Трепанация черепа, электрошокотерапия, кровопускания — эти жестокие методы применяли для лечения шизофрении сотни лет назад. Спустя века люди в нашей стране по-прежнему обращаются к альтернативной медицине — и упускают время для эффективной терапии.

В новом спецпроекте The Village Казахстан совместно с компанией «Гедеон Рихтер Казахстан» рассказывает об истории болезни, ее природе и симптомах. 

Шизофрения – это сложное психическое заболевание, которое характеризуется нарушениями в познавательной, эмоциональной и поведенческой деятельности. Симптомы могут быть настолько разрушительными, что полностью меняют образ жизни больного и его ближайших родственников. Одинаковых пациентов с шизофренией не существует, симптомы и течение заболевания всегда индивидуальны.

Признаки характеризуются тремя основными группами симптомов: позитивными, негативными и когнитивными.

● Примерно у 80 % пациентов наблюдаются такие проявления позитивных симптомов, как бредовые идеи и галлюцинации. Бред — это ложные убеждения пациента. Галлюцинации — ложное восприятие мира или ощущение несуществующих образов.

Негативные провоцируют скудость и вялость речи, отсутствие интереса к любой деятельности и окружающим. Эти симптомы снижают трудоспособность и ухудшают межличностные отношения.

Когнитивная группа включает нарушения внимания и памяти, ухудшение способности усваивать, перерабатывать информацию и принимать решения.

Болезнью расщепленного сознания страдают примерно 24 миллиона человек во всем мире, то есть каждый трехсотый. Проявления шизофрении чаще всего наблюдают в позднем подростковом или раннем молодом возрасте. Распространенность заболевания примерно одинакова во всем мире, то есть не зависит от расы и национальности человека.

Причины развития шизофрении до конца не изучены, но многочисленные исследования показывают значительную роль наследственных факторов. Доказательства генетических причин заболевания получены путем изучения группы детей, чьи родители страдали этим психическим расстройством.

Детей с самого раннего возраста изолировали от биологических родителей и приняли в здоровые семьи. Оказалось, что воспитание в таком окружении не снизило вероятность развития болезни у них. Другими словами, благоприятная социальная среда не уменьшила шансов на возникновение заболевания у предрасположенных к шизофрении.

Ежегодная заболеваемость людей с этим тяжелым психическим расстройством колеблется от 215 до 245 человек на 100 тысяч населения. Только по городу Алматы на диспансерном учете состоят более 11 тысяч горожан, по стране прошлогодний показатель приблизился к отметке в 40 тысяч.

Официальная статистика не отражает реальную картину в Казахстане: ведь часто пациенты обращаются к специалистам уже в состоянии психоза, когда их поведение начинает представлять опасность для них самих или окружающих. Однако при госпитализации в психиатрический стационар выясняется, что клинические проявления шизофрении у пациентов отмечались задолго до развития психотического состояния.

Делимся тем, как шизофрению лечили в далеком прошлом и насколько изменилась современная терапия.

Древность: Рождение болезни

Первые признаки шизофрении были описаны больше четырех тысяч лет назад в египетском папирусе Эберса. Этот труд тогда был своеобразной медицинской энциклопедией. Египтяне видели причину психических расстройств в сверхъестественных силах, которые врачи лечили магией, молитвами и первыми травяными таблетками.

Чуть позже в Древней Греции и Риме тоже стали появляться описания симптомов шизофрении. Там психозы связывали с физиологическими расстройствами. Для греческих эскулапов почему-то не имело значения, какие у человека заболевания: физические или ментальные. Для всех больных у них были одинаковые предписания: умеренная физическая нагрузка и слабительные средства.

Лекари времен Гиппократа уже не отрицали психические расстройства людей. А человеческие галлюцинации и вовсе стали феноменом. Несмотря на эти открытия, многие продолжали думать, что в пациентов могли вселиться темные силы.

Позже все врачи и ученые сошлись в едином мнении: люди, страдающие психическими расстройствами, чем-то больны. Однако при этом еще не понимали, что природа болезни кроется в психике. Власти не считали, что о таких гражданах должно заботиться государство. За ними либо ухаживали в семье, либо несчастные заканчивали свои дни на улице.

