Мы запускаем новую рубрику, в которой медийные личности делятся любимой литературой. Первой, с кем мы поговорили, стала журналистка, сценаристка, медиа-менеджерка и издательница Асем Жапишева. Ее список затронул разные литературные жанры — от прозы и поэзии до научпопа и лингвистики. По словам Асем, сюда вошли произведения, к которым она регулярно возвращается и которые «просто интересно читать».

Автор Султан Темирхан

«АЗ и Я»

Олжас Сулейменов

В 1960 году студент Литературного института Олжас Сулейменов заинтересовался работой «Слово о полку Игореве». Труд рассказывает о неудачном походе русских князей на половцев в 1185 году. Сулейменов изучил текст и выдвинул ряд теорий, что значительная часть слов в нем имеет тюркское происхождение. Позже эти идеи нашли место в книге «АЗ и Я».

Жанр труда многие так и определили: история глазами поэта. Он посвящен письменным памятникам тюркского и славянского мира. Выводы, которые делает Сулейменов, по сей день вызывают споры среди ученых и читателей. Оттого читать становится еще интереснее.

«Революционная книга “казахского Чингисхана от филологии”, которую во время выхода подвергли жесточайшей критике во всех главных газетах и журналах страны за инакомыслие и “отсутствие советской патриотической позиции". История глазами поэта и лингвиста», — говорит Асем Жапишева об «АЗ и Я».

Трилогия «Школа жизни»

Сабит Муканов

Биографическая трилогия Сабита Муканова «Школа жизни» состоит из трех повестей: «Детство», «Юность» и «Годы возмужания». В первой писатель рассказывает о судьбе мальчика-сироты в ауле Жаман-Шубара. Во второй — о жизни подростка во время Гражданской войны. В третьей — о журналисте и поэте в Оренбурге. Муканов запечатлел революцию, войны и жизнь казахского народа в 20 веке.

«Сабит Муканов — уникальный писатель, у него есть произведения во всех литературных жанрах. К сожалению, доносы он писал так же талантливо, как стихи и прозу. Обо всем этом я узнала гораздо позже, а в детстве “Школа жизни” стала для меня открытием и проводником в историю моего народа», — рассказывает Асем о трилогии.

«Рухани Кенгуру»

Ануар Дуйсенбинов

В 2022 году вышла книга казахстанского поэта и участника проекта «Балхаш снится» Ануара Дуйсенбинова. Работа над сборником длилась пять лет. По словам редактора книги Павла Банникова, это пошло на пользу произведению: «Иначе б мы получили совершенно другой текст».

В «Рухани Кенгуру» Ануар затрагивает темы идентичности, культуры и истории казахского народа. В основе стихов лежит билингвизм. Автор то и дело переходит от казахского к русскому, и наоборот. Американская славистка Наоми Каффи назвала такой подход вызовом и провокацией.

«Не очень скромно рекомендовать книгу, которую издала я сама, но Ануар — это голос поколения, и как истинный поэт он находит те самые слова для выражения тех самых чувств и тех самых переживаний и эмоций, которые мы все ощущаем, находясь в этом историческом отрезке времени», — делится Асем.

«Дом, в котором…»

Мариам Петросян

Книга армянской писательницы Мариам Петросян написана в жанре магического реализма. Действия романа разворачиваются в доме-интернате для детей с инвалидностью. Юноша по кличке «Курильщик» пытается адаптироваться в замкнутом коллективе. В ходе повествования у главного героя возникает все больше вопросов к мистической природе дома.

Писательница работала над книгой 11 лет, с 1980 по 1991 год. История ее публикации тоже интересна. В конце 90-х Мариам подарила рукопись своей знакомой. Та передала ее другу, у которого книга находилась почти 10 лет. В результате она попала в руки тогдашнего главного редактора издательства «Гаятри» Шаши Мартыновой. Она отыскала Мариам и опубликовала «Дом» в 2009 году, спустя 18 лет после написания.

«В эту книгу погружаешься, как в восхитительный сон, а по героям я скучаю так же, как скучаю по старым друзьям», — комментирует Асем.

«Посторонний»

Альбер Камю

Книга рассказывает о жизни 30-летнего француза, который живет в Алжире. Она сконцентрирована вокруг трех эпизодов его жизни: смерти матери, убийства местного жителя (и последовавшего за этим суда), а также о коротких отношениях с женщиной.

Повесть написана Альбером Камю от первого лица в прошедшем времени. Благодаря этому читателю легко ассоциировать себя с главным героем, имя которого практически не называется.

«Классика экзистенциализма и гимн абсурда», — описывает Асем «Постороннего».

«Детство, отрочество, юность»

Лев Толстой

Еще одна трилогия в сегодняшнем списке — первая книга классика мировой литературы Льва Толстого. Она повествует о жизни подростка Николеньки Иртеньева, прообразом которого стал сам писатель. Главный герой живет обычную жизнь: неохотно учится, влюбляется, пишет плохие стихи, завидует старшему брату, поступает в университет, заваливает экзамены. Молодой Толстой передает вечные переживания, с которыми сталкивался каждый из нас.

«Не такая гениальная, как “Смерть Ивана Ильича”, но тоже любимая книга детства. Мастерский уровень рефлексии», — говорит Асем.

«Боги, гробницы, ученые»

Курт Керам 

Научно-популярная книга журналиста и популяризатора археологии Курта Керама. Автор делит свой труд на четыре части. В первой рассказывает о зарождении археологии во время раскопок Помпей и Трои. Во второй, именуемой «Книгой пирамид» — истории о раскопках в Египте. Третья часть посвящена Месопотамии, четвертая — Мезоамерике.

«Еще одна любимая книга из детства. Не просто увлекательный рассказ про ученых-археологов, но и погружение в развитие археологии» — Асем Жапишева.

«Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков 

В 1930 году Михаил Булгаков сжег рукопись под названием «Черный маг». Это был первый вариант романа «Мастера и Маргариты». Работа над произведением шла вплоть до смерти писателя в 1940 году. Редактированием и соединением в единый текст черновых набросков книги занималась уже вдова Булгакова — Елена Сергеевна. В результате первая публикация текста в сокращенном виде случилась только в 1966 году.

Сюжет «Мастера и Маргариты» сложно пересказать в нескольких словах. Его действия разворачиваются то в Москве, то в нулевых годах нашей эры, то в психбольнице, то в аду. Что уж говорить, если сами персонажи появляются в книге чуть ли не в середине повествования. Однако это не значит, что текст сложный. Он скорее напоминает блокбастер. Наверное, поэтому у него столько экранизаций.

«Фильм у Михаила Локшина получился замечательным. И я буду перечитывать роман прямо сейчас», — подытожила Асем.