Существует известный список фильмов от Андрея Тарковского, которые он рекомендовал для обязательного просмотра своим студентам. Мы решили собрать список любимых фильмов от трех современных отечественных режиссеров, которые они советуют смотреть не столько людям, заинтересованным в технической стороне кинематографа, сколько тем, кто ищет развития через соприкосновение с хрупким миром кино.

Текст александра аканаева

Айжан Касымбек


«Власть пса»

The Power of the Dog, 2021

Режиссерка Джейн Кэмпион

Увидеть и понять, что нет никакого женского-мужского жанра, есть женщины в кресле режиссера и есть мужчины. Абсолютно мужской мир, перегон овец, ковбои, суровая природа и желание самоутвердиться и удержать уже имеющиеся позиции в обществе. Все эти элементы в фокусе режиссера-женщины, обладательницы премии «Оскар» Джейн Кэмпион.

«Токийская повесть»

Tokyo Story, 1953

Режиссер Ясудзиро Одзу

Собственными глазами увидеть, и убедиться, что все гениальное просто. Одзу всю жизнь снимал японскую семью, ее распад и изменения. Но сам никогда не был женат и жил с матерью. Он прошел войну, никогда не снимал буквально кадры о войне, но она всегда присутствует в разговорах, в человеческих судьбах, в быту.

«Расемон»

Rashomon, 1950

Режиссер Акира Куросава

Великий мастер, иначе я не могу назвать Куросаву. Новый этап в истории кинематографа, новое повествование и новый взгляд на героя. В фильме главный герой не обязательно положительный, правда многоликая, а человек порочен. Однозначно, Куросава — новатор, который вдохновляет по сей день.

«Ореховое дерево»

Режиссер Ерлан Нурмухамбетов, 2016

Кино, которое зритель будет понимать и любить через время. Мой любимый казахстанский фильм, исключительный пример мета-модернизма.

«Гавр»

Le Havre, 2011

Режиссер Аки Каурисмяки

Обожаю легкий юмор и стиль финского режиссера Каурисмяки. Гротеск в его фильмах как способ показать сложные вещи в легкой манере. Я люблю кино, после просмотра которого внутри появляется связь с людьми, желание обнять весь мир и любить. Каурисмяки удается пробудить это чувство внутри меня.

«Фарго»

Fargo, 1995

Режиссеры Итан Коэн, Джоэл Коэн

Картина, которая принесла мировую славу братьям Коэн. Тонкий юмор, переходящий в сарказм над человеческими пороками. Обожаю Коэнов за их неповторимое чувство юмора и выбор нестандартных героев, которых они любят помещать в еще более нетривиальные ситуации.

«Мандарин»

Tangerine, 2015

Режиссер Шон Бейкер

Прекрасный пример того, что когда есть идея, то найдутся пути для ее воплощения. История, снятая на iPhone 5S, по накалу страстей не уступает высокобюджетным фильмам.

«Ида»

Ida, 2013

Режиссер Павел Павликовский

Еще один прекрасный пример мастерства сторителлинга посредством визуального ряда. Черно-белый минимализм в кадре, молчаливая героиня-монашка.

«Пылающий»

Burning, 2018

Режиссер Ли Чхан Дон

Кино-конструктор, которым ловко управляет южнокорейский режиссер, в прошлом министр культуры Южной Кореи. Кино, которое при каждом просмотре будет наталкивать на новые мысли и никогда не даст ощущения однозначности.

Адильхан Ержанов


«Убежище»

Moolaadé, 2004

Режиссер Усман Сембен

Режиссер, именуемый отцом африканского кинематографа, играет на поле фовизма и примитивизма, повествуя о вечном противостоянии прогресса и традиций. Страсти нешуточные, арена действия — сенегальская деревушка.

«Плохая компания»

Bad Company, 1972

Режиссер Роберт Бентон

Вестерн своей свободолюбивой эпохи семидесятых, где соединяются Марк Твен и Серджио Леоне.

«Линейка»

The Lineup, 1958

Режиссер Дон Сигел

Нуар с применением документализма: герои предельно обыденные, погони рутинные, город настоящий. В центре — лучший антагонист Голливуда Элай Уоллах.

«Это случилось при свете дня»

It Happened in Broad Daylight, 1958

Режиссер Ладислао Вайда

Предтеча воспоминаний об убийстве Пон Джун-Хо, «Обещания» режиссера Шона Пенна. Первая история о маньяке, которого так и не постигает наказание от рук следователя.

«Человек, который коротко стригся»

The Man Who Had His Hair Cut Short, 1966

Режиссер Андре Дельво

Бельгийская «Лолита», магический реализм, влияние на «Человека, которого не было» Коэнов, великий стиль.

«Тернистый путь»

The Harder They Come, 1972

Режиссер Перри Хенцель

Ямайская малобюджетная аутентичная ганг-стори с насилием, предвещающим «Злые улицы» Мартина Скорсезе.

«Мэтуон»

Matewan, 1987

Режиссер Джон Сайлз

Эпизод из бойни между шахтерским профсоюзом и наемниками компании начала 20 века. Блестящий натурализм боев и психологии.

