Ежегодно в Индию со всего мира съезжаются представители разных стран и религий. Кто-то предпочитает брать готовые туры и вместе с экскурсоводом посещать местные храмы, а кто-то целенаправленно едет один на месяц или даже год, чтобы пожить в уединении, понять себя и научиться осознанности. Немало среди паломников и казахстанцев. Мы поговорили с тремя казахстанскими девушками, которые отправились в Индию в одиночку. Они рассказали о жизни в ашраме — священной обители в отдаленной местности и випассане — продолжительном молчании с медитациями.


Валентина Кан

32 года, журналист, дизайнер

Выбор пал на Индию по прозаичным причинам — попался недорогой тур. В его программу было включено посещение нескольких городов, отелей и достопримечательностей. Последние три дня были отведены на пребывание в ашраме, это что-то наподобие монастыря, где ты испытываешь разного рода лишения и неудобства, а взамен получаешь любопытный опыт жизни в религиозном сообществе. Я не помню страхов перед поездкой. Когда тебе слегка за 20, и ты летишь увидеть океан, никакие тревожные мысли не лезут в голову.

О попутчиках

Группа набралась немаленькая — около тридцати человек. Позже, уже расположившись в уютном бассейне отеля, мы познакомились. Это была сцена, достойная голливудского хоррора: «Я экстрасенс из Усть-Каменогорска», «Я инструктор по медитации из Астаны», «Я исцеляю ладонями» Но в основном моими спутниками были не волшебники, а обычные люди, отчаявшиеся найти истину в себе или своей повседневной жизни, и решившие искать бога за тысячи километров от дома. Некоторые из них с тяжелым бэкграундом, душевной болью.

О поездке

Перед тем, как попасть в ашрам, мы переезжали из города в город, не задерживаясь в отелях дольше, чем на сутки. Наконец, приехали в город Путтапарти — место, где, если не читать мантры и не восхвалять в песнях местного гуру, велик риск умереть от скуки. Городок ориентирован на туристов, за счет них и живет. Здесь мы поселились в ашраме.

За пределами ашрама были торговые улочки. Здесь можно было купить как предметы религиозного характера (специальную одежду, статуэтки богов), так и подарки (индийский чай, традиционная косметика, наборы кулинарных специй и, что меня особенно радовало, — серебро и полудрагоценные камни.

Об ашраме

Помню, в четыре утра мы отправились для совершения какого-то религиозного действия. Было темно, но люди уже собирались у входа в здание. Выстроилась очередь. Ждать нужно было не менее часа.

Местные жительницы оказались проворнее. Они подходили последними, быстро протискивались между людьми в очереди, не стеснялись расталкивать и кричать. Через какое-то время они начали ссориться. Подрались. И это перед входом в храм, куда они шли помолиться.

Мы все еще сидели в очереди, уверенные, что справедливость восторжествует, — и нам удастся зайти в храм. Каждый в очереди мечтал, чтобы этих наглых женщин с позором изгнали. Тем временем начался ливень: я сидела на клеенчатом матрасе в ритуальной одежде — в темноте и холоде. В храм нас в итоге не пустили — не хватило мест.

Об условиях и стоимости

Туристам нужно заранее узнать об условиях для поселенцев выбранного ашрама. Например, в нашем номере (келье) не было ничего, кроме кроватей. И если полотенца у путешественников с собой по умолчанию, то без одеял, подушек и постельного белья даже глубоко верующим будет не слишком комфортно.

Мы не придерживались никакого распорядка. Посещали все, что успевали, и немного спали. Запретов у нас не было. Питались в ресторанчике за пределами ашрама. Почти везде — вегетарианское меню и море специй. Однажды были в кафе, состоящем из трех стен. Еще благодаря этой поездке я познакомилась с популярным в тех местах напитком — ласси. По вкусу он напоминает наш кефир, но с добавлением специй. Что касается расходов, то мы тратились только на покупки на рынке, жизнь в ашраме входила в стоимость тура.

Начался ливень: я сидела на клеенчатом матрасе в ритуальной одежде — в темноте и холоде

О медитациях и религии

Мы несколько раз посетили вечернюю молитву. Там собирается несколько сотен человек, все садятся на пол и поют мантры. На одну из таких молитв пришел основатель ашрама — гуру. Для верующих это, конечно, было подобно чуду. Какое-то время я была под впечатлением и даже немного прониклась этой религиозностью. Но скоро отпустило: поняла, что храмы — не мое, и больше в такие туры я не поеду.

