8 декабря на экраны выйдет фильм с названием, как строчки из песни Виктора Цоя — «Скоро кончится лето». Режиссер фильма Яна Скопина рассказала о съемках в карантин в Казахстане, актерах из аула и связи картины с творчеством фронтмена группы «Кино».

«Скоро кончится лето» — это фильм о подростке, казахском мальчишке по имени Баха, который с помощью гипноза хочет изменить мир, но влюбляется в девушку из соседнего подъезда, и все летит в тартарары. Действие происходит в 90-м году, это последнее лето перед распадом СССР, последнее лето в жизни кумира героев Виктора Цоя, последнее лето на пороге взросления Бахи.

Яна Скопина и второй-режиссер Арман Сандыбай на съемках фильма

О съемках в Казахстане

Я родилась в Алматы, но в десять лет уехала с родителями в Москву. Там мы остались жить, но меня все время тянуло назад. Однажды знакомый рассказал удивительную историю, как он ходил на концерт Цоя, когда был маленьким. Я смотрела на него и думала: «Неужели я разговариваю с человеком, который смог прикоснуться к творчеству Цоя вживую и был на его концерте?» Виктор Цой был одним из моих музыкальных кумиров с самого детства, и меня это очень вдохновило.

Дальше я услышала истории из его юности и поняла, что это абсолютно кинематографический материал. Мой знакомый — алматинец, вместе мы придумали идею, и на этом этапе стало ясно, что фильм нужно снимать обязательно. Это нестандартное казахское кино, постсоветское высказывание об очень счастливом советском финальном периоде, когда все еще не перевалило в лихие девяностые. Конец восьмидесятых, такой «добрый» Советский союз.

Планировали снимать позапрошлым летом, но из-за пандемии мы со съемочной группой не могли въехать в Казахстан, поэтому перенесли съемки на лето 2021 года. В Казахстан мы приехали еще весной, и решили снимать в Караганде, потому что Алматы стал уж очень современным: много пластиковых окон и других не соответствующих тому времени деталей, которые было бы сложно убрать. Мы снимали все лето: первый блок зацепил Темиртау и Караганду, а второй — аул Мерке в Жамбылской области и Чуйскую долину.

В итоге, в процессе съемок мы застали и карантин, и январские события здесь, в Казахстане

На съемках произошла интересная ситуация. Половина съемочной группы была из России, а другая часть из Казахстана. По приезде нам сказали, что по традиции перед началом съемок они режут барана, чтобы съемки прошли удачно. Для нас это было странно: зачем резать животное, мы же в 21 веке. Отговорили ребят убивать барана. Так вот, в какой-то момент после недели съемок мы попали в несколько жестких ситуаций: то водители вовремя не приезжали, то отменялись смены. И сразу после этого группа заболела коронавирусом. Нас увезли в карантинную гостиницу «Турист», где мы пролежали около двух недель. Съемки, естественно, остановились. И вот когда все наконец вышли, была очередная смена, которая совпала с моим днем рождения, и мне приготовили сырне. Мы его поели, и только после съемок нам сказали, что продюсеры-таки зарезали барана, чтобы приготовить это блюдо. Интересно, что после этого момента у нас все наладилось. Я ничего не утверждаю, кто-то верит в такие обычаи, кто-то нет, но такая ситуация произошла.

После съемок мы прилетели записывать звук в Астану и застали Январь: перестал работать интернет, везде были кордоны полиции, было очень страшно даже вдали от Алматы — эпицентра. В итоге, в процессе съемок мы застали и карантин, и январские события здесь, в Казахстане. Классно, когда у фильма есть своя интересная судьба. Пандемия дала нам доработать детали. Пока мы лежали в гостинице с коронавирусом, успели сократить сценарий и лучше продумать некоторые сцены.

