когда он увидел того же типа на платформе рядом с собой, то очнулся. А уж когда тип подошел к нему и спросил, едет ли поезд до такой-то станции, он насторожился еще больше. В вагоне он отошел от «гопника» и тот больше его не беспокоил — видимо,знакомый более-менее пришел в себя и вышел из роли.