Население Индии очень религиозно. Причем религиозность у них — это такой вид деятельности. Еда растет сама, климат позволяет жить в лачугах — есть время и помедитировать, и о боге (богах) подумать. Богов там — целая династия, но кроме них постоянно появляются гуру, которых почитают не меньше, чем доисторических Шиву и Парвати. Это разительное отличие культур — у нас такое называется сектантством.

О впечатлениях

Но скоро отпустило: поняла, что храмы — не мое, и больше в такие туры я не поеду

Индия — потрясающе интересная страна. Культура, архитектура, история — все стоит увидеть собственными глазами, прикоснуться, прочувствовать. Но ради чего я бы еще раз полетела в Индию — это природа. Деревья цветут, джунгли шумят, океан ласкает.

Запомнилось, как в храме Падманабхасвами в городе Тривандрам мы ели освященные жрецом фрукты. Бананы и манго быстро разбирают, нерешительным обычно достаются кокосы, которые нужно разбить подручными средствами. Им обычно становится пол в храме. Куски мякоти собирают и съедают — бояться нечего, высшие силы уже провели антибактериальную терапию.


Но ради чего я бы еще раз полетела в Индию — это природа



Аида Синяк

32 года, консультант по нумерологии и астрологии

Я съездила в Индию четыре года назад, и эта поездка изменила мою жизнь. Однажды во время традиционного чаепития после утренней йоги я услышала от участниц, что они хотят посетить Непал и Индию, и решила присоединиться к их путешествию. Маршрут был следующим: Кхаджурахо — Гоа — Хампи — Раджастан — Удайпур — Джодхпур — Пушкар — Джайпур.

Индия вызывала интерес еще с детства — захотела туда после просмотра фильма «Зита и Гита». Была одна поездка, но мне захотелось вернуться, посетить другие города, познакомиться с известным астрологом Кали Шанкаром, позаниматься випассаной в Пушкаре. Випассана — одна из древнейших техник медитации, ее преподавателем был Будда. Она ставит целью полное очищение ума и, как результат, высшее счастье — полное освобождение от страданий. Психологически я была готова к этому — за спиной четыре года йоги и изучения философии.

Мы планировали путешествовать на индийских поездах и автобусах, без комфортабельного такси. Я взяла минимальное количество одежды, также положила в рюкзак удобную обувь, электронную книгу, блокнот для записей. Не брала никакой косметики и прочей туристической атрибутики — только легкое и компактное.


Випассана — одна из древнейших техник медитации, ее преподавателем был Будда


О страхах

Страх перед поездкой был огромный. Во-первых, часть пути мне необходимо было преодолеть самостоятельно — долететь до Дели, а оттуда добраться до города Агра, переночевать там, посетить Тадж-Махал и вечером вылететь в город Кхаджурахо. Я решила не испытывать судьбу и полететь на самолете, поскольку на тот момент никогда не ездила на индийских поездах. Только слышала легенды о местных железных дорогах и грязных переполненных вагонах, которые опаздывают на несколько часов. Во-вторых, переживала, что заранее не забронировала жилье. Мои попутчицы не беспокоились — были более опытными, и всегда искали ночлег уже по приезде в новый город.

О поездке в Пушкар

На пути к городу Пушкар мы несколько раз останавливались. Первая остановка была в городе-деревне Кхаджурахо — месте с храмовыми комплексами, на стенах которых изображена жизнь индийских богов.

После мы отправились в южный штат Гоа, где провели почти две недели. Здесь я встретилась с астрологом Кали Шанкаром, разговор с которым многое поменял в моей жизни. Шанкар жил со своей семьей на безлюдном пляже и изучал Джйотиш (ведическая астрология). От него я услышала, что счастье — это понять свое предназначение и реализовать потенциал. В Гоа время для меня как будто замерло, появилась возможность подумать о жизни, целях, истине.

Побывав в Хампи, Раджастане,  Удайпуре и Джодхпуре, мы наконец прибыли в Пушкар. Это один из центров паломничества в Индии, где расположен Храм Брахмы. Там мы попали на фестиваль весны Холи, где участники устраивают шествия, осыпают друг друга порошком разных цветов. После Холи всю одежду можно отправлять в мусорное ведро и еще несколько дней отмываться от краски.