Мы хотели, чтобы актерский состав был аутентичным, поэтому пытались собрать эдакие жемчужины в разных областях Казахстана

Яна Скопина и актер в роли Ежа, Ербол Семкулов

Об актерах

Мы не хотели брать профессиональных актеров, да и найти их было непросто: героям фильма по сюжету 18–19 лет. Мы хотели, чтобы актерский состав был аутентичным, поэтому пытались собрать эдакие жемчужины в разных областях Казахстана. Дали объявление в соцсетях и у разных блогеров. На роль одного из героев, у которого по сюжету кличка Ржавый, нашелся парень Нургиса Турсынбай. Когда он увидел объявление о кастинге, он был в ауле, где не ловил интернет, поэтому, чтобы отправить видео-визитку, он залез на крышу своего дома, где еле как ловила связь. Мы его заметили, он пришел к нам на пробы в Караганде. Мне он сразу показался удивительной личностью, и сейчас у меня большая ставка на его будущее, Нургиса очень талантливый. Мы сразу его отобрали, и самое интересное, что во время кастинга он держал Оразу, у него пересыхало горло, но он замечательно спел нам песню группы «Баста», после чего мы поняли, что будем его снимать. Интересно, что во время съемок, пока не было его сцен, ребята видели, как он продает в Караганде арбузы. Это человек, который пришел на роль из абсолютной реальности своей жизни. И благодаря съемкам его судьба развернулась удивительным образом: я показала видео с его проб моему мастеру Сергею Соловьеву, которому очень понравился Нургиса, и он смог поступить на актерский факультет во ВГИК. Сейчас он окончил первый курс ВГИКа, приехал на каникулы в Алматы и уже поехал сниматься куда-то еще. Вот такая трогательная история. Я уверена, что этого парня вы увидите еще во многих фильмах.

Мы очень долго искали человека на главную роль. Почти весь основной состав уже был утвержден, и вдруг совершенно случайно второй режиссер наткнулся на страницу в инстаграме одного мальчика из Караганды, который чудесно играл на гитаре. Его зовут Алихан Абильдин. На момент съемок ему было 15 лет, но несмотря на возрастное несовпадение, он нас зацепил. С ним связалась наша продюсер, попросила его приехать на пробы. Он не очень этого хотел, но его отец сказал: «Попробуй», и он приехал. Алихан совершенно не мечтал о том, чтобы сниматься в кино, но на пробах он нас абсолютно очаровал, и стало понятно, что он один из приоритетных кандидатов на эту роль. Когда я стала говорить, что мы хотим взять его в фильм, он чуть не отказался. Говорил: «Мне хочется музыкой заниматься, а не сниматься в кино». Мы все, конечно, удивились. Потом я несколько раз с ним встречалась, гуляла по карагандинскому парку, рассказывала ему про кино, про его героя, про то время, и пыталась его уговорить. Так, почти месяц мы ходили вокруг него, чтобы с одной стороны не спугнуть, а с другой — уговорить на съемки. Он парень с характером, и мог жестко и однозначно ответить: «Нет». Но, к счастью, мы с продюсерами аккуратно убедили его сняться, и уже в процессе ему, конечно, все это понравилось. Он сказал, что приобрел полезный опыт и новых друзей. После съемок все ребята очень подружились.

Был у нас еще один персонаж по кличке Еж. Его сыграл актер Ербол Семкулов, которого на эту роль предложила наш продюсер Еркежан Максут. На этапе проб она скрыла от меня его возраст. Он нам очень понравился, а главное — когда мы сделали ему пробу по гриму и волосам, оказалось, что он — абсолютная смесь Цоя и Брюса Ли. Это было именно то, что нужно, ведь Еж по сюжету был фанатом Цоя и должен был ему подражать. Это было идеальное попадание, мы его взяли, и только спустя время я узнала, что он намного старше, чем его персонаж и другие парни. Но это не помешало. Он был одним из немногих профессиональных актеров на площадке. Несколько раз во время перестановок света и камеры ребятам не выключали петлички, звук из которых идет в режиссерские наушники, и я слышала, как Ербол всех пацанов наставлял, объяснял, как стоять, как играть, в общем, очень помог мальчишкам чувствовать себя увереннее в кадре.

