В Алматы мозаика — не просто декоративный элемент, а важная часть культурного кода города. Особенно ярко это проявилось в советские десятилетия, когда фасады школ, жилых домов, остановок и санаториев украшались монументальными панно. В городе до сих пор сохранились десятки мозаик, созданных художниками Молдахметом Кенбаевым, Николаем Цивчинским и Владимиром Твердохлебовым. 

Сегодня мозаика вновь начинает возвращаться в городскую среду — уже как авторское искусство, с новыми сюжетами и смыслами.

Одним из центров этого нового движения стала мастерская, где работают художницы Дарья и Луиза. В интервью нам они рассказали, с чего началось их увлечение мозаикой, какие материалы они используют, почему это искусство требует особого подхода — и почему его так важно сохранить.

Текст Данияр Бейсембаев
Редактура Султан Темирхан

 

 

Дарья

руководительница мастерской, мозаистка

Об увлечении, начавшемся с душевой

Семь лет назад мой знакомый решил сделать у себя в душевой двухметрового Спока из сериала Star Trek. Изначально он обратился к профессиональным мастерам, но они брали за эту работу весьма крупную сумму. Тратить деньги было жалко, но от идеи мой знакомый не отказался — и решил сделать мозаику самостоятельно. Объем работы был очень большой, поэтому ему начали помогать друзья, в том числе и я.

Я сразу полюбила мозаику. Ты буквально теряешь счет времени от этого медитативного процесса. Поэтому, когда работа была завершена, мне захотелось продолжить.

Начав искать информацию, я поняла, что в Казахстане обучаться мозаичному ремеслу негде. Поэтому уже через месяц, благодаря поддержке моей мамы, я поехала в Санкт-Петербург, где начала осваивать технику одной из мастерских.

 

 

 

 

О выборе материалов

Я люблю все материалы, выбор всегда зависит от задачи и художественной цели.

Если речь идет о большом панно, то чаще всего выбираю стеклянную плитку. Она универсальная, легкая, красивая и позволяет добиться быстрого результата. Продается в уже готовых квадратных модулях, поэтому выложить крупный объем из нее можно быстрее. 

Если же речь идет о высокохудожественной работе, особенно с живописным эскизом и богатой цветовой палитрой, то я выбираю смальту. Это непрозрачное цветное стекло, специально созданное для мозаики. Смальта — единственный материал, который производят именно для художественной мозаики. Она устойчива ко времени, влаге и свету. Именно за эти качества ее так ценят мозаичисты по всему миру.

Каждый из этих материалов по-своему прекрасен и находит свое место в той или иной работе.

 

 

 

 

О процессе работы

Сначала кажется, что все просто — колешь камушки и собираешь их в рисунок. Но чем глубже погружаешься в технику, тем больше обнаруживается нюансов.

Кроме того, мозаика — довольно редкая техника, особенно в наших краях. Нужно найти хорошие материалы, подходящие инструменты. Именно поэтому нашим ученикам повезло: они приходят в мастерскую, где все готово.

 

 

Каждая деталь — мини-решение: какой выбрать цвет, как расколоть камушек, какой стороной поставить

 

 

Если говорить о работе с заказами, то очень много времени уходит на обсуждение. Сам процесс набора кропотливый и требует высокой концентрации. Каждая деталь — мини-решение: какой выбрать цвет, как расколоть камушек, какой стороной поставить.

Ну и, конечно, физически сложный этап — монтаж. Мозаика тяжелая. Нужно аккуратно перенести, поднять, приклеить. Но несмотря на все сложности, процесс этот по-настоящему завораживающий.

 

 

 

 

Об особенностях мозаики

Во-первых, мозаика универсальна. Мозаикой можно покрыть практически любую твердую основу. Главное, чтобы поверхность была надежно подготовлена: очищена, выровнена, загрунтована.

Второе — это ее долговечность. При соблюдении всех правил монтажа, мозаика может прожить века. Она устойчива к перепадам температур, влажности и солнечному свету.

