В издательстве «Бомбора» вышла книга «Игра вдолгую. Как достигать грандиозных целей в мире, помешанном на быстром результате». Ее написала Дори Кларк — профессиональная ораторка, бизнес-тренерка и писательница. Книга посвящена актуальной теме долгосрочного стремления к целям, ведь современные люди часто желают быстрого результата без усилий. Дори рассказывает о том, почему мы вечно заняты, как именно ставить цели и поэтапно к ним идти, воспитать в себе терпение и оставаться в покое.

Публикуем отрывок о том, как понять, чем вы хотите заниматься в жизни, и разглядеть варианты, о которых вы не могли и подумать.


Порой достаточно обратить внимание на то, чем вы и без того занимаетесь. К примеру, если ваша лента в соцсетях забита красивыми снимками еды, то вы однажды вполне можете стать ресторанным критиком, или открыть собственное кафе, или возглавить компанию производителя пищевых продуктов.

Если вы только и делаете, что слушаете и советуете подкасты, то почему бы однажды не запустить собственный? Или не найти работу в компании, которая их выпускает?

Посмотрите, что привлекает и удерживает ваше внимание. Если вам интересно сразу и многое, то здорово. Почти любое увлечение заслуживает того, чтобы вы часик о нем почитали. Однако не спешите привязывать свое предназначение к очередному увлечению. Для начала посмотрите, куда оно вас поведет. Изучайте новую область постепенно: общайтесь с людьми, которые уже обитают в соответствующей среде, читайте связанные с вашим увлечением книги, ходите к друзьям, которые занимаются тем же (быть может, они даже разрешат вам поучаствовать в происходящем). Если изучать новые увлечения достаточно долго, те из них, что мимолетны, отсеются сами собой.

Вдобавок, посмотрите, не объединяет ли что-то ваши увлечения. Именно так поступила Ребекка Зукер, которая выяснила, что просто хочет в Париж. Какие только подработки она ни брала, чтобы свести концы с концами во французской столице: «Я преподавала английский, помогала заполнять заявления в бизнес-школы, собирала данные для тех, кто проводит собеседования в лондонских банках, учила выступать с докладами и выступала знатоком в куче иных вопросов». Постепенно в череде всевозможных подработок она отметила закономерность: «Я поняла, что мне по душе помогать окружающим».

Наконец отыскав работу в какой-то компании, Ребекка начала заниматься профессиональный подготовкой и повышением квалификации сотрудников. Вот что она вспоминает: «Ко мне в кабинет приходили все, кто столкнулся с трудностями на работе. Я всех выслушивала и расспрашивала». Осознав, что именно радует ее больше всего — и к чему ее естественным образом тянет, — Ребекка решила стать бизнес-тренером. Год спустя она открыла собственную фирму.

Констанс Дирикс начинала свой трудовой путь в качестве брокера в инвестиционном банке Merrill Lynch. Однажды она задалась вопросом: почему люди настолько неграмотно распределяют денежные средства? Все мы знаем главное правило инвестора: «Покупай дешево, продавай дорого». И при этом даже сообразительные люди постоянно делают прямо противоположное: либо в ужасе продают активы, стоит ценам рухнуть, либо жадничают и спешат приобрести бумаги по очевидно завышенным ценам. «Я каждую неделю по несколько часов проводила в книжном: ходила туда-сюда между книгами о принятии решений — и психологии», — признавалась она мне.

Констанс обожала сердечно общаться с клиентами своей компании, однако то и дело искала ответ на свой вопрос. В конце концов она поняла, как объединить две области знания — вернуться в вуз и получить степень в психологии. Решиться на подобное было непросто. «Я ставила под угрозу финансовое благополучие семьи», — вспоминает Констанс. В банке ей платили хорошо, однако учебу на очном отделении нельзя было совмещать с такой работой. Но, прислушавшись к своим предпочтениям, Констанс осознала: нужно решаться. Сегодня она успешный консультант и автор книги о психологии и руководстве.

Определить, что тебе действительно по душе, бывает непросто. Однако порой достаточно понаблюдать за собой и отметить, чем ты и без того иногда занимаешься. Тогда, возможно, на тебя снизойдет озарение.