Был у нас еще один персонаж Султан — сын богатых родителей конца восьмидесятых. У него уже был новый магнитофон, хорошая квартира, где он собирал всех ребят на тусовки. Мы договорились с одним актером на эту роль еще за год до съемок, но когда приехали в Казахстан, то поняли, что он сыграть у нас не может. Стали искать нового актера. В это же время к нам в кастинг-департамент пришел работать Мусахан Жумаханов, который сыграл Санжара в фильме «18 килогерц». Наш продюсер показала на него, мол, он хорошо подойдет на роль Султана. Мы его одели, и точно — идеальный Султан, даже лучше, чем могло бы быть с первым актером.

Я просила продюсеров перед съемками погрузить съемочную группу, особенно актеров, в ту эпоху. Ведь пластика, мимика, речь людей в то время была другая. Мне очень хотелось, чтобы они как можно лучше прочувствовали дух того времени. Поэтому мы вызвали всех на две недели раньше начала съемок, жили вместе в одной гостинице, смотрели фильмы, которые связаны с тем временем: «АССА», «Курьер», «Лето» и «Игла». После просмотра были обсуждения. Мало кто из ребят понял эти фильмы, но они смогли уловить атмосферу. Еще мы заставляли их носить костюмы заранее, чтобы они обжили их и чувствовали себя комфортно. В целом, мы много времени проводили вместе, чтобы у ребят в кадре не было ощущения, что они друг другу чужие.

После съемок все ребята очень подружились

О женской съемочной команде

Вся основная команда у нас была женская: я, оператор-постановщик Дарья Балановская, художник-постановщик Татьяна Азарова, художница по костюмам Гоар Игитян, продюсеры Еркежан Максут и Тамара Богданова. Мы сами тянули на себе это большое дело. Когда мы лежали в гостинице «Турист», дух съемочной группы немного упал, ведь съемки остановились, и ко мне приходили мужчины из некоторых департаментов и говорили: «Все, я больше не могу». А я говорила: «Посмотри на нас, мы маленькие, худенькие женщины, ты посмотри, как мы держимся, и тоже держись».

Было страшно брать оператора-девушку, потому что не знала, как в Казахстане отнесутся мужчины к женщине в этой профессии (должность оператора считается стереотипно мужской, к примеру, из-за того, что им приходится управлять техникой — Прим. ред.). Но мои опасения не оправдались, весь операторский департамент отлично сработался, а Даша стала неотъемлемой частью фильма. Она принесла в картину очень много: начиная от идей заканчивая ретро-костюмами, которые были в ее коллекции.

На фото главный герой фильма Алихан Абильдин. Оператор-постановщик Дарья Балановская.

Этот проект сильно поменял многие жизни

О философии создания

Основной состав актеров фильма из Казахстана. Но если вспомнить те времена, то во дворах собиралось очень интернациональное комьюнити: и казахи, и русские, и поляки, и чехи, и немцы. Прототип главной героини имела польское происхождение, она была дочерью польского дипломата, и на ее роль мы нашли славянку в Питере. Она модель мирового уровня, зовут ее Ольга Обумова. Так как у нее не было актерского опыта, Ольга боялась, что не справится, хотя у нее были абсолютно все данные для актера. Мы отправили ее на курс актерского мастерства, просто чтобы она чувствовала себя увереннее. Потом на одну из ролей мы нашли парня из России, его зовут Рамазан Ахмедов, он музыкант. Он написал нам несколько саундтреков к картине, а в моменты, когда у него не было съемок, он успел съездить в несколько казахстанских городов с концертами. Еще у нас снялась Виолетта Богданова. Она очень талантливая алматинская художница. Когда я увидела ее картины, то поняла, что мы не можем не взять их в фильм, также, как это было, когда я услышала музыку Рамазана. Вот так мы по крупицам собрали картину, по сути, из совершенно реальной жизни. Для меня это было очень важно.

