Люди в городеТворческая молодежь Петропавловска — о том, как развивается культура в городе
А еще — разговоры про погоду, менталитет и цензуру
Культурные достижения маленьких городов Казахстана не являются предметом повышенного общественного внимания. В большинстве случаев основные тренды развития культуры задаются крупными городами.
Мы поговорили с представителями разных творческих комьюнити Петропавловска, о том, как они стараются раскрыть уникальность региона и сделать из него творческое пространство, чтобы местным жителям было, чем заняться на выходных.
Текст Айжана Шайкенова
Виолетта
художница
С детства я много рисовала и родители меня отдали в художественную школу. Проучилась там 7 лет, а после забросила искусство на несколько лет. «Художка» отбила все желание творить — я просто устала днями и ночами рисовать кувшинчики. Позже потребность рисовать вернулась, начала изучать современное искусство. Работа на большом формате полотна требовала масел, а это очень токсичные разбавители — нужна была мастерская. Мы с подругой Адель сняли помещение за 30 тысяч тенге в районе Подгоры, по договору аренды у нас был круглосуточный доступ — я задерживалась и рисовала ночами.
В одну из таких ночей местные жители вызвали полицию и пришли разбираться с нами — решили, что мы занимаемся проституцией. Вторая мастерская была самая просторная: в дореволюционном здании, которому больше 120 лет, там сохранились высокие потолки и окна. После того как я съехала, на аренду этого пространства обратили внимание четыре местных художника, которые сейчас там работают. Арендовала помещение в старом здании над обувным цехом. Был опыт, когда я делила мастерскую с другим художником. Мастерская была в промзоне и мне приходилось ехать из одного конца города в другой. Туалет был на улице, но мне там нравилось, а платили мы за нее всего 15 тысяч тенге.
Работникам музея труднее адаптироваться к неформальному проекту, чем к плановым выставкам в честь государственных праздников
Летом 2021 года я провела персональную выставку в Петропавловске. Ее дважды переносили и в целом организация шла тяжело: работникам музея труднее адаптироваться к неформальному проекту, чем к плановым выставкам в честь государственных праздников. Я представила картины, инсталляции и фильм — они были посвящены жизни на севере.
В Петропавловске люди привыкли, что картины — это пейзаж и портрет, которые можно повесить на кухне
Мне нравилось наблюдать за случайно попавшими на выставку прохожими и их реакцией. В Петропавловске люди привыкли, что картины — это пейзаж и портрет, которые можно повесить на кухне. Но мои работы не такие — я транслирую свои мысли и состояния через абстрактные формы на полотне. Ни одной работы с выставки в Петропавловске, конечно, не купили, но я и не рассчитывала на это. После моего артист-тока я два часа общалась с аудиторией. Спустя неделю администрация разрешила провести встречу с моей лекцией о современном искусстве Казахстана и о том, как оно развивается. К сожалению, о популярных казахстанских художниках и их работах в Петропавловске знают мало.
Любая культурная деятельность в Петропавловске — андеграундная. Очень сложно заниматься созданием или организацией арт-проектов, потому что местные не проявляют интереса
Самопродвижение — это не стыдно, но сейчас у меня нет потребности в медийности. В первую очередь для меня важно делать искусство, которое удовлетворяет меня. Рабочий аккаунт в Инстаграмме — полезный инструмент, когда ты отшельник и далек от всех местных арт-комьюнити. Я работаю сама по себе, ценю одиночество и мне комфортно. Любая культурная деятельность в Петропавловске — андеграундная. Очень сложно заниматься созданием или организацией арт-проектов, потому что местные не проявляют интереса. Я понимаю, что у петропавловцев есть причины быть закрытыми: низкий уровень качества жизни, минимальные зарплаты в стране — базовые потребности людей не покрыты и им нет дела до искусства, ведь у них много своих проблем.
В нашем городе особенно чувствуется разрозненность культурной среды Казахстана. Когда бываю в Алматы, вижу, что здесь основная концентрация творческих людей и их проектов, но большинство петропавловцев об этом не знают — современного казахстанского арт-движения нет в их поле зрения.
