Жизнь начинается со звука: первый крик ребенка, колыбельные песни, смех и плач, капание летнего дождя и школьный звонок — продолжать можно очень долго. Но задумывались ли вы над тем, каково это — не слышать, что происходит вокруг?

По данным ВОЗ, более 5 % населения мира, или 430 миллионов человек, имеют разную степень нарушения слуха. Что касается Казахстана — в эту цифру по разным источникам входят от 15 до 150 тысяч наших соотечественников. Самой сложной проблемой для людей с нарушениями слуха становится вопрос социализации: как влиться в общество и коммуницировать с внешним миром. Для общения они используют жестовый язык и дактилологию, читают по губам — только понимают их далеко не все.

Однако существует один простой и универсальный жест, который не нуждается в лишних объяснениях, — это улыбка. Бренд Lay’s совместно с Красным Полумесяцем Казахстана запустил кампанию в знак поддержки людей с нарушениями слуха и хочет сделать мир для них более открытым. Мы поговорили с тремя героями из Центра поддержки глухих инвалидов «Умит» и узнали их истории, трудности и мечты.

Нажми на фото, чтобы узнать историю героя

Рустем

Я родился очень жарким летом. Еще маленьким простудился из-за сквозняка, поднялась высокая температура. Мне назначили лечение ототоксичными препаратами, в результате чего я потерял слух. В моей семье все слышащие, и маме было особенно тяжело и трудно: она все время переживала за мое будущее. Чтобы поддержать меня, она открыла Центр поддержки глухих инвалидов «‎Умит».

На самом деле, я был хулиганистым мальчиком, но мама никогда меня не ругала: она всегда заботилась обо мне, опекала и старалась сделать для меня как можно больше. Наша организация была создана с целью помочь таким детям, как я, а теперь уже взрослым людям, таким же как и я. Мама посвятила всю свою жизнь мне, и я очень благодарен ей за это.

Я семейный человек: у меня есть жена и двое детей. Сыну десять лет и он учится в речевой школе, а дочка слышащая, ей восемь. Жена тоже имеет нарушения слуха. У сына повторилась та же история: слух повредился из-за ототоксичных препаратов, и чтобы как-то спасти слух, ему был поставлен кохлеарный имплант. Он учится на отлично в специализированной школе, где его речь выравнивают. В первую очередь я бы хотел услышать голос мамы. А еще в моей семье скоро будет пополнение, и я хочу услышать голос своего малыша.

Сложно общаться с теми, кто не знает жестовый язык. А с теми, кто знает — вообще не чувствуется никаких ограничений

В 2005 году я поступил в Алматинский государственный колледж сервиса и технологий, где получил образование парикмахера-стилиста. Потом поступил в Казахскую академию спорта и туризма на боксера, там и познакомился со своей женой: она училась на отделении карате. Уже получил диплом, хотел поступить в магистратуру, но проблема была в том, что из-за аудирования экзамен по английскому языку глухим очень трудно сдавать. В то время на экзамен не пускали сурдопереводчика и не давали текст записи. Конечно, сейчас эта проблема уже решена, мы много на это жаловались.

Сейчас я работаю водителем и социальным работником в Центре поддержки глухих инвалидов «‎Умит», веду активную деятельность среди своей целевой аудитории. Занимаюсь сбором информации, потом передаю ее. В нашей организации мы часто проводим разные мероприятия: обсуждаем то, с какими трудностями сталкиваются люди с нарушениями слуха, находим пути повышения качества их жизни. Здесь проводятся психологические тренинги в поддержку глухих, также оказываются юридические консультации. Сейчас Центр перевели на электронный портал, мы учим людей им пользоваться. Сами ухаживаем за зданием организации: делаем ремонт, белим, красим. Стараемся, чтобы когда люди приходили, здесь было тепло, уютно и красиво.

Большинство моих друзей глухие. Есть, конечно, и слышащие: обычно мы через телефон общаемся. Мне особенно нравятся те ребята, которые хорошо знают жестовый язык: с ними так легко и непринужденно общаться. У меня есть слышащие друзья, у которых есть собственный ресторан. Они частенько приглашают меня к себе, всегда готовят для меня особые вкусности.

