Многие не подозревают, но за любимыми песнями часто скрываются сонграйтеры — профессиональные авторы, которые занимаются написанием музыкальных композиций на заказ. 

Мы поговорили с ярким представителем сонграйтинга — рэпером AlvinToday. Он рассказал о сотрудничестве с известными артистами, песне «Йоу, собаки, я Наруто Узумаки» и о том, зачем музыке нужен текст.

Текст Султан Раис

 

 

Тамерлан Сатыбалдиев

ALVINTODAY — музыкант, сонграйтер

О том, как пришел к музыке

Мне 35 лет, и уже более двадцати лет я пишу песни. Увлечение сочинительством началось еще в первом классе: учитель предложил классу написать стихотворение, и мое произведение прошло на конкурс. Думаю, это и стало первым толчком к моей будущей профессии.

 

 

Одноклассники часто просили меня написать стихи для девочек, которые им нравились

 

С тех пор, худо-бедно, я рифмую до сих пор. В старших классах одноклассники часто просили меня написать стихи для девочек, которые им нравились. Мне это было несложно, а угощения на переменах служили неплохой мотивацией. 

В девятом классе со мной познакомилась девушка, которая уже занималась записью песен и объяснила мне, чем отличается стихотворный слог от речитативного. Тогда мои стихи переросли в тексты песен. Когда я набрался хоть какого-то опыта в написании и исполнении песен, я начал искать единомышленников и заметил, что текст писать нравится только мне. Остальные скорее искали внимания и признания.

Я собрал свой первый коллектив, в котором писал тексты сразу за пять-шесть человек, но со временем состав сократился до трех и даже двух участников. Мы писали песни и распространяли их сарафанным радио. Одной из таких песен стала «Йоу, собаки» — она принесла мне первую популярность в пределах района. Появилась первая известность: начали говорить, что я умею писать тексты для песен. 

Пошли первые заказы. Деньги были маленькие, но невероятный эмоциональный подъем от первой проданной работы я помню до сих пор. Хотя, если честно, тогда я больше мечтал о собственной музыкальной карьере.

Мы записывали треки дома — у меня или у друзей. А потом в нашем районе появилась студия, которую открыл мой товарищ Бахтияр, ныне известный как Jah Khalib. Баха уже продавал полноценные песни — с музыкой, словами и записью. Он предложил мне писать тексты для его заказчиков в обмен на бесплатные сессии в студии. Мы пожали руки и начали работать. Нам было по 15–16 лет.

Со временем, уже в студенческие годы, гонорары выросли до более приятных сумм. У меня сформировалось портфолио, репутация, и я понял, что не хочу зарабатывать другими способами. Это занимало больше времени, стоило меньше денег и, главное, не приносило удовольствия.

Так продолжается и сейчас. Я всегда придерживался совета: «Найди работу по душе и ты ни дня не будешь работать». Кажется, у меня получилось, потому что я до сих пор люблю писать песни — себе, друзьям, заказчикам.

 

 

 

 

О влиянии и сотрудничестве 

Мне сложно назвать конкретных артистов, но я точно могу сказать, какой жанр повлиял на меня больше всего — баттл-рэп. Участники онлайн-баттлов будоражили мое сознание своим умением рифмовать, остро раскрывать темы и, конечно, панчлайнами. У них я учился строить двойные рифмы, придумывать собственные конструкции, перенимал разные способы рифмовки, копировал ритмические рисунки. В общем, постепенно развивался как текстовик и исполнитель.

Позже, когда мой скилл дошел до определенного уровня, по счастливому совпадению Бахтияр — Jah Khalib — обрел популярность как артист благодаря песне SnD. У него началась гастрольная жизнь, и времени на написание песен стало меньше, но нельзя было сбавлять темп. Нужен был текстовик. Так как мы были друзьями детства и давними коллегами, он позвал меня в свою команду.

Мы написали вместе множество громких песен — начиная с «Твои сонные глаза» и заканчивая треком «Доча». Микс из моих баттл-рэперских скиллов и опыта Бахи в коммерческой музыке дал настоящий синкретический эффект. Важнее всего для меня тогда было работать быстро и качественно. Качество, конечно, пришло не сразу — оно выросло из количества, потому что иногда приходилось писать по три, а то и по пять-шесть вариантов одного текста.