Мы с подругой пытались издавать журнал, где будут разные работы творческих людей: эссе, поэзия, рисунки. Хотели создать культурный Шелковый путь между регионами и столицами, перемешать творчество известных в алматинских кругах ребят и неизвестных поэтов из Караганды. Типография отказалась печатать журнал такого содержания, около 30 процентов не прошло их цензуру. Журнал не вышел.
Север — тяжелая, но энергетически сильная земля. Странно, что у нас мало художников-минималистов
В моих работах отражается другая сторона Петропавловска. Север — тяжелая, но энергетически сильная земля. Странно, что у нас мало художников-минималистов. Я поняла, что спокойствие — это тоже состояние, а использовать белый цвет в работах — важно.
Так получилось, что в 2020 году я застряла на карантин в Японии и особенно скучала по Петропавловску. Путешествия по миру научили меня любить город еще больше. Нужно очень постараться, чтобы увидеть нашу красоту. Когда я проезжаю мимо дачного поселка или обрывов у Ишима — это не хочется пропускать мимо глаз, частично это транслируется в картинах. Красота здесь неявная, ее надо откопать.
У меня получается совместить в себе не только художника, но и поэта, и гражданина — появилась возможность принести реальную пользу украинцам в сложившейся ситуации. Я долго думала, как им помочь и вышла на организацию Ел Болашағы. Часть выручки с продажи моих картин была отправлена на благотворительность. Надеюсь, что кроме гуманитарной помощи украинцам, мои работы хоть какое-то успокоение принесли и покупателям.
Есмухамед
основатель академии современных танцев
В 11 лет я решил заниматься брейкингом, тогда работали только две тематические студии: школа танцев Дениса Половинки Brooklyn и студия Димы Квазара. Брейкинг завораживал меня, к такому направлению относятся с уважением — все понимают, что сложно выполнять акробатические элементы, прыгать на руках и крутиться на голове. Отрабатывая технику, были проблемы с развитием: в Петропавловске не было необходимых источников и старшего поколения, которое могло бы передать знания и опыт. Основной этап моего развития произошел после школы, когда я поступил в ЕНУ имени Гумилева. В Астане занимался у чемпионов Казахстана по брейк-дансу Simple System, преподавал в крупных столичных студиях. Работал по контракту в других странах: нашел коллектив в Турции, после отработанного контракта с ними вернулся в Петропавловск и собирался работать дальше за границей, но наступила пандемия. В городе продолжил тренироваться в студии PETRO-POWER моего друга Стаса Алерта, там занимались ребята, которые продвигали хип-хоп культуру и брейкинг.
Арендованный нами зал был обычным учебным классом с белыми стенами и партами. За неделю мы с ребятами сделали ремонт, покрасили стены и по кусочкам собрали зеркала
Во время локдауна в онлайн-формате открыл группу, где обучал танцам с нуля. В Петропавловске я не был особо популярен как танцор и желающих было немного. Занимался с учениками на открытом воздухе в парке, но к концу лета нужно было искать помещение. Я обратился к директору студии бальных танцев S’Avancer: хотел арендовать у него на час место для занятий, но оказалось, что в самом здании были свободны для аренды и другие кабинеты. Арендованный нами зал был обычным учебным классом с белыми стенами и партами. За неделю мы с ребятами сделали ремонт, покрасили стены и по кусочкам собирали зеркала.
С поиском преподавателей не было проблем: мы с друзьями начинали вместе танцевать около десяти лет назад, обустраивали студию и все решили остаться в ней.
Студия не приносит финансовой выгоды, аренду помещения постоянно поднимают, но мы продолжаем продвигать культуру в городе
Студия не приносит финансовой выгоды, аренду помещения постоянно поднимают, но мы продолжаем продвигать культуру в городе. Заметил в некоторых людях придуманный мной «петропавловский синдром» — когда ничего не происходит и все быстро привыкают к пассивной стабильности. Это приводит к апатии, которая мешает создавать и творить. Поэтому я не опускаю руки, постоянно мотивирую учеников и выстраиваю комфортные условия для тренеров, занимаюсь организацией батлов и приглашаю хореографов из других городов для мастер-классов.
