Мы уже писали о «[не]музее», чья цель — сохранить коллективную память через архитектуру. Технический продюсер «[не]музея» Заманбек Мукасали в свободное время создает деревянные светильники с узорами солнцезащиты алматинских домов.

В последние годы солнцезащита теряет свое основное предназначение и несет более декоративную функцию. Многие образцы солнцезащиты уже утрачены — но наследие сохраняют в предметах домашнего декора.

Светильники стоят от 20 тысяч тенге, большая часть денег идет на поддержку пространства «[не]музея».

Текст Айзере Малайсарова

О работе

После школы я учился на токаря, через пару лет ушел в плотники — дерево намного приятнее металла. Металл холодный, в цехах было неуютно: станки огроменные и шумные, и масло везде. Дерево сухое и на запах приятное, и работа нетоксичная, вот в цехах задыхаешься. Плотником работал лет пять, заскучал от однообразия и стал наемным работником. Потом пришел в «[не]музей» — теперь я технический продюсер пространства.

Об идее

Идея светильников принадлежит Анель Молдахметовой, соосновательнице Archcode Almaty и «[не]музея». Она заметила сходство узоров на торшере с фасадами некоторых зданий города. Также она увидела сходство с японской техникой кумико — декоративного прикладного искусства для дизайна ширм, перегородок — и предложила сделать светильники. Я никогда раньше не слышал об этой технике, но идее обрадовался, зажегся и начал искать здания с солнцезащитой. Летом гулял по городу, фотографировал и отрисовывал два-три месяца, потому что занимался этим в свободное время. В целом собрал около 30 узоров.

Об изготовлении

В кумико используются мелкая древесина, и все узоры собираются вручную по кусочкам. Это стоит очень дорого. Я сильно облегчил это: на фанере лазерным станком вырезал отрисованные рисунки. То есть половина работы вырезается на станке, половина собирается вручную как конструктор. Использую обычную фанеру, покрываю маслом, внутри светильника ставлю жаропрочный пергамент, обычную лампочку теплого света и переключатель.

На изготовление уходит день, максимум два. Больше времени уходит на высыхание масла, минимум два-три часа. Светильник доставляется клиенту в плоской коробке в разобранном виде, чтобы он внес свою лепту в изготовление. Стоят светильники от 20 тысяч тенге. Так как это идея Анель и коллаборация с Archcode Almaty, большая часть денег уходит в «[не]музей» для поддержки пространства. Заказов много — к Новому году получил около ста заказов, и мы думаем расширять команду.


обложка: vzhik_studio