В издательстве «Бомбора» вышла книга «Они нашли себя в 25. Вдохновляющие истории гениев, перевернувших мир». У книги говорящее название: она о людях, чьи имена сегодня знает весь мир, однако не всем известно, что эти гении своего времени в юности ощущали себя также потерянно и непонятно, как многие из нас. Автор рассказывает истории успеха Моцарта, Эйнштейна, Джобса, Шанель, Баскии, Пиаф и многих других талантливых деятелей истории, которые добились признания после 25 лет.

Публикуем отрывок об истории жизни Одри Хепберн, которая, несмотря на тяжелую судьбу, стала для мира иконой не только стиля, но и истинного великодушия.


Я помню, как испытал неподдельную тоску, когда узнал о смерти Одри Хепберн. Я грустил не потому, что наш мир потерял красивую женщину и удивительно талантливую актрису. 20 января 1993 года мир потерял уникального гуманиста. Ее доброта к обездоленным, бедным и уязвимым детям была безграничной. Одри Хепберн не просто сочувствовала, а помогала.

Я использую слово «потерял», чтобы описать эффект, который произвела на мир смерть Одри Хепберн. Для мира это была неожиданная утрата. Сама Одри Хепберн на протяжении всей жизни теряла то, что было дорого ее сердцу. Ее история учит нас находить в себе силы даже в самые горестные минуты. Актриса и гуманист продолжала жить и двигаться вперед.

Одри Хепберн не просто сочувствовала, а помогала

Актриса снялась в 26 фильмах и во многих сценических постановках. Гуманист Хепберн сотрудничала с ЮНИСЕФ и Детским фондом ООН. Девушка жертвовала деньги благотворительным организациям и помогала претворять их проекты в жизнь. Ее назначили официальным послом доброй воли в 1988-м. В последние годы жизни она много путешествовала по миру, помогая другим. Одри Хепберн говорила: «Я могу свидетельствовать о помощи ЮНИСЕФ детям, потому что я была среди тех, кто получал продовольствие и медицинскую помощь сразу после Второй мировой войны».

Ее сын Шон Феррер в 2003 году написал в своей книге Audrey Hepburn, an Elegant Spirit: «Вопросы о ее детстве или мотивах вступления в ЮНИСЕФ всегда возвращали Одри Хепберн ко Второй мировой войне и тем лишениям, которые пережили ее семья и друзья. К потере всего, что мы считаем само собой разумеющимся».

Другой биограф писал: «Ни одна другая киноактриса не была столь почитаема и не несла такого вдохновения как своими появлениями на экране, так и своим страстным внеэкранным крестовым походом».

Свой печальный опыт Хепберн превратила в мощную силу

Доброта в Одри Хепберн зародилась еще в детстве. Тяжелая утрата близкого человека, ужасы Второй мировой войны и разочарование, наступившее после нее, повлияли на девушку. Свой печальный опыт Хепберн превратила в мощную силу. Она сияла для зрителей на сцене и освещала путь тем, у кого не было дома. Как Хепберн стала известной актрисой и гуманистом? На мой взгляд, благодаря своей решимости.

Одри (в семье ее звали Адриаантье) Кэтлин Растон родилась 4 мая 1929 года в Брюсселе. Она происходила из знатной семьи. Ее мать, баронесса Элла ван Химстра, была голландской аристократкой. Ее отец, Джозеф Растон, был британским подданным, родившимся в Австро-Венгрии. Он работал торговцем в Голландской Ост-Индии.

Родители Одри сначала жили в Голландской Ост-Индии, а затем вернулись в Европу. Из-за работы Джозефа семья ездила между четырьмя городами: Брюсселем, Лондоном, Гаагой и Арнемом. В конце концов, они поселились в пригороде Брюсселя. В детстве Хепберн говорила дома на голландском и английском языках. Позже она свободно владела испанским, французским, немецким и итальянским.

Мы знаем актрису как Одри Хепберн, потому что после ее рождения отец изменил свою фамилию на Хепберн-Растон, чтобы отдать дань возможному предку. И, кстати, об именах: если вам интересно, не была ли Одри родственницей другой известной актрисы, Кэтрин Хепберн, то ответ — нет.

Жизнь Одри, безбедная и привилегированная, изменилась, когда девочке исполнилось шесть лет. Ее отец, ставший фашистским активистом, внезапно покинул семью. Он переехал в Лондон и больше не вернулся. Для многих детей уход одного из родителей из семьи — тяжелое переживание. Когда Одри было восемь, отец настойчиво требовал, чтобы девочка получила образование в Англии. Ее отправили в школу-интернат в Кенте. Когда Великобритания объявила войну Германии в 1939-м, мать привезла Одри обратно в родовое поместье в Арнеме. Она верила, что Нидерланды будут безопасным убежищем. Как мы все знаем, и там нельзя было спрятаться от войны.