Я мечтаю услышать шум воды и пение птиц

Мне бы хотелось, чтобы во всем мире люди с нарушениями слуха чувствовали поддержку. Где-то в странах третьего мира они очень трудно живут: нет специализированных школ, центров предоставления услуг. Мечтаю, чтобы они не остались в стороне, потому что о них чаще всего ,забывают. Глухие нуждаются в том, чтобы их услышали и помогли выразить свое мнение; чтобы за них кто-то заступился и помог выжить в этом мире.

Участием в кампании от Lay’s я хочу поддержать таких же, как и я. Сказать, что мы нуждаемся в слуховых аппаратах. Это есть факт: мы хотим слышать, быть свободными и иметь на это право.

Инкар

Я родилась слышащей, но в три года заболела и после лечения потеряла слух. Меня воспитывала одна мама, и она нашла школу для глухих. После школы я поступила в художественный колледж АКДИ. Там училась среди слышащих, глухих нас было трое. У нас была сурдопереводчица, но потом она стала приходить все реже и реже. Было трудно найти замену и мне приходилось как-то понимать речь с помощью слухового аппарата, которым я пользовалась еще в школе. Я смотрела на учителей и старалась переводить их слова другим двоим ребятам: они совершенно не слышали и им было очень сложно учиться, — теперь же я выступала в качестве сурдопереводчика. После колледжа поступила в Казахскую национальную академию искусств имени Т. К. Жургенова — там училась одна среди слышащих. Проучилась два курса, а потом вышла замуж.

Сейчас я замужем, у меня двое слышащих детей: мальчик и девочка. Сыну 12 лет, он более-менее понимает жесты, иногда может поправить какие-то ошибки в речи. Дочке девять, с ней сложнее: она хуже понимает жесты. Поэтому я мечтаю надеть слуховой аппарат, чтобы больше общаться с детьми: они и сами этого очень ждут. Первым делом я хочу услышать, как дети мне говорят: «‎Мама».

Первым делом я хочу услышать, как дети мне говорят: «‎Мама».

Мои соседи — слышащие люди, и они не знают жестовый язык. Я стараюсь разговаривать с ними голосом, но понимаю, что речь бывает некачественной. Они меня выслушивают, а я пытаюсь прочитать по губам, что они говорят. Мы с ними росли с детства, они знают простые жесты, которые выучили за эти годы.

Уже около пяти лет работаю в центре поддержки глухих инвалидов «‎Умит». Здесь помогаю людям с нарушениями слуха, и мне нравится это делать. Рисование осталось моим хобби, еще люблю лепить: иногда выполняю индивидуальные заказы.

Самая большая проблема глухих заключается в том, что мы не слышим, как, например, сигналят машины. Тогда часто помогают люди, отводят от дороги. Будучи детьми, мы выходили со школы для глухих, а рядом — трамвайная линия, тоже было очень опасно. Не слышу, когда звенит дверной звонок. Бывает, я усну или еще что-то, а мама звонит, злится: домой попасть не может. Еще очень трудно без сурдопереводчика, когда приходится переписываться, общаться какими-то обрывками информации. Хочется больше понимать людей, ведь не всегда рядом тот, кто сможет перевести. Сурдопереводчик может помочь при визите к врачу, юристу, но не может сопровождать 24 часа в сутки, а без него ты не слышишь и ни с кем общаться не можешь.

Я мечтаю услышать музыку

Бывает такое, что люди дразнят, беспорядочно машут руками и думают, что мы их понимаем. На самом деле, жестовый язык имеет свою грамматику, и каждый жест что-то означает. Если как-то не так показать жест, он может приобрести совершенно другой смысл.

Я бы хотела, чтобы такого не было, когда люди после лечения болезни теряют слух. Тогда бы не было такой массовости потери слуха: 80 % случаев приобретенной глухоты возникает по причине использования ототоксичных препаратов. Хочу поддержать глухих, которые, так же как и я, мечтают о слуховых аппаратах.