От него я услышала, что счастье — это понять свое предназначение и реализовать потенциал


О регистрации и стоимости

Недалеко от города Пушкар находился ретритный центр, здесь мы и планировали помолчать 10 дней. На участие в випассане мы зарегистрировались еще в Казахстане: заполнили анкету и получили подтверждение участия на сессии десятидневного молчания. По прибытии мы еще раз прошли регистрацию, ознакомились с правилами, сдали паспорта, все электронные устройства, книги, записные книжки и ручки.

Разместились в домиках. Каждый домик был предназначен для двоих человек. Вся территория там, включая медитационный зал, была поделена на две части: женскую и мужскую. Проживание, участие и питание в центре Випассаны является бесплатным, но по окончании курса организаторы предлагают оставить donation. Это добровольная сумма для поддержания центра и организации будущих курсов.

О питании и распорядке

Питание во время випассаны было минимальным, но питательным и вкусным, все блюда индийские. Утром — традиционный индийский завтрак и имбирный чай, апельсин и банан. Днем — обед Тали, традиционное индийское блюдо: овощи со специями, отварной рис и лепешки, а также масала чай. На ужин предлагали сладкий чай с сухарями. Тем, кто проходил випассану во второй раз предлагалось воздерживаться от ужина.

Распорядок дня все десять дней был предельно простым. В 4 утра — подъем, с 4:30 до 6:30 — медитация, далее до 8 утра отдых и завтрак, с 9 до 11 — медитация, затем обед, отдых, с 13 до 17 часов — медитация, ужин, с 18 — 21  часов —вечерняя медитация, в 21 час — сон.

Чтобы придерживаться графика, не обязательно иметь часы — участников оповещают гонгом, главное запомнить последовательность событий. Но по запросу выдавались часы с будильником.

День проходил в медитациях и прогулках. В целом медитациям уделялось от 11 до 12 часов в сутки. Начиная с третьего дня нужно было сидеть неподвижно, с концентрацией внимания и закрытыми глазами наблюдать за ощущениями в теле.

О запретах

Кроме молчания, в этот период не рекомендуется обмениваться взглядами с другими участниками. Если мы нуждались в каких-то бытовых предметах, например, мыле, порошке для стирки, нужно было написать запрос, в котором указывались имя, комната и необходимый список.

В столовой все ели лицом к стене. Места у окон были самыми популярными, все спешили занять их первыми. Было еще два запрета: не заниматься собственными внутренними практиками, а также не читать и не вести записей.


Ирина Енатеску

28 лет, маркетолог

Первый раз я приехала в Индию в 2012-ом, это была спонтанная поездка по святым местам. В 2015-ом я решила поменять все: оставить работу и уехать на год служить в ашрам. Передо мной не стояло вопроса, куда ехать. Индия — мой второй дом, это точка, где мысли растекаются теплым медом, а тело наполняется негой и любовью к себе и ко всему вокруг. Я понимала, что только там меня примут и поймут.

О подготовке

Готовилась больше морально: опыт путешествий в Индию был, но теперь мне предстояло бросить все и уехать на год. Кстати, на больший срок казахстанцам визу в Индию не дают.

Единственной сложностью могло стать место, поэтому я опросила друзей из Индии и провела небольшое исследование в интернете по ашрамам. Ехать решила одна, так как это был порыв. Я привыкла доверять вселенной, но страх остаться без денег где-нибудь в дороге терзал изнутри.

Об ашраме

Чтобы найти ашрам, я отправила письма в три храма. Мне ответила настоятельница сикхского ашрама Гобинд Садан в Дели — Мери Пэт Фишер. Ее письмо было очень трогательным — она написала, что с радостью примет меня и подготовит комнату. Основатель храма — святой Баба Вирса Сингх (Махарадж), — призывал уважать все религии. Он покинул свое физическое тело в 2007 году, но его любовь в храме витает повсюду — это удивительное место.

Проживание здесь платное — около 500 рупий за день с питанием. Но, конечно, условия гибкие, и все можно обсуждать индивидуально. Некоторые, кто живет там довольно долго, выполняют дополнительную работу, которая идет в счет проживания, — это своеобразный бартер.


Он покинул свое физическое тело в 2007 году, но его любовь в храме витает повсюду — это удивительное место


У нас в столовой был большой обеденный стол — Махарадж говорил, что все, кто встречается за этим столом, связаны по прошлым жизням.