Третье — это то, что в отличие от живописи или графики, мозаика — это не плоское изображение. У нее есть толщина, вес и фактура, которые сильно влияют на восприятие. Эти качества делают мозаику особенно заметной, она ощущается в пространстве и притягивает взгляд.

К тому же, мозаика работает со светом. Каждый кусочек мозаики — отдельный фрагмент, который отражает и преломляет свет по-разному. А смальта вообще обладает эффектом внутреннего свечения. Именно поэтому для мозаики так важен естественный свет.

 

 

О командной работе

На самом деле, мало кто выкладывает мозаику в одиночку, чаще всего это командная работа. Сам набор занимает довольно много времени, и физически одному человеку просто не справиться с большим объемом. Особенно учитывая тот факт, что заказчикам всегда все нужно как можно скорее.

 

 

О технике и поиске своего стиля

Чтобы свободно работать с мозаикой, важно сначала освоить классическую основу. В частности, римскую технику, которая задает базовые принципы выкладки, движения и ритма. Это своего рода «грамматика» мозаики, без которой сложно выразиться на этом языке.

Но дальше начинается настоящее творчество. Как и в любом виде искусства, сначала нужно понять, как все устроено «по правилам», а уже потом можно искать свой собственный язык, любимые материалы, подходы и сюжеты.

В мастерской мы активно экспериментируем. Недавно, например, закупили партию витражного стекла. Хотим придумать новые курсы с ним, а также с зеркальной мозаикой и терраццо.

Что здорово в мозаике — бесконечный простор для роста. Здесь всегда есть чему учиться, чем вдохновляться и с чем играть. Именно это делает ее живым и современным искусством, даже если в основе лежит древняя техника.

 

 

 

 

Об интересе к мозаике

На первых порах своей деятельности мне было сложно из-за нехватки интереса к мозаике. Было ощущение, что мозаику совсем не замечают. В лучшем случае, ее ассоциировали с бассейнами, хаммамами или советскими панно.

В последние годы мы видим, что интерес к мозаике постепенно возвращается. Советские мозаики реставрируют, переносят на новое место и вписывают в современные интерьеры.

 

 

О любимых мозаиках

Если говорить о том, что лично мне ближе всего, то я бы назвала мозаику на фасаде гостиницы Алматы «Енлик-Кебек». Над ней работали Кенбаев и Цивчинский.

В ней использованы разноформатные куски смальты — нехарактерный прием для советского времени. Также здесь применена глянцевая смальта, что вообще редкость: почти все мозаики той эпохи были выполнены из матовой.

А еще мне очень нравится мозаика «Девушка с сережкой», которая сейчас находится на Кок-Тобе. Это тоже работа Кенбаева и Цивчинского. Очень красивый, запоминающийся образ. Всякий раз, когда смотрю на нее, вспоминаю историю ее спасения: от мозаики решили избавиться и в тот момент, когда ее снимали со стены, мимо проезжал Алпамыс — сын автора этой мозаики. Ему удалось забрать ее, отреставрировать и перенести на новое место. Мне кажется, это большая удача, так как город чуть не лишился одной из своих самых ярких и запоминающихся мозаик.

 

 

 

 

О сохранении мозаики

К счастью, лично мне не довелось стать свидетелем того, как сбивают или закрашивают мозаики. Но мы все знаем о таких историях и в Алматы, и в других городах Казахстана. Это вызывает внутреннее возмущение и сожаление.

 

 

Идеологический посыл советских мозаик больше не актуален. Сейчас мы ценим в этих работах совсем другое: мастерство исполнения, силу образа, смелые композиционные решения, техническую виртуозность

 

 

Сегодня идеологический посыл советских мозаик больше не актуален. Сейчас мы ценим в этих работах совсем другое: мастерство исполнения, силу образа, смелые композиционные решения, техническую виртуозность.Политика меняется, а искусство остается. Эти мозаики не просто фрагменты фасадов, а памятники визуальной культуре, эстетике времени и уровню коллективного мастерства, который сегодня сложно воспроизвести.