Никита

Я родился слабослышащим, а в четыре года мне поставили кохлеарный имплант на одно ухо. До пятого класса пользовался только им, но со временем имплант устарел и сейчас фактически не работает. Его использование сопровождается метеозависимостью: то есть если погода портится, начинаются сильные головные боли. Я стал замечать, что временами чувствую себя с ним очень плохо, поэтому иногда стал отключать кохлеарный имплант и носить слуховой аппарат на другое ухо. Потом сам речевой процессор устарел и испортился. Теперь, чтобы слышать и общаться, мне нужен хороший слуховой аппарат.

Сейчас мне семнадцать лет, учусь в десятом классе школы для слабослышащих детей. Когда-то мечтал стать парикмахером, потом пробовал заниматься ремонтом машин, но понял, что это не мое. Мне больше нравится работать с деревом: выполнять столярные работы и изготавливать мебель.

Слышащих друзей у меня мало, чаще всего я с ними переписываюсь. Родители у меня не слышат, поэтому общаюсь с ними жестами. Моя старшая сестра Алина знает жестовый язык, мы с ней общаемся жестами. С младшими стараюсь разговаривать: они совсем маленькие и с ними сложно общаться письменно.

Мы с сестрой договорились: когда я надену слуховой аппарат, мы будем разговаривать без жестов

Без слухового аппарата я не слышу свой голос, не могу сам себя поправить: правильно я сказал или нет. Поэтому речь искажена и я разговариваю редко, здесь крайне необходима поддержка близких. Со слуховым аппаратом у меня речь выпрямляется и я могу говорить правильно. А еще могу слышать, как меня зовет мама — она очень хорошо выговаривает мое имя.

Я мечтаю сходить с друзьями в кинотеатр и насладиться звуком и качеством

Сложно найти пути общения со слышащими людьми: когда пытаешься с ними разговаривать, тебя не понимают. Ты не можешь объяснить все до конца, и сам их не понимаешь. Я знаю, что у меня очень много друзей, одноклассников, которые тоже мечтают иметь хороший качественный слуховой аппарат. Понимаю, что это важно для жизни: и моей, и их.

В этом деле важен вклад каждого: вместе мы можем сделать мир улыбчивее и позитивнее. С каждой покупки пачки Lay’s любого вкуса с улыбкой на упаковке 5 тенге будет отправлено Красному Полумесяцу Казахстана на покупку слуховых аппаратов для людей с нарушениями слуха.

Почему слуховые аппараты?

Некоторые из людей с нарушениями слуха могут слышать и общаться с другими, но слуховые аппараты — очень дорогостоящая покупка.

«К сожалению, не каждый человек, имеющий нарушения слуха, может позволить себе слуховой аппарат высокого качества. В рамках нашего совместного проекта с Lay’s обеспечение людей аппаратами для улучшения слуха выходит на первый план. Основываясь на статистике, все больше людей нуждаются в них, а если получают их бесплатно, то неподходящего качества», — рассказывает Алишер Асылбеков, специалист по связям с общественностью Красного Полумесяца Казахстана.

При этом слуховой аппарат для таких людей больше, чем просто подарок от бренда. Это — возможность услышать мир, воплотить давние мечты и желания. Кто-то сможет поговорить с родными, кто-то сможет учиться, кому-то это поможет улучшить свою жизнь как в самых простых вещах — услышать сигнал домофона, ответить на телефонный звонок, так и в более масштабных — слушать музыку и смотреть кино, коммуницировать с окружающим миром.

Чтобы поддержать людей с нарушениями слуха и помочь бренду собрать как можно больше улыбок, вы можете не только купить пачку-улыбку в магазине, но и записать Stories в маске Lay’s. С каждой сторис 5 тенге также будет отправлено Красному Полумесяцу Казахстана на покупку слуховых аппаратов. Социальный проект продлится до 15 августа включительно. Делитесь улыбками вместе с Lay’s и помогите людям с нарушениями слуха услышать мир!

Материал подготовлен при поддержке