 

 

Мы часто спорили: мое «глубоко и с двойным дном» сталкивалось с его «хочу просто и понятно»

 

В этом сотрудничестве он получил нужные слова для песен, а я — опыт создания коммерческой музыки. Баха научил меня делать припевы, упрощать сложные рифмы и смыслы до понятных и запоминающихся форм. Мы часто спорили: мое «глубоко и с двойным дном» сталкивалось с его «хочу просто и понятно». Но, находя компромисс где-то посередине, нам удавалось создавать песни, которые становились популярными.

Я очень благодарен Бахе за тот опыт и знания, которые он мне передал. Он научил меня не только писать слова, но и работать с музыкой. Я не считаю создание битов своей сильной стороной, но этот минимально необходимый навык помог мне перейти из статуса гострайтера в сонграйтера

Однажды на меня вышла Say Mo. Работа с ней стала для меня настоящим челленджем. До этого момента процессом всегда руководил Баха, а здесь за весь творческий результат отвечать пришлось мне. Был страх провала.

Кроме того, мне совсем не нравилось все то, что было у Моли в репертуаре. Ее предыдущий автор писал для нее песни, которые, на мой взгляд, ей не подходили. Материал казался слишком грязным — в нем чувствовался принцип «пусть лучше ненавидят, чем игнорируют». Мы выбрали другой вектор. Так в ее топе песен «Bisharashka» сменили «Лям», «1 Shot 2», «LIL BIT» и другие работы. Из всего, что мы сделали вместе, я бы отдельно выделил песню Lonely. Считаю ее особенно недооцененной.

Благодаря работе с Молей я обрел уверенность в собственных силах. К тому моменту я уже понимал, как работает система роялти, и это направление меня очень интересовало. Работа за гонорар приносила доход, но я осознал, что стриминги могут давать пассивный заработок. Правда, сотрудничество с крупными артистами редко предполагает роялти — например, с Say Mo и Jah Khalib я их не получаю.

Однако тогда я понял, что сам могу быть артистом. Баха дал мне опыт работы в студии, а Моля — небольшой пиар: она никогда не скрывала, что я пишу для нее песни, и даже подчеркивала это в интервью и соцсетях. За это я ей очень благодарен.

Позже в моей жизни появились Akha и Liili. Ахмет (Akha) пришел ко мне в качестве продюсерского проекта Бахи, а Лейла (Liili) — по невероятной случайности. В этих коллаборациях я отрабатывал уже на опыте, но именно они помогли мне окончательно понять, в каком направлении должна развиваться моя карьера сонграйтера.

 

 

 

 

Многие песни просто умерли в архивах несостоявшихся звезд

 

До этого я сотрудничал всего с двумя крупными артистами, а основную часть работы составляли заказы от любителей, у которых часто недоставало музыкальных навыков. В таких случаях даже сильный текст не спасает, поэтому многие песни просто умерли в архивах несостоявшихся звезд.

С Ахой и Лейлой я работал без гонорара — только на вере и надежде, что стрельнет. Их исполнительский талант смешался с моим опытом написания, и получился действительно сильный продукт, который нашел своего слушателя. Akha до сих пор выступает с песнями «Какая ты красивая» и «Insomnia», и люди их любят. А трек Лейлы «Hot» до сих пор приносит мне очень приятные чеки каждый квартал.

Благодаря этим талантливым артистам я понял, что важна не только песня, но и тот, кто ее исполняет. После этого я стал внимательнее выбирать, с кем работать, а финансовая стабильность позволила писать больше песен для себя, не отвлекаясь на халтурные проекты.

Еще одним важным опытом стало сотрудничество с Jaman T — я участвовал в создании нескольких его успешных песен, например, «Алая», «Красивая», Молитвами». Правда, в случае с Таиром мое участие было минимальным, я писал только припевы. Он сам отличный автор, и, как и я когда-то, начинал с гострайтинга.

 

 

Об актуальности сонграйтинга 

Все зависит от индустрии. Например, в Европе, США, Латинской Америке и даже России музыкальная индустрия очень развита. Они понимают, чем занимаются сонграйтеры, поэтому там существует большой спрос на таких специалистов. 