Арабский врач Авиценна одним из первых описал симптомы и предложил психотерапевтический метод лечения. Болезнь назвали тяжелым безумием. Авиценна смог отделить ее от других форм безумия, таких как бешенство и маниакально-депрессивный психоз. В то время все эти заболевания относили к психическим расстройствам.

Средние века: Безумные методы лечения

В Средние века врачи забыли о естественных причинах шизофрении и перешли на религиозные. Поэтому часто душевнобольных объявляли прислужниками дьявола, колдунами, ведьмами и шаманами. Вместо лечения окунали в холодную воду и публично избивали.

Самым действенным способом, по мнению лекарей, была трепанация черепа. Методики вырезания были разнообразными: насечками вырубался квадратный участок черепа, также использовались и кольцеобразные сверла. Иногда кость долбили узким железным орудием, напоминающим стамеску. Инструментом выбивали треугольные, сужающиеся книзу, отверстия. По словам врачей, они помогали освободиться от одержимости. Трепанация приводила к смертельному исходу больше чем в половине случаев.

Лондонские диспансеры для психбольных были похожи на тюрьмы. Эти учреждения позволяли отделить их от общества. Власти пытались изолировать больных и очистить городские улицы. Решение нашли простое: пациентов просто приковывали к стенам и порой кормили. В Бедламе их связывали цепями, делали клизмы и держали на безовощной диете.

Век просвещения: Первые предположения о возникновении

Лишь в 18 веке в Испании больных перестали привязывать. Столетием позже в источнике заболевания вновь начали искать физиологические причины. Чаще винили больной желудок или кишечник. Несчастных кормили опиумом, ядовитой белладонной, рвотными и слабительными препаратами. Толку от всего этого не было. Правда, больные вели себя спокойнее, слабели, много спали и жили недолго. Это облегчало перегруженные сумасшедшие дома.

В 19 веке впервые выдвигались мнения о передаче этого расстройства по наследству. Сотни тысяч больных шизофренией были стерилизованы.

Век перемен: Изучение природы болезни

В 20 веке немецкий психиатр Эмиль Крепелин ввел современное понятие этой болезни, именуемое dementia praecox. С латинского оно означает раннее слабоумие.

В 1908 году психиатр Эйген Блейлер объяснил шизофрению как отдельное заболевание. Он обосновал, что она отличается от деменции и ввел термин в психиатрию. Вместе с тем он доказал, что болезнь не обязательно развивается в молодые годы, а может возникнуть и в зрелом возрасте. Ученый выяснил: ее главная отличительная черта — не слабоумие, а нарушение единства психики, то есть расщепление. Впоследствии Блейлер определил некоторые критерии шизофрении, которые назвал «четыре A»:

● аффективность — эмоции, отклоняющиеся от нормы по их адекватности;

● аутизм — замкнутость в себе и отрыв от действительности;

● нарушение ассоциативного ряда человека — нарушение хода и формы рассуждений;

● амбивалентность — взаимно противоречивые реакции на объект, которые сменяются немотивированно быстро;

С изучением шизофрении стали увеличиваться и способы лечения этого расстройства. В 1921 году доктор Якоб Клейси из Швейцарии предложил лечить болезнь сном. Для этого он использовал успокоительные средства. Однако подход привел к большому количеству смертей от передозировки. Препараты стали заменять на более безопасные. Терапия применялась еще около 50 лет.

Венгерский исследователь Владислав фон Медуна в излечении от шизофрении видел иной способ. Он предлагал вызывать судороги с помощью инъекции камфоры. Порой они были такими сильными, что у людей хрустели кости. Через время у итальянского психиатра Лусио Бини возникла идея использовать электричество для вызывания судорог. Многие пациенты после таких болезненных процедур просто не выживали.

К середине прошлого столетия стала популярна шоковая терапия. Австрийский психиатр Манфред Сакель предложил использовать инсулиновый шок. Больные получали огромную дозу инсулина, а после манипуляции они на несколько дней впадали в диабетическую кому. Смертность от метода тогда была довольно высокой. Со временем клинические исследования показали его абсолютную неэффективность. Это вызывало шквал возмущения видных психиатров-приверженцев подхода. Инсулиношоковая терапия продолжала изредка находить применение в западных странах до 1960-х годов. Однако в СССР от метода не отказались.

