Каждый день люди сталкиваются с критическими ситуациями. В такие моменты им на помощь приходят настоящие герои — врачи, пожарные, полицейские, спасатели и многие другие. Они не ждут благодарности за свою работу, а делают все возможное, чтобы спасти чью-то жизнь.

Ко Дню защитника Отечества мы подготовили спецпроект о казахстанских героях при поддержке Банка ЦентрКредит. Участники этого материала эвакуируют людей из под горящих обломков, ищут потерявшихся в горах, а также борются за жизнь и дееспособность пострадавших от инсульта. Молодые специалисты в лице пожарного, горного спасателя и нейрохирурга рассказали о своей карьере, быте, отношении к жизни, а также поделились самыми запоминающимися случаями.

Нейрохирург

Асылбек Сенгербеков, 33 года

О себе

Я родился в Шымкенте. Есть жена и двое детей: старшая дочка и младший сын. С супругой познакомился в стенах нашего университета. Знакомы с первого курса и однажды решили создать медицинскую семью. Она работает акушером-гинекологом и преподает в университете.

Плюсов в жизни с коллегой больше. Нам приходится работать сутками, не выходя из больницы. Когда человек понимает, для чего ты этим занимаешься, всегда есть поддержка.

О призвании

На решение повлиял отец. В свое время он мечтал работать медиком, но занялся другой сферой. Он мне объяснил, почему хотел стать врачом, чем занимаются представители этой профессии. В школе покупал мне медицинские справочники и книги по анатомии. Мне был интересен человеческий организм, его работа, устройство, причины болезней и способы лечения. В восьмом классе уже твердо решил стать врачом и начал готовиться.

Семь лет учился в медицинском университете имени Асфендиярова в Алматы. Далее проходил обучение на кафедре нейрохирургии в клинической базе ГКБ7, по окончании резидентуры остался работать здесь. Мой стаж — три года.

Как и любой врач я продолжаю совершенствоваться, потому что появляются новые виды и методы лечения и диагностики. В хирургии мы развиваемся как в теории, так и на практике. Постоянно проходим стажировки в своей стране и за рубежом. Для врачей проводятся конгрессы, конференции, мы обучаемся друг у друга и постоянно развиваемся, делимся своим опытом, учимся у наставников. Например,  2019 году я проходил месячную стажировку в нейрохирургической клинике Пекина. 

Даже если мы находимся дома, то все равно думаем о пациентах

Работа для нас — это образ жизни

О направлении

Во время обучения в медицинском университете каждый студент выбирает себе интересующую область. Причины бывают разные. Мне были интересны функции и устройство мозга. Он полностью нами управляет — это очень это интересно.

Нейрохиругия — это большая область медицины. Сама по себе она делится на несколько направлений. Я занимаюсь сосудистой нейрохирургией. Мы с коллегами изучаем и решаем проблемы в сосудах головного мозга и шеи, которые провоцируют инсульт. Это заболевание находится в тройке лидеров по смертности и инвалидности.

Есть два вида инсульта. Геморрагический, когда лопается сосуд головного мозга и происходит кровоизлияние. Второй вид — ишемический инсульт. При нем сосуд закупоривается, образуется тромб или бляшка, из-за чего поступление крови в мозг нарушается. Главные признаки инсульта — нарушение речи, покосившееся лицо и дезориентация. При обнаружении этих симптомов необходимо вызвать скорую помощь или доставить человека в ближайшую больницу.

Я работаю в сосудистом нейрохирургическом отделении. Мы занимаемся как экстренным, так и плановым оперативным лечением сосудистых патологий головного мозга. В среднем процедуры длятся 5–6 часов, иногда доходит до 14. Однажды в нашем отделении оперировали человека 28 часов. При этом команда может меняться, но основной оператор стоит до конца.

Первая операция и отношение к смерти

Каждая смерть навсегда остается в памяти, а вот успешные исходы быстро забываются.

Свою первую тромбэктомию провел сразу после окончания резидентуры в 2020 году. Пациент поступил с признаками острого ишемического инсульта, у него пострадала одна сторона и нарушилась речь. Его привезли в приемный покой, мы провели обследование, сделали снимки головы. Там проявились признаки тромбоза — закупорки сосудов. Мы срочно взяли пациента на операцию по извлечению тромба. Она прошла успешно, человек быстро поправился.