Было много гостей из России, Украины и Казахстана, причем совершенно разных: от домохозяек и пенсионерок до высокопоставленных чиновников. Европейцев также много, в основном это йоги и просто путешественники. Познакомилась с милой дамой на пенсии из Голландии. Женщина всю жизнь работала проституткой — своим занятием она очень гордилась.

О питании и распорядке дня

Питание в ашраме — трехразовое. Завтрак — парата (лепешка с толченым картофелем или зеленью), немного фруктов и масала чай (черный чай с молоком и специями). Часто варили какую-то крупу вместо каши киноа, рис или гречку, которую привозили русские, она была на вес золота.

На обед — дал (похлебка из гороха и лепешки), по праздникам делали кир (особый десерт, похожий на рисовую кашу с пряностями и сухофруктами). Ужин — тушеные овощи и салат, немного фруктов. В 16 часов нам просто давали масала чай, который сам по себе вкусный и сытный.

О распорядке: с 10 до 11 — служба с чтением и пение у костра. В 12 — освящение сладостей и раздача прасада. С 16 до 17 часов — класс «Гуру Грантх Сахиб» (священное писание сикхов) и медитация. С 18 до 19 часов — служба и ответы на вопросы прихожан, обычно к Мери приезжают люди на благословение и лечение).

Из запретов: нельзя пить, курить, ходить в неподобающем виде, флиртовать, есть мясо, рыбу и яйца. Помимо обязательного служения, в ашраме было много другой работы: помощь на кухне, уборка, сушка цветов. Я работала в библиотеке — составляла каталоги, распределяла книги по категориям.

О медитациях

Основное служение в ашраме — чтение святых писаний у костра. Костер не гаснет вот уже около 20 лет. Каждому участнику назначается по четыре часа службы: два часа в первой половине дня и два во второй. Служение не прекращается 24 часа в сутки, поэтому дежурство может выпасть и ночью, и рано утром.

В ашраме мы проходили регулярные классы медитации. Сначала изучали писания сикхов «Гуру Грантх Сахиб» — брали отрывок из книги, читали его, обсуждали, делились мнениями и опытом, а после медитировали.

Каждый, кто хотел заниматься личными медитациями и практиками, могли это делать в своем режиме. Я по собственному желанию ушла на три дня в ретрит молчания — випассану (до этого уже проходила подобную практику в другом месте — 10 дней). Сначала я пошла за благословением к Мери; она сказала, что в моем случае просто молчать нельзя — разорвусь на мелкие кусочки. Предложила читать в свободное время Коран.

Об изменениях в жизни

Когда я ехала в Индию, мой внутренний сосуд любви был пуст. А во время проживания там — капля за каплей он наполнялся. В моей жизни все изменилось: восприятие себя, людей, мироустройства. Ты словно выпадаешь из привычной системы и оказываешься на другой планете.

Индия — особенная страна. Здесь все требует тотального принятия и выдержки: уклад, люди, менталитет. Сюда относятся и бытовые вещи. В первые приезды я будто не замечала мусора и грязи вокруг, настолько была очарована. Позже начала задавать вопросы: как можно быть настолько духовным народом и так загрязнять планету и свой дом.

В таких поездках нужно быть готовым ко всему. Пространство там настолько чувствительное и тонкое, что вмиг реализует все, о чем думаешь. Поэтому размышлять о чем-то плохом — опасно для жизни.

О казахстанцах и визах

Казахстанцам, кто планирует такую поездку, советую: хорошо проверяйте свои документы, визы и разрешения: индусы — жуткие бюрократы и очень внимательно за всем следят. Однажды я по своей глупости просрочила визу и не смогла вернуться домой: задержала миграционная полиция и еще неделю держала в стране.

Будьте готовы к тому, что Индия — это страна не только храмов, но и постоянного шторма. Это дикий трафик, буря гудков, крики торговцев, назойливые попрошайки, разноцветная толпа, нищие, богатые, собаки, коровы, рикши — невозможно привыкнуть к постоянному натиску. Это похоже на похлебку, в которую свалили все продукты из холодильника и густо приправили специями. Покой только внутри, на этом и нужно концентрироваться.


Покой только внутри, на этом и нужно концентрироваться



фотографии: предоставлены героями

обложка: Julian Yu