Десятилетняя Одри занималась балетом в школе-интернате в Англии. Позднее девочку зачислили в Арнем-скую консерваторию, где она продолжила учиться танцам. Спокойная жизнь продлилась недолго. Немцы вторглись в Нидерланды в 1940-м. Одиннадцатилетняя Одри и вся ее семья жили в оккупации, продолжавшейся пять лет. Так девочка встретила Вторую мировую войну.

Давайте перенесемся на 50 лет вперед в 1990 год. На благотворительном концерте ЮНИСЕФ в Чикаго, Хепберн читала «Дневник Анны Франк». Вот часть того, что рассказывала актриса: «Мы с Анной Франк родились в один год, жили в одной стране, пережили одну и ту же войну. За исключением того, что она была заперта, а я была на воле... Все события, которые я пережила, были так невероятно точно описаны ею: не только то, что происходило снаружи, но и то, что происходило внутри молодой девушки, начинавшей становиться женщиной... и все это в клетке».

Анна Франк не пережила войну. Она умерла в 1945-м году в концентрационном лагере Берген-Бельзен. Одри выжила. Но лишения, которые она и ее семья испытали во время оккупации, оставили на ее жизни неизгладимый отпечаток. Дети недоедали. Взрослые из последних сил добывали пропитание. Сын Одри, Шон Феррер писал: «Она рассказывала нам о том, как ее братья ели собачье печенье, когда больше нечего было есть. Другие люди ели луковицы тюльпанов. Она говорила, что хлеб был зеленым, потому что единственная доступная мука была сделана из гороха». На город сбрасывали бомбы. Семья надеялась найти еду. Решив, что в пригороде будет безопаснее, мама с детьми переехала в дом ее деда. Казалось, что еду будет легче достать, если переселиться ближе к фермерским угодьям. Но фермеры в регионе и сами едва выживали.

Одри не могла забыть маленькую девочку в красном пальто, исчезающую в дверях вагона для скота

Некоторые вещи юная Одри никогда не забудет. Шон Феррер писал: «Семьи евреев грузили в поезда. Одри не могла забыть маленькую девочку в красном пальто, исчезающую в дверях вагона для скота». Дядю и двоюродного брата нацисты казнили. Одного брата отправили в трудовой лагерь, а другой — скрывался.

Война украла у Одри мечту

Семья Одри потеряла все состояние во время войны. Родовое поместье ван Химстра конфисковали. После окончания войны Элла работала домашней прислугой в богатой семье в Амстердаме. Несмотря на трудности, мать продолжила давать Одри танцевальное образование. Девочка так мечтала стать прима-балериной. Одри получила стипендию в «Балете Рамбер» в 1948 году. Это была ведущая британская труппа, которой руководил протеже великого Нижинского. Но вскоре стало очевидно, что «война украла у Одри мечту». Прошло слишком много лет, важных для развития молодого танцора. В юности девушка не могла тренироваться. Лишения, пережитые во время войны, нарушили рост ее мышц. В Британии Одри соревновалась с танцорами, которые продолжали свои тренировки во время войны. Девушку пытались утешить. Ей говорили, что она может построить карьеру в качестве танцовщицы второго плана или преподавателя.

К 19 годам Одри не удалось осуществить свою мечту. Но девушка была очень целеустремленной: «Ей нужно было идти и зарабатывать на жизнь», — писал ее сын. (Не забывайте, что ее мать, баронесса, которая верила в нее, работала домашней прислугой). «Если не в балете или в танцах, то она станет лучшей в чем-то другом». Так, Хепберн направила внимание и амбиции на новую цель. Она пошла в актрисы и стала среди них лучшей.

Подумайте о мечте, которую вы потеряли. О планах, которые кто-то разрушил. Смирились ли вы с этим? Что вы делали дальше? Поставили перед собой новую цель? Советовали вы кому-то следовать плану «Б» вместо плана «А»?

Одри Хепберн добивалась успеха уверенно. Казалось, будто она вообще не прилагала усилий. Но актриса была полна решимости. Она работала над своим новым амплуа. Одри хваталась даже за совсем незначительные роли. Примерно в это время британские и французские кастинг-директора обратили внимание на ее привлекательность. В 22 года и актриса снималась в небольшой роли в Монте-Карло в 1951-м. Там ее заметила писательница Колетт. Автор пригласила Одри на главную роль в «Жижи» — пьесе, которую Анита Лус ставила для Бродвея по одноименному роману Коллетт 1944 года.

Хепберн шла к славе в Соединенных Штатах и за их пределами. В Нью-Йорке спектакль «Жижи» сыграли 219 раз! Эта работа принесла Хепберн премию «Театральный мир». «Нью-Йорк Таймс» отметила заслуги актрисы: «Ее игра настолько выигрышна, настолько естественна, что она, по сути, успех вечера». Семь месяцев «Жижи» гастролировала в Питтсбурге, Кливленде, Чикаго, Детройте, Вашингтоне и Лос-Анджелесе. К моменту закрытия спектакля (в мае 1953 года) Одри Хепберн привлекла внимание Голливуда. Она снялась вместе с Грегори Пеком в фильме «Римские каникулы». После выхода фильма актриса получила премии «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «Лучшая актриса», а также премию BAFTA как «Лучшая британская актриса». В 24 года Одри Хепберн уверенно становилась успешной. Хепберн сыграла роль второго плана в фильме «Засекреченные люди», в котором исполнила три танцевальных номера. Хотя фильм получил неоднозначные отзывы, он, наряду с «Жижи», привел ее к роли в «Римских каникулах».

