Орынхан Рахимбеков — исполнитель, автор песен и участник лейбла Moldanazar Music из Алматы. Он исполняет песни в стиле казахского инди с элементами фолка. Поговорили с музыкантом о первых шагах в музыке, выступлениях и скульптуре.

Автор Анастасия Москаленко

Фото Офелия жакаева

О начале пути

Я вырос в музыкальной семье и пою с детства. Помню, что на мероприятиях дядя играл на баяне, тети и мама пели. Мне нравилось это влияние. Я был счастливым ребенком и сейчас хочу им оставаться. Это такое беззаботное чувство, когда ты не считаешь время и наслаждаешься жизнью.

Поддержка слушателей — это подарок человеку, который пишет и сочиняет

В 2011 году мама научила меня играть на гитаре, очень старой и твердой. Учился, было неудобно, но желание было сильное. С 2017 года начал писать свои песни. Через время я по счастливой случайности познакомился в интернете с музыкальным продюсером Константином Коханом. Я не знал, как проходит процесс создания музыки и в один прекрасный день пришел к нему на студию, за пару часов мы написали песню Menimen Bol. Все прошло очень легко и быстро — в этом и есть магия. Трек душевный и до сих пор является моим любимым. Тогда я закинул его во ВКонтакте, он разлетелся по пабликам и плейлистам, людям понравилось. В тот момент я понял, что мне нужно серьезно заниматься музыкой. Я испытал радость, не понимал до конца, что делаю, и просто писал от сердца. Поддержка слушателей — это подарок человеку, который пишет и сочиняет. Я не знал, куда иду и получается ли у меня. Когда хвалили мое творчество, я просто верил в себя и в то, что я делаю. При этом у меня нет музыкального образования, я только брал пару академических уроков вокала, чтобы понимать, правильно ли я пою. Еще до сих пор не умею играть на гитаре. Даже сейчас не смогу сыграть полноценное соло, для меня это еще сложновато.

Спустя время я участвовал в проекте Next Notes, который создала и курировала Грейс Гаррет — певица из США и другие ребята. С помощью кастинга они нашли музыкантов и около месяца готовили нас и обучали. Все очень сдружились и в одну из встреч мы с Грейс решили вместе спеть и сыграть. У нас получился приятный и колоритный тандем, мы дополняли друг друга. Она пела со мной на казахском и играла на скрипке. Таким дуэтом мы начали выступать на мероприятиях, петь свои песни.

Позже меня звали на Qazaq Indie, предложили спеть на музыкальном вечере. Там я выступил  дуэтом с Грейс. Она играла на скрипке, а я пел. Это было одно из моих первых выступлений, там я по-настоящему ощутил сцену. Затем в нашей жизни появилось корейское кафе Chicken Star, они делали открытые микрофоны. Мы приходил туда каждую субботу, пели свои песни и каверы,  набирал слушателей. Я просто делал для души и даже не знал, к какому стилю или жанру отнести эту музыку. При этом я не ощущал творческих трудностей, кроме неумения объяснить, как сыграть что-то. Ведь музыканты говорят на одном языке, сразу схватывают, а я даже не владею нотной грамотой и знаниями тональностей.

Музыка — это мое самовыражение, настроение, вдохновение, то, что я люблю слушать и делать

Музыка — это мое самовыражение, настроение, вдохновение, то, что я люблю слушать и делать

О Moldanazar и лейбле

С Галымжаном меня познакомила Грейс, она выступала с ним. Наша первая встреча состоялась после его концерта в Hard Rock cafe, но тогда мы только поздоровались. Наше официальное знакомство произошло в доме Грейс. Мы собрались и спели Галымжану и режиссеру Малику Зенгеру. Я волновался, но им понравилось.

После этого мы с Грейс собирались писать альбом Darumen, хотели делать это на студии, но не представляли как. Встретились с Маликом, показали все песни, и он сказал, что хочет снять клипы на Darumen и Agaiyndy. Мы начали думать, как писать Agaiyndy. В итоге я написал его на своем старом ноутбуке. Через какое-то время показал трек Малику, и он сказал, что это сделано непрофессионально, предложил записать у Галыма Молданазара.

Галым взял меня как музыканта, так и появился лейбл. Мы писали на его студии и как-то он поинтересовался, что я собираюсь делать с треками. Тогда я просто планировал заливать их в интернет и не понимал всего процесса. Галым говорил, что так нельзя, и нужно относиться к музыке серьезно. Так и начался мой профессиональный путь.