Неважно, первая это была операция или десятая, когда она проходит успешно и это помогает пациенту восстановиться, я всегда испытываю положительные эмоции. Это дает много энергии и сил развиваться дальше, чтобы помогать людям.

Однако, когда помочь пациенту не получается, врачу это тяжело дается, хоть такие случаи и редки. Со временем легче не становится. Каждая смерть навсегда остается в памяти, а вот успешные исходы быстро забываются.

Распорядок дня

Рабочий день начинается в 7:40 с обхода-пятиминутки. Дежурный медперсонал докладывает о состоянии пациентов, минувшей ночи и их жалобах. В восемь часов мы делаем обход по реанимации, обсуждаем план лечения и дальнейшие действия. В 8.15 проходит нейрохирургическая планерка, на которой согласовываем предстоящие процедуры с коллегами и кафедрой нейрохирургии. После все расходятся и начинаются операции. В течение дня может быть от трех до шести вмешательств. Работа заканчивается как в пять вечера, так и в 12 ночи после того, как пациента переведут из реанимации в отделение, убедятся в стабильности его состояния и назначат лечение.

Мой выходной не зависит от дня недели или праздника. Я работаю в составе экстренной бригады посуточно. Отдыхаю в дни, когда нет дежурств. В выходной день стараюсь уделить внимание семье. Также занимаюсь домашними делами, пока есть возможность.

Выводы

Самое главное — это беречь свое физическое здоровье и заботиться о ментальном состоянии. Те, кто работает в сфере медицины, видят цену здоровья и цену жизни, понимают это. Все остальное отходит на второй план.

Сейчас моя цель — внести свой вклад в развитие инсультной службы нашей республики. Хочется, чтобы каждый пациент получал высококачественную помощь.

Героем я себя не считаю, просто помогаю людям, как и все остальные врачи. Профессия требует большой и постоянной самоотдачи. Даже если мы находимся дома, то все равно думаем о пациентах. Работа для нас — это образ жизни.

Пожарный

Абдибек Жолмухамбет, 30 лет

О том, как попал на службу

Я родом из Алматы. Получил экономическое образование в КазНПУ имени Абая. Есть жена, две дочери и сын. В пожарной службе работаю уже семь лет. С 2017 года служу командиром отделения специализированной пожарной части номер два. До этого пять лет работал в банке — там же мы познакомились с супругой.

Мой дядя был пожарным. По его словам, в детстве я тоже хотел этим заниматься, но это быстро забылось. Однажды увидел объявление о наборе и решил кардинально изменить свою жизнь. Прошел медкомиссию, уволился из банка и приступил к трехмесячной подготовке. Супруга, конечно, переживала и продолжает сейчас. Однако она полностью поддержала мое решение. Дети радуются и гордятся мной. Отец был против, отговаривал и напоминал, что мне еще детей воспитывать. Но я дал понять, что уже вырос и могу рассчитывать на себя в пожарах. Мама обрадовалась моему выбору и поддержала.

Подготовка

Месяц мы стажируемся в части, потом отправляют в школу профессиональной подготовки на два месяца. Она делится на теоретическую и практическую. После нее сдаем тесты, в результате которых получаем разрешение и допуск.

Первые пожары, спасения и жертвы

Первый пожар у меня был в декабре 2015 года. Я тогда только заступил на смену, горел частный жилой дом. К счастью, людей там не было. Я забежал в помещение, ни о чем не думая. После получил от своего командира за то, что нарушил план тушения. Сначала нужно провести разведку: оценить обстановку, подтвердить или исключить риск обрушения и взрыва. Только после этого можно разворачивать рукав и приступать к тушению.

В 2016 или 2017 году был мой первый пожар с людьми в помещении — снова горел частный дом. Семья оказалась в ловушке в процессе возрогания. При подготовке и на месте оцениваем ситуацию моментально и изменяем план тушения, если что-то идет не так. Наш главный принцип — спасение людей.

Мы нашли потерпевших, эвакуировали и успокоили их. Согласно протоколу, исключив наличие газовых баллонов и опасных веществ, которые могут спровоцировать взрыв, приступаем к тушению. Самое сложное в работе с жилыми домами — это их жители. Они пытаются помочь или спасти свое имущество. Нам в это время приходится следить за их безопасностью и одновременно ликвидировать пожар.