«Пуля для генерала»

A Bullet for the General, 1966

Режиссер Дамиано Дамиани

Создатель «Спрута» до сериала сделал неплохую сатиру в виде вестерна — трагическую и комическую одновременно.

«Ставки на завтра»

Odds Against Tomorrow, 1958

Режиссер Роберт Уайз

Ограбление, которое задумали трое: продажный коп, который ненавидит напарника-расиста, который ненавидит напарника из Пуэрто-Рико, который ненавидит двух вышеуказанных. Ясно, что ограбление вряд ли будет идеальным.

«Непослушный Бабби»

Bad Boy Bubby, 1994

Режиссер Рольф Де Хир

Задолго до «Клыка» Йоргоса Лантимоса режиссер Рольф Де Хир опробовал сюжет «запертых-в-подвале» и создал печальную сказку про цивилизацию.

Яна Скопина


«Последний киносеанс»

The Last Picture Show, 1971

Режиссер Питер Богданович

Когда-то Богданович вместе с Копполой организовал «Компанию режиссеров», которая совместно с Paramount Pictures снимала кино. Коппола преклонялся перед талантом Богдановича и говорил, что он снимает свои хорошо окупаемые фильмы, чтобы Богданович мог снимать свои. Картина получила восемь номинаций на  «Оскар», включая лучшего режиссера, и выиграла две статуэтки.

«Тени»

Shadows, 1959

Режиссер Джон Кассаветис

Это был один из первых краудфандингов в кино. Кассаветис пришел на радио и сказал: «Если люди хотят посмотреть фильм про людей, они могут просто дать немного денег». Так он собрал средства и снял фильм, который сам называл экспериментом. Вся съемочная группа, включая актеров, механиков, водителей, работала бесплатно.

«Беспечный ездок»

Easy Rider, 1969

Режиссеры Деннис Хоппер, Питер Фонда

В этом фильме режиссеры и сыграли главные роли. Здесь также появляется шикарный Джек Николсон, взявший «Оскар» за роль второго плана. Американское роуд-муви, в котором есть все: 60-е, хиппи, свобода, наркотики, сексуальная революция и невероятные пейзажи.

«Аталанта»

L’Atalante, 1934

Режиссер Жан Виго

Это начало всех начал. Фильм — предвестник французской новой волны. Жан Виго прожил всего 29 лет и успел снять две полнометражные картины, которые значительно повлияли на мировой кинематограф. Феллини говорил, что хотел разворовать этот фильм, но не смог взять даже трети.

«400 ударов»

The 400 Blows, 1959

Режиссер Франсуа Трюффо

Трюффо искал и нашел Жана Пьера Лео — свое альтер-эго, мальчишку, которого будет снимать всю жизнь, по мере его взросления. Пронзительная история, изменившая язык французского кино. На смену «кино белых телефонов» пришли критики из журнала Les Cahiers du cinéma и возглавили Новую волну.

«Жить своей жизнью»

Vivre Sa Vie, 1962

Режиссер Жан Люк Годар

Годар — реформатор. Изобретатель нового. В картине он разговаривает с нами языком «синема верите» (cinéma vérité). Современный кинематограф активно пользуется его формой монтажа, который так и называется «годаровский монтаж». В главной роли Анна Карина, в которую Годар был долго влюблен.

«Фотоувеличение»

Blowup, 1966

Режиссер Микеланджело Антониони

Рассказ о молодом фотографе, с которым случилась странная история. Фильм, который немного выбивается из линейки Антониони. Тут нет его главной музы — Моники Витти, но есть молодость, свингующий Лондон и модные ребята. Декорацией фотостудии в фильме стало настоящее фотоателье популярнейшего в 60-е годы лондонского фэшн-фотографа Джона Коуэна.

«Под покровом небес»

The Sheltering Sky, 1990

Режиссер Бернардо Бертолуччи

Режиссер переносит героев в Африку. Малкович, жара и непредсказуемый сюжет — гремучая смесь картины. Имя Бертолуччи крепко связано с эротическим кино. В фильме эротизм как территория сближения, в которой отсутствует пошлость, но присутствует психология и болезненность героев.

«Летят журавли»

1957

Режиссер Михаил Калатозов

Камера Урусевского опирается на традиции авангардного кино 20-х. Присваивая их, она как будто находит новый способ передать эмоции героев. Это военная картина, в которой мы не увидим врага. Это навсегда осевшая в памяти Татьяна Самойлова, бегущая за возлюбленным вдоль забора.

«АССА»

1987

Режиссер Сергей Соловьев

Фильм, снятый в снежной Ялте моим мастером киношколы. Картина, ставшая предвестницей перемен. Столько талантливых музыкантов русского рока вы не встретите больше ни в одном игровом фильме. Когда Соловьеву предложили Виктора Цоя на роль главного героя, тот сильно удивился. На главную он Цоя не взял, но чувствуя, что за этим парнем какая-то фантастическая мощь, пригласил его на эпизод в конце фильма. А так же использовал в фильме песню «Перемен», ставшую знаковой.


Обложка: скриншот из фильма «Власть пса» / The Power of the Dog