Главное преимущество работы на лейбле — студия. У Галымжана одна из лучших студий, очень много инструментов в легкой доступности, чтобы творить. Его всегда окружают добрые и отзывчивые люди, которые готовы помочь. Именно благодаря его поддержке и окружению создаются наши клипы и записываются треки.

В основном текстом я занимаюсь сам, а музыкальный продюсер Евгений Рукавичников помогает мне с аранжировкой. Вместе с ним мы придумываем мелодии, пишем голоса и хор на студии. Затем показываем материал  Галымжану и он, как профессионал, высказывает свое мнение и направляет.  Они оказывают действительно большую роль в наставничестве.

О песнях

Я пишу песни по-разному, но под рукой обязательно должна быть гитара — такой рецепт для написания. Каподастр, тихое место, чтобы никто не мешал, возможно, даже темное пространство, чтобы я мог погрузиться в мелодию. Я вдохновляюсь очень многим, вплоть до фильмов, музыки других людей, природы. Процесс создания текста интересно происходит, в полусонном состоянии можно многое написать. Музыка — это мое самовыражение, настроение, вдохновение, то, что я люблю слушать и делать.

Хочу нести добро в своих песнях, а еще, чтобы люди любили казахский язык, потому что он красив

В первую очередь я проецирую в музыке себя. Мои песни об окружении, любви, настроении, о том, что волнует в данный момент. Есть песни, которые я посвятил жене, Darumen и Gashyqpyn, они про любовь. Песня Tabigat была моим небольшим криком души для людей, чтобы чтить природу и напомнить о глобальных проблемах.

Хочу нести добро в своих песнях, а еще, чтобы люди любили казахский язык, потому что он красив. Осталось много тем, которые я не затронул, но попробую открыть для себя и раскрыть для людей.

Сейчас самая сложная тема, на которую я затрудняюсь писать — это мама. Я пишу искренне и пока не могу полностью раскрыть песню так, как я бы того хотел. Хочется написать такую песню, которая бы тронула очень многих. Чтобы люди ассоциировали мою музыку с мамой, чтобы я смог полноценно раскрыть душу и свои чувства. Я хочу, чтобы моя музыка осталась, чтобы люди перепевали ее через десятилетия и столетия.

Именно это и дает мотивацию работать дальше, любить его, оберегать и понимать, что счастье дома

Именно это и дает мотивацию работать дальше, любить его, оберегать и понимать, что счастье дома

О сыне

Это большое счастье — быть отцом. Мой сын радует меня своими жестами, привычками, словами. В основном я нахожусь на работе, а жена проводит время с ребенком дома. Когда я возвращаюсь, мой сын всегда встречает меня, подбегает к двери и обнимает. Я стараюсь раньше уйти с работы, чтобы ощутить эти эмоции. Он любит машинки, и для меня большая радость, когда он получает новую игрушку. Именно это и дает мотивацию работать дальше, любить его, оберегать и понимать, что счастье дома.

Я пою ему песни, а когда меня нет, жена показывает сыну мои клипы, ставит мою музыку. Ему сейчас полтора года, и он уже их выучил, знает, когда у меня партия хора и когда нужно хлопать.

О выступлениях

Мне особенно запомнилось первое выступление в составе лейбла. Чувствовалась поддержка зала, все подпевали. Я исполнял песню с закрытыми глазами, в стиле нашего лейбла. Мы пели, уходя в космос. Когда я подходил к припеву, все включили фонарики. Я был в таком шоке, что забыл слова. Это было очень забавно и душевно.

Мы пели, уходя в космос

OYU — один из моих любимых проектов, организаторы — наши близкие друзья. Мне предложили исполнить песню Yaiymdama. Тогда выходил фильм «Паралимпиец», где Yaiymdama был одним из главных саундтреков. Я с удовольствием согласился еще раз сыграть и спеть песню с хором.

«Уайымдама» значит «не переживай». Моя песня посвящается людям, которые переживают какие-то трудности в данный момент, и в ней я хотел просто поднять им настроение, дать мотивацию и какую-то силу. В песне говорится, что все пройдет, все будет хорошо. Не надо слез, выше нос и просто иди вперед.

О скульптуре и планах

Я по профессии скульптор-художник. В основном занимаюсь художественной деятельностью, но сейчас больше уделяю времени музыке. Делаю памятники и скульптуры на заказ, пишу картины, иногда расписываю кофейни. Мы с дядей делали памятники Толе Би в городе Тараз, малые формы для Балхаша, скульптуру Жангир-хана и много других.

30 июля я выступал на OYU-фесте вместе с лейблом, это было крутое и запоминающееся мероприятие. Мы выпустили клип на новую песню и сейчас работаем над новыми синглами, активно дописываю свои демки.