Я чувствовал гордость и радость после первого спасения. Вначале страшно, однако со временем и опытом к этому привыкаешь. К сожалению, бывают и неудачные исходы. Однажды мы выехали тушить гараж. После вскрытия замка оказалось, что внутри обгорел пожилой мужчина, пришлось вытащить его труп. Впервые увидеть сгоревшего человека тяжело: еще неделю после этого оставался неприятный запах в носу и привкус во рту. Осознание, что не получилось спасти человека, дается нелегко. Хоть и понимаю, что моей вины в этом нет, все равно стараюсь поехать на следующий пожар еще более подготовленным. Всех не спасти, но мы стараемся. Своими переживаниями в первую очередь делюсь с женой. Она всегда готова выслушать и поддержать меня.

Наш главный принцип — спасение людей

Наш главный принцип — спасение людей

Как предотвратить пожар и что делать, если он случился

Необходимо соблюдать технику пожарной безопасности. Основными причинами возгорания выступают короткое замыкание и алкогольное опьянение, в котором человек ведет себя неосторожно.

В случае пожара необходимо сохранять спокойствие. Не стоит пытаться тушить его самостоятельно, сразу же вызывайте службу 101. Человек может быть не подготовлен к такой ситуации и не знать, как правильно поступить. Поэтому важно своевременно вызвать профессионалов и попытаться покинуть помещение. Если это невозможно, можно закрыть двери и проемы, чтобы предотвратить выход продуктов горения и углекислого газа. Рекомендуется взять мокрую тряпку и прилечь на пол лицом вниз и ждать помощи.

Распорядок дня

Работаем мы сутки через трое. День начинается с развода, после него происходят сдача и прием смены. Следом начинаются теоретические и практические занятия. Мы выезжаем на плац в подготовительную часть и приступаем к тренировкам: делаем боевое развертывание, поднимаемся по трехколенной и штурмовой лестнице на здание учебной башни. После этого у нас идет обед и начинается свободное время, а вечером — подготовка ко сну. Если пожаров нет, ложимся спать после отбоя в 22:30.

В выходные я уделяю время своей семье. Играю с детьми, выбираюсь с ними и женой из дома.

Коллектив

На самом деле в нашей части суровый мужской коллектив, в который не каждый вольется. Всем новичкам даем понять сразу, что работа серьезная. Есть те, кто не выдерживает и уходит, но оставшиеся становятся не только хорошими пожарными, но и близкими друзьями. Это проверка. Если получилось продержаться в части год, дальше будет намного лучше. Мы всегда поддержим коллегу и поможем ему. Это касается не только работы, но и личных дел. Например, помогаем друг другу с ремонтом или стройкой. Хозяин готовит обед, а все остальные занимаются домом.

Один из главных выводов за годы службы заключается в том, что друзья — это лучшее, что есть после семьи. Потому что это те люди, которые всегда поддерживают в пожарной части. Это больше, чем дружба, — у нас скорее братские взаимоотношения. Каждый день мы рискуем и доверяем друг другу жизнь. В свободное время иногда тренируемся вместе, играем в футбол, ходим в кафе и собираемся семьями.

О работе в дальнейшем

Сейчас я также изучаю IT, чтобы в будущем работать тестировщиком и дополнительно зарабатывать. Это очень интересно, хотя некоторые термины мне пока непонятны. Планирую совмещать обучение с работой, так как для IT не требуется много времени, а информация доступна всегда. Это даст мне возможность зарабатывать дополнительно.

Также собираюсь получить второе высшее образование. У меня уже есть диплом экономиста, но он не поможет продвинуться в карьере. Хочу поступить в университет или академию на техническую специальность, чтобы стать пожарным офицером и двигаться по карьерной лестнице.

Выводы

Для работы в пожарной службе необходимы физическая подготовка, смелость, мужество и человечность. Мне сложно назвать себя героем. Кажется, что для этого нужно быть еще лучше и делать больше. Я просто человек, который хочет помогать людям. При этом могу с уверенностью назвать героями своих коллег.

Еще я люблю и ценю жизнь, ведь выезжая на каждый пожар, не знаю, вернусь ли домой. Часто думаю, кто тогда будет воспитывать детей и как они вырастут.

Горный спасатель

Нурбол Нуралин, 29 лет

О том, как пришел в профессию

С самого детства любил горы и старался как можно больше времени проводить там. В юности закончил военное училище, а после служил в структурах, где есть горная подготовка. Однако вскоре пришлось уйти с должности по личным причинам. Вот уже три года работаю горным спасателем и активно занимаюсь поиском пропавших и заблудившихся людей.