Группа Maroon 5 долгое время оставалась инди-поп проектом, в котором все альбомы создавались без сторонней помощи. Но в один момент группа начала работать с профессиональными авторами и именно тогда их карьера вышла на новый уровень. Почти все поп-хиты были написаны сонграйтерами. Max Martin, Benny Blanco, Ryan Tedder, Pharrell Williams — легенды современного сонграйтинга. Они до сих пор определяют звучание мировой поп-музыки.

В Казахстане это направление постепенно развивается. Наша музыкальная индустрия только формируется, и еще не появилось более зрелого понимания сонграйтинга. Тем не менее, некоторые артисты уже активно используют это — например, проект Say Mo не мог бы существовать без наемных авторов, ведь сама Моля не имеет опыта написания материала.

В целом понятия «гострайтер» и «сонграйтер» появились у нас относительно недавно, хотя практика покупки песен существует давно. Интернет и заинтересованность зрителей во «внутрянке» индустрии показывают, что это нормально, если песню за артиста написал кто-то другой.

Если раньше, лет 15 назад, можно было рассчитывать лишь на гонорар, то сейчас ситуация изменилась: стриминги и короткие соцсети позволяют зарабатывать на прослушиваниях. Тем более, артист может не только оплатить автору работу, но и предложить процент от стриминговых доходов. Все остаются довольны: исполнитель — на сцене, автор — в студии.

С ростом числа исполнителей возросла и конкуренция. Чтобы оставаться на плаву, артистам нужно выпускать музыку регулярно, но не все способны писать хиты пачками. Здесь и включаются сонграйтеры. Артисты могут сосредоточиться на продвижении, образе, съемках и личном бренде, а авторы — создавать песни: тот фундамент, без которого все остальное теряет смысл.

 

 

Насколько часто нанимают гострайтеров

Все зависит от артиста и жанра. Например, в хип-хоп индустрии найм гострайтера не считается уважительным. А вот поп сегмент, за редкими исключениями, почти весь состоит из сонграйтерских песен. 

Конечно, в нашей стране почетнее, если человек пишет себе сам. Но если песня успешна, всем глубоко по барабану на то, кто ее написал. Главное, что она классная.

 

 

Мелодия может быть невероятно красивой, но когда эмоции утихают, а звучание приедается, люди часто начинают заглядывать в текст

 

О роли текста в песне

Если сильно упрощать, то в песне есть две вещи —  эмоция, которую она дает и смысл, который она несет. Текст отвечает за мысль, идею, месседж.

Мелодия может быть невероятно красивой, но когда эмоции утихают, а звучание приедается, люди часто начинают заглядывать в текст. В таких случаях хорошие слова могут раскрыть песню по-новому, а плохие — отбить желание ее слушать. 

Мелодия ублажает слух, но слова западают в душу. Часто люди поют именно текст, а не мелодию, потому что он способен подойти под какие-либо жизненные ситуации. Нередко автор делится чем-то сокровенным, чтобы слушатель мог подумать «эта песня точно про меня». До появления цифровых секвенсоров, авторы сначала писали текст и только потом давали ему мелодию. Текст, в конечном счете, все-таки является основой. 

 

 

Насколько важен сильный текст 

Как говорится, на вкус и цвет фломастеры разные. Особенно сейчас, когда больше нет музыкальных гегемонов и общественное мнение очень расплывчато в вопросах «хороших» и «плохих» песен. Артистов много и аудитория у всех разная. 

Я думаю, сильный текст нужен ситуативно. Иногда уместен слабый, но запоминающийся. Он может быть написан плохо специально — и это тоже можно назвать качественной работой. Сочинить плохой текст бывает непросто, для этого нужны особые умения.

В электронной музыке почти нет текста. Например, почти все творчество Moby, в котором единственная текстуальная составляющая — часто просто одна семплированная фраза. Может быть, с литературной точки зрения это и плохо, но сами песни шикарные. 

Если же говорить о лирической музыке, то здесь без хорошего текста никак. Слова должны трогать, иначе получится просто красиво спетая глупость. В хип-хопе качественный текст — это основа, без которой 80% треков можно выкинуть. В поп-музыке, напротив, текст должен быть не сложным, а простым и запоминающимся.

 

 

Существует ли рецепт успешной песни

Есть приемы и фишки. Но никакого рецепта не существует. 