Родители отдают детей в городские ансамбли и почему-то считают, что уличные танцы — это несерьезное увлечение. Ничего плохого в ансамблях нет, но в таких коллективах нет личностного роста и индивидуальность не всегда поощряется: ребенок стоит в последнем ряду серой массы и танцует как все
Конкуренция небольшая, только мы и студия Дениса Половинки развиваем направление уличных танцев в городе. Так получилось, что родители отдают детей в городские ансамбли и почему-то считают, что уличные танцы — это несерьезное увлечение. Ничего плохого в ансамблях нет, но в таких коллективах нет личностного роста и индивидуальность не всегда поощряется: ребенок стоит в последнем ряду серой массы и танцует как все. Мы делаем упор на раскрытие личного потенциала, где каждое движение раскрывается только в абсолютной свободе. Мы постарались сделать направление доступным, ребенку достаточно кроссовок и желания танцевать. Я не стал устанавливать высокую стоимость за обучение: в нашем городе заниматься танцами дешевле, чем например, гимнастикой — это дорогой вид спорта с учетом местных зарплат.
Петропавловск нуждается в большом арт-пространстве, где можно заниматься танцами и другими свободными творческими направлениями. В городе мало крутых мест и хотелось бы, чтобы люди свободно приходили и понимали: здесь сосредоточены арт-комьюнити города. Если бы исполнительные власти города или частные инвесторы помогли с такой идеей — вложение было бы минимальным. Например, государство каждый год вкладывает большие суммы из бюджета в футбол, а нам достаточно качественного пола, зеркал и оборудования. В прошлом году наш друг Амир Закиров стал бронзовым призером мирового чемпионата по брейкингу Red Bull BC One. Все петропавловцы гордились им — это ведь показатель для администрации города, что творческие направления необходимо развивать. Есть часть и нашей вины: танцоры в Петропавловске живут свободной жизнью и мы сами не проявляем достаточную инициативу, чтобы нас услышали.
В Петропавловске есть и плюсы: да, у творческого комьюнити нет свободной площадки для тренировок и выступлений, но мы всегда можем договориться с местными организациями — например, музей всегда идет навстречу.
Алина
вокалистка
Город небольшой — здесь легче быть узнаваемыми для публики, а такие выступления — частая и нормальная практика подработки для музыкантов
Я окончила музыкальную школу «Жас Дарын», сейчас учусь в Венском государственном университете, но из-за пандемии — дистанционно, планирую поступать в консерваторию.
Летом прошлого года начала петь в ресторанах, до этого выступала по приглашению родственников на тоях. Два раза в неделю вечерами пою и зарабатываю за одно выступление около 10 тысяч тенге. Сольные исполнители зарабатывают меньше бэндов — зависит от популярности и узнаваемости, в разных заведениях оценивают и платят по-разному. Наш город небольшой — здесьлегче быть узнаваемыми для публики, а такие выступления — частая и нормальная практика подработки для музыкантов. Сопровождение живой музыки в ресторанах — это признак заботы о своих посетителях, несмотря на то, что бывают случаи, когда сами гости грубо выражаются и просят поставить потише. Я отношусь с пониманием к неприятным ситуациям: люди могут перепить алкоголя и сказать лишнего, ничего страшного в этом нет, но поначалу было обидно.
К сожалению, я не так хорошо общаюсь с местным музыкальным комьюнити. Они все знакомы друг с другом, выступают на одних и тех же мероприятиях. Слежу за некоторыми музыкантами в социальных сетях, хочется подружиться и вместе творить. Я пою в местных ресторанах относительно недавно, в моем опыте много вокальных конкурсов и не было времени на попытки влиться в творческую тусовку.
Я очень патриотично настроена к своей родине: большое удовольствие занимать первые места на международных конкурсах, представляя страну и прославляя свой город. Главное не забывать, что жизнь складывается не по их результатам
Участвовала в конкурсах талантов, чтобы держать себя в тонусе, видеть личные фишки исполнителей, узнавать актуальные направления в музыке. Я очень патриотично настроена к своей родине: большое удовольствие занимать первые места на международных конкурсах представляя страну и прославляя свой город. Главное не забывать, что жизнь складывается не по их результатам. Мои родители военные и так получилось, что я пела под аккомпанемент оркестра национальной гвардии РК — это незабываемый опыт. Моя мама участвовала в программе «Поле чудес» с Якубовичем, там я тоже выступала в музыкальном номере. Мне нравится атмосфера выступлений в квартирниках, но и стоять перед полным залом, сосредоточенном на моем вокале, всегда приятно.