Когда сообщил семье о своем решении, родители были в шоке. Мама, к примеру, понимала, что на работе ждут высочайшие риски. Многие думают, что спасатели — это роботы. Но мы такие же люди. Есть те, кто понимает, что мы тоже рискуем. При подъеме или спуске всегда есть шанс сорваться в ущелье, сломать конечность или попасть под лавину.

О том, как проходит подготовка

Каждые полгода проходим спецподготовку и повышаем квалификацию. В течение нескольких недель выполняем различные задания и занимаемся ориентированием на местности. Мы тренируемся в горах и всегда отмечаем сложности каждого подъема и рельефа.

Любое восхождение, даже на минимальную высоту, — морально тяжелое. Каждый раз мы проходим проверку на прочность и еще сильнее закаляем свой организм и психику. На сборах много практики — мы должны уметь быстро оценивать ситуацию: местность, возможные угрозы для жизни человека, его физическое и психологическое состояние.

Также обязательная часть — это прохождение медицинской подготовки. Мы учимся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. Если в горах находим кого-то с переломом, то обязаны знать, как наложить шину и подготовить человека к эвакуации. Никто из нас не врач и мы не можем оказывать полноценную медицинскую помощь. Однако, когда от нас зависит состояние пострадавшего, медицинские знания помогают спасти ему жизнь.

Чтобы работать спасателем, ты должен ставить жизнь человека, который потерялся, выше своей

Чтобы работать спасателем, ты должен ставить жизнь человека, который потерялся, выше своей

О том, как проходят спасательные операции

В горах часто бывают плохие погодные условия. Если в ясный день или ночь мы можем вызвать вертолет, чтобы транспортировать пострадавшего, то в ветер или буран приходится идти пешком. Это очень опасно, ведь в горах совершенно разные рельефы, а люди часто заходят на сложные участки. Чтобы спасти человека требуется колоссальная физическая подготовка. Мы несем на себе и тяжелые рюкзаки, и носилки.

Чтобы спустить одного пострадавшего требуется девять человек. Хорошо, если турист может идти сам. Но чаще всего у него либо сильный шок, и он не может прийти в себя, либо у него есть какие-то переломы. Вот для таких случаев и нужна большая команда. Одни люди кладут человека на носилки, а другие страхуют коллег. Чтобы работать спасателем, ты должен ставить жизнь человека, который потерялся, выше своей.

Каждый случай пропажи человека в горах уникален, ведь нет одинаковых рельефов и участков. Иногда люди забредают в совсем странные места, куда сложно добраться даже опытному горному спасателю. Самое сложное — искать людей зимой. Если человек теряется летом, то мы точно уверены, что в горах он не замерзнет. Зимой же счет идет на секунды — ночью в горах очень холодно, можно запросто получить обморожение внутренних органов и умереть. Любое спасение человека — это стресс, ведь ты всегда думаешь о том, что можешь не успеть. Был случай в декабре, когда одного парня мы искали три дня. Обнаружили его на месте, недоступном для нас. Потребовалось время, чтобы обойти обрыв, ведь рельеф сложный, а вокруг снег. К сожалению, мы не успели его спасти.

У каждой команды есть командир, который принимает решения за всех нас. Нужно быть очень устойчивым психологически и в критической ситуации действовать с холодным расчетом. После операции мы приезжаем на базу, едим, а потом приступаем к разбору ошибок спасательной работы. Не только своих, но и туристов. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем гиды могли строить более безопасные маршруты.

Большая проблема в том, что многие туристы не предупреждают своих родных о том, что собираются в горы. Либо говорят, но не обозначают местность. В таких случаях мы не знаем где их искать и чудом, если повезет, то у них будет ловить связь. Тогда мы можем примерно определить их местонахождение и спустить. Иногда делаем это сами, а в других случаях ориентируем, чтобы тот смог спуститься самостоятельно.

О волонтерской деятельности

Я люблю помогать людям, особенно тем, кто слабее и младше меня. Например, в 2020 году, в самый разгар пандемии, мы с друзьями собрали 20 тысяч продуктовых наборов для малоимущих. Сутками жили на складе. Нам никто не платил, мы просто искренне хотели помочь. Сейчас состою в благотворительном фонде фонде «ДОС Community», также я доброволец в организации «Волонтеров Национального парка». Мой опыт военного и горного спасателя нужен людям.

Материал подготовлен при поддержке