Бывают песни, где все на месте — сильный текст, красивая и запоминающаяся мелодия, безупречная композиция. Но при этом слабый промоушн. Она может быть шикарной, но не стать успешной. 

А есть треки, сделанные, на мой взгляд, почти по-дилетантски, но они могут иметь волшебные 15 секунд, которые цепляют и становятся вирусными. Качественная ли она? Скорее нет. Успешная? Определенно да.

 

 

Об использовании ИИ в работе

Отношусь к этому положительно. Потихоньку подключаю в свою работу. На самом деле, нейросети сильно облегчают жизнь. 

Благодаря ИИ многие моменты перестали быть проблемой. Например, у меня не самый сильный вокал, а бывает, что нужно сделать женскую партию, которой я, понятное дело, не обладаю. Еще вместе с ИИ я начал возвращаться к своим старым песням. Где-то поменял жанр, где-то — гендер исполнителя, кое-что просто освежил. 

 

 

Об ошибках начинающих авторов

Многие просто не могут найти применение своим песням. Они ждут, что кто-то их купит, вместо того чтобы показывать свои работы, собирать портфолио, искать артистов, с которыми можно вырасти вместе.

 

 

Я знаю многих гениев, которые так и не научились выстраивать диалог и остались на обочине индустрии

 

Есть два пути. Первый — пойти на стажировку, работать за копейки, но набраться опыта; второй — запустить свой стартап и пытаться расти с ним. Также стоит обратить внимание на юношеский максимализм. Молодые авторы часто не идут на компромиссы или слишком уступают каким-либо авторитетам. А сонграйтинг — это командная игра. Здесь важно уметь коммуницировать. 

Я знаю многих гениев, которые так и не научились выстраивать диалог и остались на обочине индустрии. И знаю авторов средней руки, которые добились успеха просто потому, что научились слушать и предлагать, а не навязывать.

В конце концов, песню будет петь артист, за ним остается последнее слово. Мое дело — отговорить от глупых решений, подсказать, где нарушен ритм или логика, и предложить вариант, который будет по душе. Главное — уметь продать свое мнение, а не навязать его.

 

 

На что стоит обращать внимание при написании песни

Все зависит от цели. Если вы хотите сделать хит — нужно смотреть на реакцию слушателей. Раньше для этого собирали фокус-группы, теперь все проще: кусок песни выкладывают в соцсети и становится понятно, есть ли у нее виральность. Я сам так делаю, когда пишу треки для артистов — это быстрая проверка, работает ли идея.

Если вы хотите написать собственную песню, никого слушать не надо. Я так делаю в своем авторском творчестве.

Чем отличается хороший автор от посредственного

Продуктивность. Рабочая этика. Дисциплина. За неимением дисциплины не будет продуктивности, без которой не будет материала. А отсутствие рабочей этики рано или поздно приведет к тому, что просто не останется людей, с кем работать.

 

 

Как появилась песня «Йоу, собаки, я Наруто Узумаки».

Мне было 16, я сильно фанател от рэпа. Писал обо всем, что нравилось или волновало. Как и моим сверстникам, мне безумно нравились культовые анимации тех лет, среди которых Наруто и Аватар занимали особенное место. В какой-то момент мне в голову пришла мысль написать рэп от лица моих любимых персонажей. Это был чистый творческий порыв и детская шалость.

Забавный факт — та песня, которую все слышали, это просто демо-версия. Я хотел записать ее с моим другом Кайратом Кабдулинным, с которым у нас в то время была группа Applecity. Он уехал на каникулы в другой город, а я скинул ему трек. Мы договорились, как он приедет, записать чистовик песни на профессиональной студии.

Но песню услышала моя младшая сестра и попросила скинуть ей на телефон, чтобы послушать. Я скинул, но взял с нее обещание, что она никому ее не покажет. Конечно, она слово не сдержала, и когда Кайрат приехал, песня уже гуляла по району. Он мне этого долго не мог простить.

 

 

О самых любимых и личных песнях

Самая любимая: Makvin — «Давай прощаться». Самый личный текст, буквально тот, который я писал со слезами на глазах, еще не вышел. Он будет в песне Akha — «Сжигать мосты». А если говорить о тех, что уже вышли, то, пожалуй, текст песни Alvintoday x Hiro x Makvin — «Надо жить».