Особенно грустно осознавать, что за последние 30 лет в Алматы не появилось ни одной новой монументальной уличной мозаики. Мы не создаем ничего сопоставимого, но при этом разрушаем то, что уже есть, то, что создавалось руками больших творческих коллективов, с уважением к материалу, архитектуре и городу.

Уничтожая подобные работы, мы стираем то, что могли бы сохранить, изучать, чем могли бы гордиться и передать будущим поколениям. Мы хотим, чтобы мозаику начали замечать. Чтобы люди, гуляя по улицам, встречали советские панно и не проходили мимо, не считали это «визуальным шумом», а видели в этом часть своей непростой истории. Мы хотим, чтобы это искусство сохранялось, реставрировалось, а не закрашивалось и не сбивалось молотком.

 

 

 

 

Об охране мозаик

Я абсолютно не понимаю, почему до сих пор мозаики не включены в список охраняемых объектов. Это было бы и логично, и крайне необходимо. Мозаики способны держаться десятилетиями, даже веками, если, конечно, не сбивать их молотком и не сносить вместе со стенами.

Очень хочется верить, что у наших госслужащих появится понимание, зачем вообще нужно искусство в городской среде, и какую ценность представляет монументальное наследие XX века.

Если мы не начнем поднимать эти вопросы прямо сейчас, то рискуем остаться без ярких памятников редкого и древнего искусства, без уникального визуального кода города, который делает Алматы таким узнаваемым и живым. Хочется верить, что этот вопрос сдвинется с мертвой точки.

 

 

 

Луиза 

художница и преподавательница в мастерской

О том, как все началось

Начать стоит с того, что я в первую очередь художник-живописец, а мозаика — только очередная техника, с которой я работаю. Традиционно, ее проходят в художественных вузах в рамках отделения монументальной живописи. Сама я, хоть и училась на станковой живописи, в какой-то момент все равно увлеклась мозаикой.

Во время своей первой поездки в Петербург меня очень взбудоражили мозаики в городе, и мне захотелось попробовать выложить что-нибудь самой, но в Алматы не было такой возможности. У меня получилось научиться технике чуть позже, когда появилась наша мастерская. После мозаика стала фигурировать в моей практике эпизодами: что-то выкладывалось на заказ, что-то на продажу.

 

 

 

 

О выборе материалов

У каждого материала есть свои особенности и их применимость. Я в равной степени работаю со всеми, так как мы в мастерской выполняем самые разные заказы для разных целей — панно на фасаде, в интерьере, облицовка предмета. Но если говорить о предпочтениях, то мое сердце навсегда украла смальта — у нее, на мой взгляд, шире творческий потенциал.

Палитра смальты богаче, чем у камня или стеклянной плитки, а при накалывании она ведет себя более предсказуемо, в отличие от того же камня. Камень имеет разную плотность и может крошиться или скалываться по внутреннему рисунку прожилок, отчего при работе с ним меньше контроля.

 

 

 

 

О сложностях и вдохновении

Мозаика часто занимает куда больше времени, чем живопись или графика, инструменты и материалы для работы с ней стоят дороже. В нашей стране нет смальтоварен, всю смальту приходится заказывать из-за рубежа. Но она выигрывает долговечностью: ни стекло, ни камень не имеют срока годности. Пока бумага и холсты будут трухлеть и выцветать, мозаика не потеряет своих цветов.

 

 

 

 

О любимых мозаиках

Самой яркой и оригинальной, на мой взгляд, является мозаика «Енлик Кебек» на фасаде гостиницы Алматы авторства Кенбаева.

Помню, как разрушили мозаику «Дракон» Твердохлебова во время ремонтных работ. Новый арендосъемщик не посчитал нужным позаботиться о панно. Общество было возмущено, но эта ситуация показала, что бизнес у нас не считается ни с кем.

 

 

 

 

О том, что действительно портит город

Разве бывают мозаики, не вписывающиеся куда-то? Панно, выполненное из благородных материалов — камня и стекла — уже по своему составу отлично вписывается куда угодно. А вот яркие вывески, дешевые пластиковые конструкции, якобы украшающие город к праздникам, тот же дешевый сайдинг и прочие вещи, действительно уродующие улицы, почему-то никого не смущают.