Забудьте об окружающих

Бывает еще и так, что мы вроде представляем, чего хотим, но боимся ошибиться. Именно такое случилось с Ти-Джей Вагнером — офицером, с которым я познакомилась несколько лет назад. Я годами помогала международной сети Deloitte в ее инициативе, призванной помочь обществу. Инициатива носила название CORE Leadership Program и была нацелена на то, чтобы помогать военным продумать перед отставкой, чем заниматься дальше. Я более двадцати раз читала знаковую речь о том, как найти себе новое применение. Но в один из вечеров случилось нечто особенное.

Было уже поздно — около десяти вечера, — и почти все разошлись. Я сама готовилась уходить, но тут один солдат, что задержался, бросился ко мне: «Могу я спросить у вас совета?» Ти-Джей прекрасно понимал, чем хочет заниматься, но именно это его и пугало. «Мне кажется, лучше придумать что-то другое», — признался он. Осенью Ти-Джей собирался учиться в бизнес- школе, однако до тех пор оставалось еще девять месяцев. Он мечтал поступить в парусную школу, обновить шкиперскую лицензию и летом поводить какой-нибудь корабль из Греции в Хорватию. И все же он очень переживал. «Я боялся, что из-за этого у меня будет огромный пробел в резюме», — вспомнит он позднее. И правда — не писать же о том, что ты целое лето на корабликах плавал? Разве это впечатлит работодателя? Так что, может, без парусной школы?Подходил к концу длинный вечер, в течение которого я беседовала едва ли не с полусотней бойцов — уверенных, способных, толковых. Однако Ти-Джей от них отличался — он смотрел на жизнь иначе. «О таком приключении мечтает каждый, — ответила я. — Работодатель узнает о том, чем вы занимались, и позавидует. В итоге вы ему даже лучше запомнитесь. Так что отправляйтесь в плавание». И он отправился. Ти-Джей записался с лучшим другом на курс, что проходил на Филиппинах, потом поступил в парусную школу в Малайзии, а затем — в хорватскую морскую академию. Заключительный экзамен Ти-Джей сдал безупречно. Лето он провел в качестве шкипера на Средиземном море. По словам Ти-Джея, это «лучшая должность в мире». Такое приключение не может не привлечь внимания. Почти любой работодатель, заметив подобную строчку в резюме, наверняка вчитается и заявит: «Какой любопытный парень. Пусть приходит на собеседование».Освоив навыки мореплавателя, Ти-Джей в бизнес-школе записался в парусный клуб, где обнаружился полный бардак. Ти-Джей быстро сообразил, что нужно взять все в свои руки, и уже вскоре стал руководителем клуба, в который набрал больше полусотни человек. Летние морские приключения стали для него настоящим козырем в общении: ему было о чем поговорить с однокурсниками, было что обсудить с представителями парусных клубов из других бизнес-школ, было чем покорить выпускников, которые до сих пор состояли в клубе.

Отправиться в плавание по Средиземному морю — решение не из обычных. Однако для Ти-Джея это решение было верным. Он выгодно отличился тем, что, вопреки расхожим представлениям, избрал собственный, особенный путь. Ти-Джей решил играть по своим правилам и благодаря этому не только выделился, но еще и стал маяком для других людей, которым так не хватает приключений в собственной жизни.

Как попасть в Карнеги-холл?

Есть такая шутка. Когда спрашивают, как попасть в знаменитый концертный зал Карнеги-холл, ответ один: «Практиковаться!» Однако выяснилось, что есть и другой путь. Карнеги-холл позволяет физическим и юридическим лицам арендовать помещение для частных меро- приятий. Когда Мэри Инконтрера узнала об этом, то пришла в восторг. «Музыкант может получать общественное одобрение на различных уровнях, — рассказывает она. — Попасть в Карнеги-холл — значит получить высшую степень одобрения». Даже если ты арендуешь его сам, «ты все равно показываешь, что достиг определенного уровня в своей деятельности. Шутка ли — собрать столько зрителей да еще найти деньги на аренду».