Мой мастер во ВГИКе Сергей Соловьев, режиссер фильма «АССА», в котором снимался Цой, работал таким же образом. В его фильме главным героем был Бананан (Сергей Бугаев-Африка), так вот когда Соловьев увидел, как жил Бугаев-Африка, он сказал: «Берем всю его комнату и перевозим в Ялту на съемки». Я очень благодарна Сергею Александровичу за то, что он показал мне, как использовать в кино опыт жизни. Ведь кино — это и есть жизнь. И для всей съемочной группы это не было просто работой, на которую ты приходишь, отснялся и домой. Этот проект сильно поменял многие жизни.

Как говорил Тарковский, всегда создается три фильма: один фильм написан, второй снят, третий смонтирован. Наш фильм не был исключением: мы достаточно много вырезали из того, что сняли, немного иначе сформировали историю по ходу съемок. Сформировать новую историю, убрав все лишнее, нам помогла Мухарам Кабулова, которая недавно получила приз Европейской киноакадемии за монтаж. После опыта работы с ней, я считаю, что режиссера монтажа надо подключать задолго до момента сборки фильма.

Как тонко и правильно найдены интонации времени

Музыку к картине нам написала Аня Друбич, дочь Сергея Соловьева, что тоже символично и важно для меня. Аня — очень хороший композитор. Я даже не предполагала, как можно написать эту музыку и как она должна звучать. Но Аня ее сделала, и получилось просто идеально: звучание с одной стороны немного советское, а с другой — современное.

Художественный руководитель картины Федор Бондарчук посмотрел предфинальный вариант монтажа и сказал: «Ты же такая молодая, откуда ты все это знаешь? У меня была точно такая же жизнь, только в Москве. Как тонко и правильно найдены интонации времени». Для меня эти слова от человека, который жил и рос в то время, были очень важны.

Наш фильм — это реальная история реального персонажа, и мы знакомились с прототипами тех подростков, о которых снимаем кино: наш Султан познакомился с реальным Султаном, которому сейчас около 50 лет. Я не знала, как выглядели в то время живые люди, о которых мы снимали, мне не хотелось от этого отталкиваться. Но удивительно, что человек, который рассказал мне эту историю, увидел актеров и сказал, что они все очень похожи на своих прототипов.

Фильм говорит о реалиях нашей жизни, не имеющих временных рамок

Главный герой в исполнении Алихана Абильдина слева, актер эпизодической роли Динмухамед Абдуразаков справа. Оператор-постановщик Дарья Балановская.

Об ожиданиях

Фильм про 90-й год, и я верю, что он будет близок зрителям, чья молодость проходила тогда. Но также хочется, чтобы и нынешняя молодежь нашла в фильме что-то близкое. Ведь там вещи, которые актуальны всегда: любовь, дружба, предательство, музыка. Фильм говорит о реалиях нашей жизни, не имеющих временных рамок.

В этом году Цою бы исполнилось 60 лет, и мы хотели бы приурочить выход фильма к этой дате. В начале фильма ребята присутствуют на настоящем концерте Цоя, а заканчивается картина его гибелью. Получается такая кольцевая композиция. Впрочем, картина не посвящена Цою, а его эпохе, поэтому в фильме не так много упоминаний о нем. Мы хотели дать фильму дыхание того времени благодаря реализму, музыке, и я надеюсь, что у нас это получилось.

29 ноября фильм «Скоро кончится лето» откроет 10-ый юбилейный кинофестиваль студенческих и дебютных фильмов «Бастау» в Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая в Алматы. А с 8 декабря картина войдет в кинопрокат по Казахстану.