Стоит отметить, что таким способом лечили известного американского математика Джона Форбса Нэша-младшего. Об истории болезни Нобелевского лауреата по экономике был снят фильм «Игры разума». Первые признаки шизофрении у Нэша начались к 25 годам. Он был восходящей звездой математики, но из-за психоза его принудительно отправили на лечение. К этому времени болезнь прогрессировала и была крайне запущена. Ученый мог говорить о себе в третьем лице, а также вслух размышлять о нумерологии и политике.

В 1961 году его госпитализировали в больницу. В течение следующих девяти лет время от времени он лечился в психиатрических клиниках. Там Нэш параллельно с инсулиновой шоковой терапией получал и антипсихотические препараты. Американский математик вернулся в научное сообщество только спустя 30 лет, после того как полностью совладал со своим недугом. В 66 лет ему присудили Нобелевскую премию.

Ужасная лоботомия

Она стала набирать популярность в 1940-х годах. История помнит немало чудовищных практик в медицине, но эта — самая шокирующая. В процессе лоботомии длинный острый инструмент проникал через глазницу и отделял одну из долей головного мозга от остальных областей, либо иссекал полностью.

Сегодня операцию можно встретить разве что в кино, но в середине прошлого века людей вполне могли принудить к такому лечению за неспокойный характер.

Этот метод разработан в 1935 году португальским нейрохирургом Эгашом Монишем. По его гипотезе, перерезание некоторых волокон в лобной доле может быть эффективным в лечении психических болезней, в том числе шизофрении.

Изначально доктор назвал этот вид хирургического вмешательства лейкотомией, поскольку сами лобные части не повреждались. Прорезалось лишь белое вещество, соединяющее лобные доли с другими отделами мозга.

Эту процедуру представляли как средство спасения в безнадежных ситуациях. После операции пациенты сразу становились спокойными и пассивными. Хотя насколько пациенты излечивались на самом деле, оставалось загадкой, так как в дальнейшем их, как правило, не обследовали.

К середине прошлого века лоботомия стала неслыханно популярной процедурой. Ее практиковали в Великобритании, Японии и США, а также во многих европейских странах. Монишу даже присудили Нобелевскую премию за это открытие. К 1952 году в США провели более 20 тысяч операций. Однако с развитием науки этот сомнительный и жестокий метод изжил себя.

Современные методы

Современные способы лечения разделяют на две группы — биологическую и психосоциальную терапию. Последняя включает когнитивно-поведенческую, семейную и психотерапию. Применение лекарственных препаратов, действующих на головной мозг, — один из самых эффективных биологических подходов лечения этой болезни. Медикаменты предотвращают разрушение личности, ухудшение мышления и памяти.

С 1950-х годов прошлого столетия для лечения этого заболевания стали применять нейролептики. Они были обнаружены случайно. Оказалось, что хлорпромазин изначально разрабатывался как препарат, успокаивающий пациентов перед хирурческой операцией. Позже выяснилось, что он обладает антипсихотическим действием у больных шизофренией. Считается, что хлорпромазин действует как мощное успокоительное.

Нейролептики или антипсихотические препараты – это вещества, которые применяются в лечении психических нарушений. Механизм их действия блокирует дофаминовые рецепторы и устраняет психотическую симптоматику: слуховые, зрительные, тактильные галлюцинации и бред.

Сейчас медикаментозный способ остается наиболее распространенным методом лечения. Стоит отметить, что новый класс нейролептиков воздействует на все группы симптомов шизофрении и улучшает качество жизни пациентов.

Эффективное лечение предполагает комбинированный подход. В него входят:

● медикаментозная терапия нейролептиками;

● психотерапия;

● арт-терапия;

● развитие социальных навыков;

● обучение пациента;

● семейная психотерапия;

Общая цель терапевтических и реабилитационных мер — не просто устранение симптомов болезни, а достижение пациентом максимально высокого качества жизни.

Шизофрения в Казахстане

55 % казахстанцев имеют в своем круге общения людей с нарушением ментального здоровья, а 27 % — в ближайшем окружении*. Стоит отметить, что все еще большой популярностью пользуется самолечение. К нему привыкли обращаться 82 % жителей Казахстана. По мнению экспертов, это огромные цифры, которые только растут: приверженцы самолечения обычно советуют этот же подход и своим близким.