Сколько стоила аренда? Чуть меньше шести тысяч долларов. Мэри вспоминает: «Я подумала: „Окей, потяну. Бывает и дороже“». Но это, к сожалению, было только началом. «Затем пришлось заплатить еще пятнадцать тысяч на расходы, связанные с мероприятием, — рассказывает она. — За любой труд, в том числе на сцене, за билеты и так далее приходилось платить дополнительно. Нужен реквизит? Плати специалисту по реквизиту. Нужен микрофон? Плати еще. Нужна съемка? Заплати взнос за видеосъемку». И это Мэри еще не перешла к самому важному — нужно было еще заплатить собственным музыкантам. Итого она потратила сорок тысяч долларов. Внушительная сумма даже для богача. А для Мэри, которая вместе с кошкой вела скромное существование в однокомнатной студии вдали от Бруклина, эта сумма была просто неподъемной. «За один вечер я должна была выложить почти в три раза больше, чем заработала за прошлый год». Однако музыканты в ее группе так хотели выступить! А сама Мэри уже начала копить деньги на мероприятие. В итоге Мэри решила: в лепешку расшибусь, а найду способ устроить концерт.

Она месяцами писала заявки на гранты и обращалась к отдельным благотворителям. Она даже использовала накопления, полученные благодаря недавно найденной подработке — в качестве консультанта по социальным сетям. Вот что она говорит о сборе средств: «На моем пути бывали невероятные взлеты — чудесные победы, после которых я восклицала: „Боже, теперь все точно наладится“. А потом случалось такое, что я думала: „Нет, я ни за что не справлюсь. Я буду выплачивать стоимость выступления до конца своих дней, я останусь без гроша, я лишусь жилья“».

Но ничего такого не случилось. Мэри поставила перед собой дерзкую цель и боролась до последнего, благодаря чему все-таки собрала достаточно средств. «Мне кажется, ничто в жизни не далось мне настолько тяжело», — признается она. Прошли годы, а она до сих пор рада своему достижению. По ее словам, выступление в Карнеги-холл — это «успех, которым я без зазрения совести могу хвалиться, тем самым привлекая внимание. Люди, когда слышат о таком,приходят в восторг». Слишком уж часто мы окидываем взглядом себя нынешних и думаем: «Ну и чего я добьюсь?» Вопрос нужно ставить иначе.

Отталкиваться исключительно от нынешнего положения дел — значит ограничивать себя будущего.

Как можно судить по примерам Мэри и Луиса, порой необходимо ставить перед собой недостижимые цели — которые кажутся безумными. Ведь ничто не способно вдохновить и окрылить вас в той же мере. Тратить время и силы на то, что нравится, — значит вкладываться в собственное будущее. Никто не знает, что ждет его в будущем. Но в этом и загвоздка. Играть вдолгую — значит готовиться к неопределенности. Кто знает, вдруг вам подвернется чудесная возможность — а вы как раз все это время готовились? Мэри, к примеру, после выступления превратила подработку в группе в полноценную интернет-консалтинговую деятельность — благодаря чему потом создала собственный мюзикл и выпустила пилотную серию шоу.

Вы, пока читали главу, наверняка наметили себе возможные цели. Или по меньшей мере начали о них задумываться. Но как определить, какие из них вернее всего? Какие из них поставить на первое место? И как заранее удостовериться, стоят ли они того?

Запомните:

 мы привыкли выбирать то, что приносит больше денег. Однако выбирать в пользу прибыли зачастую значит жертвовать собственными предпочтениями. Другое дело, что не все четко свои предпочтения осознают;

 как понять, что тебе нравится? Можно обратиться к себе и задать несколько вопросов:

 быть может, я и без того порой занимаюсь тем, что мне по душе? Вспомните, чем вы занимаетесь с радостью, по собственной воле. Это занятие, скорее всего, и указывает на ваши предпочтения;

 почему я выбрал ту или иную стезю? Вспомните, что изначально привлекло вас к тому, чем вы занимаетесь теперь;

 как перестать отвлекаться на мнение окружающих? Путь к цели не обязан быть прямым и ясным. Вы не должны отказываться от своих предпочтений только потому, что они непонятны окружающим;

 каким я хочу быть человеком? Решите, что позволит вам вырасти над собой в личностном смысле;

 какую дерзкую цель я могу перед собой поставить? Не ограничивайтесь тем, что доступно вам прямо сейчас. Думайте о том, чего вы хотели бы добиться в будущем.