Власти не проявляют особой инициативы и артистам приходится самим вкладываться в шоу и проекты, чтобы развлекать публику
Есть стереотип, что на севере холодно, но наш город холоден и в плане творчества. Внешней поддержки для самовыражения нет, инициативы заглушаются равнодушием или негативным настроем в начале пути. У нас очень длинная пешеходная улица Конституции в парке, приезжие называет ее Арбатом. Там выступают два-три уличных музыканта — это очень мало. Администрация не проявляет особой инициативы и артистам приходится самим вкладываться в шоу и проекты, чтобы развлекать публику, например, в городе проходит конкурс «1+1», где вокалисты выступают с обычными петропавловцами без опыта и музыкального образования.
Постоянно сталкиваюсь с выгоранием: сольным исполнителям трудно приходится — кайф от выступлений со временем превращается в рутину
Иногда пишу стихи и музыку, но среди черновиков еще нет песни, которую можно записать. Я очень самокритичная, переслушивая исходники могу разозлиться и всё удалить. Постоянно сталкиваюсь с выгоранием: сольным исполнителям трудно приходится — кайф от выступлений со временем превращается в рутину. Стараюсь учиться проводить время и отдыхать наедине с собой, изучаю новый репертуар для выступлений, пою сама для себя. Интересно раскрывать в себе новые возможности.
Мария
актриса
В детстве любила внимание и устраивала представления для родственников на стуле. Выступать перед родителями не так страшно в отличие от выступления перед зрителями, но смогла побороть свой «страх сцены» благодаря опыту в школе танцев Brooklyn.
Я начала плотную работу над собой: нам давали необходимые знания, тренинги на внимание, изучала сценическую речь, занималась партнерством друг с другом и этюдами. На самом деле, такие знания полезны не только в рамках дисциплин при обучении, но и для общего развития
Я долго размышляла, чем заниматься в будущем, какую профессию выбрать и как важно найти себя. Понимала, что танцевальные навыки уличных стилей не оценят при сдаче экзаменов на хореографическое отделение. Нашла выход: поступила на актерское искусство, где и танцы пригодятся. Я начала плотную работу над собой: нам давали необходимые знания, тренинги на внимание, изучала сценическую речь, занималась партнерством друг с другом и этюдами. На самом деле, такие знания полезны не только в рамках дисциплин при обучении, но и для общего развития. В нашей группе успешно прошел дипломный спектакль, который ставил режиссер театра драмы Николая Погодина. Нескольких ребят и меня после этого пригласили в театральную труппу.
Театр гордится своими постановками, здесь разные режиссеры: кто-то предпочитает классику, кто-то ее интерпретирует в современные реалии с неформальными декорациями и костюмами
Здесь большой творческий коллектив: в театре талантливые актеры, заслуженные артисты Казахстана и замечательные режиссеры. Театр гордится своими постановками, здесь разные режиссеры: кто-то предпочитает классику, кто-то ее интерпретирует в современные реалии с неформальными декорациями и костюмами.
Трудности есть в каждой профессии, мы тоже сталкиваемся с ними. Актерская труппа не может допустить лишних эмоций на сцене, когда переживаем личные неприятности. Ни для кого не секрет, что есть проблема с низкой оплатой труда, но люди в нашем театре работают долгие-долгие годы и они пришли сюда не ради денег, а ради искусства. На фоне стресса актеры могут плохо себя чувствовать, но перед выходом на сцену все остается за кулисами. Нас мотивирует зритель и режиссеры, которые постоянно что-то придумывают и экспериментируют — их нельзя подвести.
Петропавловский зритель любит свой театр. На премьерах мы собираем полный зал — у нас больше пятисот мест и почти все места заняты
Петропавловский зритель любит свой театр. На премьерах мы собираем полный зал — у нас больше пятисот мест и почти все места заняты. Ценим обратную связь и получаем много разных комментариев и мнений. Наши зрители приходят на каждую премьеру, дарят свои аплодисменты, эмоции и поддержку.
Фото предоставлены героями
Комментарии
Подписаться