В издательстве «Бомбора» вышла книга «Как перестать искать призвание и начать жить. 15 психологических уроков». Ее написала Надежда Железняк — авторка пяти книг о психологии и искусстве, киноведка и арт-журналистка. Сегодняшняя книга-практикум поможет читателям понять, нравится ли им их работа и когда стоит уходить, что такое призвание и насколько оно нужно, и почему работа и хобби — всегда разные вещи.

Публикуем отрывок из книги о двух нереалистичных, но частых стереотипах, которые мешают людям испытывать удовлетворение от своей работы и жизни.


Разрушаем мифы о призвании

За поисками некоего «предназначения» часто скрываются поиски... очередной «волшебной таблетки». Неведомая «работа мечты», которая будет дарить лишь радость. Вы серьезно? Это похоже на мечты о неведомой стране с молочными реками и кисельными берегами. Даже профессию мы рассматриваем как то, что ПРИНЕСЕТ нам удовольствие. Но ведь работа — это еще и то, чем мы можем ПОДЕЛИТЬСЯ!

В замечательном фильме «Пока не сыграл в ящик» умирающий герой напоминает своему товарищу, как древние египтяне верили, что перед воротами рая спрашивают две вещи:

 Нашел ли ты радость в жизни?

 А твоя жизнь принесла радость другим?

Но что это за радость такая? Может ли она постоянно сопровождать нас по жизни? И что это за дело такое, чем вы готовы заниматься ВСЕГДА?

Давайте подумаем, есть ли люди, от которых вы никогда не устаете и на которых никогда не злитесь? Прямо никогда-никогда! Есть ли продукты, способные вызывать аппетит, даже если питаться ими круглые сутки? Тогда попробуем допустить: работа не должна приносить безостановочную радость и кайф! Не то что не должна — не может.

Представим: вы и правда нашли СВОЕ, о чудо! Всю жизнь мечтали, например, рисовать, окончили художественно-графический факультет, а вашей рукой водит не иначе как божественное провидение. Вы счастливы. Здесь можно дописать «жили они со своей профессией долго и счастливо» и захлопнуть книгу.

Но давайте пофантазируем и представим, будто у нашей истории есть продолжение — второй том. Вы окончили институт, а вслед за этим закончилась и стипендия, и помощь родителей. Надо на что-то жить. Появляется клиент, какой-нибудь знакомый знакомого. Потом еще один — уже незнакомый. Он говорит нашему художнику: этот зеленый недостаточно зеленый. Следующий заказчик вовсе пропадает, не заплатив. Оказывается, тонкой творческой натуре требуется вникнуть в то, что такое таргетированная реклама и договор оказания услуг, чтобы продвигать и обезопасить себя.

Выходит, призвание — лишь часть работы

Ее сердцевина. Например, я обожаю писать книги, но терпеть не могу оформлять сноски по всем правилам. В современном мире нет профессий в чистом виде. В чистом виде возможно лишь хобби. «Люблю печь» — отлично, пеки в удовольствие, но любой продукт необходимо продавать. Надо общаться с разными людьми — клиентами и поставщиками. Кроме того, нужно это делать, даже если мучает приступ мигрени или ребенок приболел. Выходит, занятие любимым делом тоже имеет свою цену для каждого.

Например, одна моя знакомая до сих пор не защитила докторскую диссертацию по психологии, хотя очень хочет, и тема классная, и преподавать любит. Только вот высчитывать статистику и корреляции терпеть не может, потому что это чистая математика, а она уверена, что «исключительно гуманитарий». Подруга, конечно, может разобраться в формулах, но не хочет. То есть заниматься нелюбимым даже ради чего-то любимого она не готова. Еще раз: нас не только должно привлекать дело, нас должны не сильно раздражать и сопутствующие действия.

Поэтому не ищите то, что удовлетворит ваши потребности на все 100%, ведь 50-60% удовлетворения от дела уже отличный результат. Заметьте, удовлетворения. Не радости или наслаждения, а удовлетворения. Вы чувствуете разницу?