По словам врачей, казахстанцы психотерапевтам и профильным клиникам предпочитают знахарей, емши, а также всевозможные травяные лекарства и народные методы лечения. Вместе с тем эти методики не дают никакого результата, а больные растрачивают время, которое могли бы отвести на доказательное лечение.

*Согласно результатам опроса в сфере ментального здоровья, проведенного осенью 2022 года при поддержке фармацевтической компании «Гедеон Рихтер Казахстан».

Жибек Жолдасова

врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук:

«У нас злоупотребляют походами к емши, целителям. Люди могут бывать у них годами и абсолютно не понимать, что такие расстройства прогрессируют. Вывести пациента из хронического состояния становится еще труднее.

В моей практике было много похожих случаев. Самые показательные были, когда родственники связывали психически нездорового человека, как барана. Когда расспрашиваешь, говорят, что приходил несколько месяцев мулла, читал молитвы, но не помогло.

Еще одна жуткая история была, когда женщину месяцев пять-шесть держали в темном подвале родственники, потому что мулла так сказал. Он был уверен: это поможет изгнать из джиннов. Самое ироничное: пациентку заставил вытащить из подвала ее сын-подросток. Он и предложил показать ее психиатрам. Народу намного проще верить в каких-то несуществующих джиннов, чем в назначения врачей».

По словам Директора Центра психического здоровья города Алматы Сапара Рахменшеева, люди не хотят обращаться в их учреждения по двум причинам. Первая — страх, что их поставят на диспансерный учет. В результате чего, это ставит под угрозу их дальнейшее трудоустройство. На самом деле, врачи не имеют права ставить пациентов на диспансерный учет без согласия человека.

Второе опасение — это страх стать недееспособным после приема различных медикаментов. В центре психического здоровья поспешили развеять последний миф. С развитием научного прогресса усовершенствовался и состав нейролептиков. Нынешние лекарства практически не обладают побочными эффектами.

Более глубокое изучение биохимических процессов, лежащих в основе симптомов шизофрении, приводит к созданию новых нейролептиков с улучшенной переносимостью и эффективностью, предоставляет возможность более тонкого подбора и индивидуализации терапии, улучшения качества жизни и долгосрочных функциональных исходов пациентов.

Специалисты рекомендуют при наличии симптомов шизофрении незамедлительно обращаться в центры психического здоровья. Учреждения работают в каждом областном центре страны. Очень важно помочь вовремя — от этого зависит сохранность личности пациента.

Врачи подчеркивают, что шизофрения — хроническая и неизлечимая болезнь. Аналогию можно провести с сахарным диабетом, когда человек учится жить с этим недугом на протяжении всей жизни. Многие пациенты, выполняя все предписания врача, могут удерживать заболевание, находиться в состоянии длительной ремиссии. Для успешного результата только работы пациента недостаточно, в терапии должны участвовать все члены семьи. Поэтому в Алматинской клинике психического здоровья на протяжении четырех лет работает школа ментального здоровья, где родных и близких учат поддержке пациента.

Больные часто подвергаются дискриминации в обычной жизни. Стигматизация людей с этим заболеванием — широко распространенное явление. Такое положение приводит к социальной изоляции, негативно сказывается на отношениях с окружающими, включая семью и друзей. Наличие шизофрении — не повод считать, что человек не может полноценно жить в обществе.

Возвращение в социум

Специалисты утверждают, что в борьбе с шизофренией должен участвовать не только сам больной, но и его семья, и общество, в котором он живет.

Психически нездоровые люди, как правило, находятся на попечении семьи. Поэтому врачи советуют близким как можно больше узнавать о заболевании. В случае ухудшения это поможет родственникам вовремя обратиться за помощью к психиатрам.

Стиль общения с пациентом должен оставаться прежним, поскольку жалость расценят как признак отличия от окружающих. Стоит поощрять любые успехи близкого человека, чтобы это мотивировало его развиваться. Говорить с ним следует спокойным тоном в любой ситуации.

Люди с шизофренией, испытывая давление и подвергаясь критике, обычно регрессируют, их симптомы ухудшаются.

Нам всем нужно менять стереотипы. Ведь никто и не подумает сторониться, например, человека с хроническим гайморитом. Принятие, понимание, терпение и доброжелательность помогут человеку научиться жить с психическим расстройством.

Материал подготовлен при поддержке Gedeon Richter KZ