Хепберн работала на износ. Несмотря на большую нагрузку, девушка естественно и изящно исполняла все свои роли в кино. В 1970-х годах она сбавила обороты, чтобы больше времени уделять личной жизни. А она у актрисы не складывалась. У Одри случались выкидыши, она развелась с мужем...

Одри Хепберн достигла своих профессиональных целей. Публика ее обожала. Актриса получила множество престижных наград: «Оскар», «Тони», «Эмми», «Грэмми». Она даже стала лауреатом двух премий за фильмы, вышедших уже после ее смерти. Хепберн выходила замуж дважды: за актера Мела Феррера и психиатра Андреа Дотти. Она родила двух сыновей. В последние десять лет жизни ее спутником был актер Роберт Уолдерс. Благодаря его поддержке она стала послом ЮНИСЕФ. По иронии судьбы, когда он был маленьким, он жил в другом пригороде Арнема.

А теперь перейдем к другому важному этапу жиз- ни Одри Хепберн. Доброта актрисы вылилась в работу с ЮНИСЕФ.

ЮНИСЕФ спас Одри Хепберн после жизни в оккупиро- ванной Голландии. Война закончилась, но люди продол- жали страдать. Шон Феррер цитировал воспоминания ма- тери: «Еды становилось все меньше... все, что было, шло на нужды войск. Конечно, есть большая разница между смертью от голода и недоеданием. Я очень, очень плохо питалась».

После войны организация-предшественник ЮНИСЕФ в сотрудничестве с Красным Крестом доставляли продовольствие, лекарства и одежду для отчаявшихся, голо- дающих голландцев. Одри Хепберн тоже получила помощь организации. Актриса никогда не забывала об этом. «Я знала о ЮНИСЕФ всю свою жизнь», — говорила она. Одри Хепберн назначили «Послом доброй воли» в 1988-м.

Американские читатели помнят маленькую оранжевую коробку, похожую на маленький пакет молока. Мы носили ее с собой на Хэллоуин. Мы выпрашивали конфеты и собирали деньги, демонстрируя свои костюмы. Акция «Кошелек или жизнь для ЮНИСЕФ» началась в 1950-м в Филадельфии и продолжается по сей день. Разумеется, сейчас она проходит онлайн. Акция стала одной из причин, по которой ЮНИСЕФ получил премию мира в 1965 году.

Одри Хепберн сопровождала команды ЮНИСЕФ и правительственных чиновников в Эфиопию, Турцию, Венесуэлу, Эквадор, Гватемалу, Мексику, Гондурас, Сальвадор и Судан. Ее международные поездки сменяли одна другую. Даже в последние годы жизни, страдая от рака, Одри продолжала помогать тем, кто в этом нуждался.

Архивы ЮНИСЕФ помнят работу Одри: «Вскоре после того, как Хепберн стала послом ЮНИСЕФ, она отправилась с миссией в Эфиопию, где годы засухи и гражданской войны привели к страшному голоду... Несколько недель она рассказывала о наших проектах средствам массовой информации в США, Канаде и Европе. Хепберн давала до 15 интервью в день. Это создало прецедент ее приверженности организации».

В последующие годы Хепберн много ездила по миру. Она работала на проекте по вакцинации от полиомиелита в Турции, программах обучения женщин в Венесуэле, проектах для бездомных детей в Эквадоре и программах по обеспечению питьевой водой жителей в Гватемале и Гондурасе. Она посетила школы в Бангладеше и лагеря детей-беженцев в Судане.

Благодаря известности Хепберн была неутомимым и эффективным защитником интересов ЮНИСЕФ. Она выступала в Конгрессе, участвовала во Всемирном саммите в интересах детей, выпускала доклады ЮНИСЕФ «Положение детей в мире». А еще актриса вела церемонии вручения Международной детской премии Дэнни Кея, участвовала в благотворительных концертах и давала бесчисленные интервью. И как будто для нее этого было недостаточно. Одри Хепберн разработала дизайн открыток ЮНИСЕФ для сбора средств.

Такие гуманисты, как Хепберн, живут вечно

Я начал эту главу, с размышлений о том, что мир потерял решительную и добрую Одри Хепберн. Никто из нас не бессмертен. Но есть вещи, благодаря которым мы и после смерти продолжаем жить в памяти семей и друзей. История Одри Хепберн заставляет нас задуматься о том, как переживать потери и лишения в жизни.

Порой кажется, что Одри Хепберн никогда не покидала нас. Мы можем в любой момент посмотреть фильмы с ее участием в интернете. Мы вспоминаем ее красоту, талант, самобытность и доброту. Такие гуманисты, как Хепберн, живут вечно. Другие люди продолжают ее дело, занимаясь благотворительностью и помогая нуждающимся.