Выигрыш в лотерею не поможет

Проблема в том, что мы НЕ становимся долгосрочно счастливыми, когда получаем то, чего хотели. Ощущение радости достаточно кратковременно. Мы счастливы скорее когда мечтаем о счастье.

Давайте признаем: вряд ли мы найдем место, где нам будет хорошо круглыми сутками и годами. Даже если и найдем, то быстро там заскучаем. Представим. В какой-то момент нам кажется, что мы нашли работу мечты с прекрасной оплатой. Уровень дофамина (гормона радости и удовольствия от достижения цели) резко поднимается. Он вырабатывается, когда у нас что-то получается, когда мы добиваемся успеха. Подробнее об этом пишет Марк Льюис в книге «Биология желания»3.

Так вот, чем больше удовольствия, тем выше тяга повторить действие. Время идет, уровень дофамина постепенно снижается. Мы перестаем радоваться новой зарплате, а деятельность, от которой кайфовали, навевает скуку. Организм требует новой дозы гормона, выше предыдущей. Потребительская сытость сменяется голодом, мы адаптируемся к счастью. Что же плохого, спросите вы? Да, вещи перестают радовать нас, но гедонистическая адаптация — важный биологический механизм. Именно он помогает нам выдерживать эмоциональный накал. Будь то внезапная радость или, напротив, серьезные жизненные испытания. Этот механизм со временем снижает интенсивность эмоциональной реакции, ведь постоянно жить на пике страстей невыносимо.

Например, крупный выигрыш в лотерею — сильнейший кризис в жизни человека. С невероятной скоростью меняются условия жизни, а подходящего ролевого репертуара и способов реагирования в копилке нет. Поэтому зачастую «баловни судьбы», внезапно получившие деньги, остаются с пустыми руками, а то и в долгах. Вроде бы мечта исполнилась, но человек испытывает сильное разочарование. Что дальше? Где же долгожданное счастье?

Дело в том, что в отличие от человека, который эти крупные деньги заработал, постепенно наживая опыт, а значит, и навык распоряжения этими средствами, адаптируясь к уровню стресса и ответственности, «баловень судьбы» никаких подобных инструментов не имеет.

В 1978 году американский психолог Филип Брикман опубликовал интересное исследование. Он опросил 22 респондента, выигравших в лотереи очень крупные суммы, 29 парализованных людей, прикованных к инвалидной коляске, и 22 случайно выбранных человека. От результатов могут зашевелиться волосы на голове: и внезапно разбогатевшие, и люди с травмами через какое-то время возвращались к своему привычному уровню удовлетворенности жизнью!

Оказывается, большинство из нас с трудом могут спрогнозировать, что повлияет на ощущение счастья. Это называется аффективное прогнозирование. Это прогнозирование своего эмоционального состояния в будущем. Нам ведь порой кажется, что счастье придет вместе с деньгами или, например, влюбленностью. Исследования показывают, что мы переоцениваем будущие позитивные чувства и игнорируем множество других факторов, которые могут повлиять на наше эмоциональное состояние. Именно поэтому новая работа часто превращается в рутину, купленная машина надоедает, а кредит на нее еще больше, тем более если у соседа автомобиль гораздо круче. Потребительская сытость сменяется голодом. Радость мы испытываем, мечтая. Достигнув желаемого, обычно быстро привыкаем.

Исследование психологов Райана Хауэлла и Грэма Хилла показало, что материальные блага гораздо проще и легче сравнивать. Особенно ярко подобный механизм проявляется у детей. Если в класс приходит ребенок с новой игрушкой – вечером многие одноклассники плачут на руках у родителей: «Тоже такую хочу!» Зато впечатления — уникальны. Их невозможно воссоздать в двойном экземпляре или сделать рестайлинг. Поэтому коллекционируйте моменты!