Интервью«Фактически, за всеми объектами во Вселенной ведется наблюдение из наших обсерваторий»
Как функционирует казахстанский институт астрофизики

В Алматы с 1950 года функционирует Астрофизический институт имени В.Г. Фесенкова. При нем расположена обсерватория «Каменское плато», где астрономы изучают космос. Сейчас учреждение входит в «Международный астрономический союз», участвует в научных симпозиумах и помогает другим странам бороться с различными помехами на орбите Земли.
В честь Дня космонавтики, отмечаемого 12 апреля, мы поговорили с директором института Чингисом Омаровым. Он рассказал об астрономии в Казахстане и СССР, работе института и обсерваторий, а также поделился планами на будущее, в которые входит выход на окололунную орбиту.
Текст Жангир Джангильдин и София Стафиевская
Редактура Никита Шамсутдинов
Чингис Омаров
директор АФИФ и кандидат физико-математических наук
О деятельности института
Астрофизический институт существует 75 лет. У него есть три обсерватории: одна находится на Каменском плато в Алматы, другая — Тянь-Шаньская — около Большого Алматинского озера, и самая высокогорная — Асы-Тургеньская — находится в 100 километрах от Алматы к юго-востоку.
Сегодня мы являемся подведомственной организацией Аэрокосмического комитета Министерства цифрового развития и инноваций аэрокосмической промышленности. Главными целями нашего исследования являются проблемы ближнего и дальнего космоса. Практически с момента образования нашего института важнейшим исследованием была наблюдательная астрофизика. С 1957 года, когда запустили первый спутник Земли, мы тоже приступили к наблюдению ближнего космоса: наблюдением за спутниками и космическим мусором. И сегодня у Казахстана есть пять спутников: два геостационарных, два дистанционного зондирования и один научно-технологического назначения.
Одна из главных задач — это обеспечение безопасности. Сегодня космос переполнен космическими аппаратами и космическим мусором. Вероятность столкновения спутников друг с другом или с космическим мусором очень большая и высокая. Поэтому мы должны отслеживать наши спутники и прогнозировать опасные сближения с другими аппаратами и мусором. Этим мы и занимаемся сегодня.
Кроме того, мы занимаемся наблюдениями за другими объектами. Наблюдаем за кометами, астероидами, активными ядрами галактик, шаровыми скоплениями. Фактически за всеми объектами во Вселенной сегодня ведутся наблюдения с наших обсерваторий.
Сегодня у нас в институте есть один из мощнейших суперкомпьютеров в Казахстане, на котором мы моделируем различные процессы во Вселенной и галактике
Кроме того, у нас развивается очень сильная теоретическая астрофизика. Это звездная динамика, космология, вычислительная астрофизика. Сегодня у нас в институте есть один из мощнейших суперкомпьютеров в Казахстане, на котором мы моделируем различные процессы во Вселенной и галактике. Также этот суперкомпьютер используют для хранения и обработки данных.
Фактически каждую ночь наши телескопы генерируют десятки гигабайт данных, и мы должны их не только хранить, но и обрабатывать.
О сотрудничестве с международным сообществом
Одна из наиболее перспективных обсерваторий сегодня — «Асы-Тургеньская». На протяжении последних четырех лет мы создаем там систему космической ситуационной осведомленности в Казахстане для того, чтобы наблюдать ближний космос. И создаем международный астрономический хаб для того, чтобы объединить на этой обсерватории казахстанские и зарубежные телескопы для проведения совместных наблюдений, обмена опытом и данными. Такой международный астрономический хаб создается на базе «Асы-Тургеньской» обсерватории, «Назарбаевского университета» совместно лабораторией Berkley в США. Есть телескоп от Пулковской обсерватории. В этом году ставим телескоп французской компании. Сейчас интерес проявляют в Польше, Индии, Китае и других странах. Они тоже хотят установить оптические телескопы на нашей обсерватории. Сегодня она становится международным центром.
Помимо этого, у нас сейчас идет работа по созданию регионального центра по системе космической ситуационной осведомленности под эгидой ООН. Здесь мы хотим объединить центрально-азиатские страны и других соседей, которые рядом. Это, возможно, Индия, Китай, Россия.
Помимо этого, у нас сейчас идет работа по созданию регионального центра по системе космической ситуационной осведомленности под эгидой ООН. Здесь мы хотим объединить центрально-азиатские страны и других соседей, которые рядом. Это, возможно, Индия, Китай, Россия.
С 2012 года мы являемся членами Международного астрономического союза, что дает нам полное право участвовать во всех международных конференциях и мероприятиях. Три года назад мы вошли в Международный альянс виртуальных обсерваторий и присоединились к международной сети астероидной опасности. Поэтому мы участвуем во всех международных кампаниях по наблюдению за событиями, которые происходят в космосе.
К примеру, В 2022 году мы наблюдали экспериментальное столкновение космического аппарата NASA с астероидом Диморфос, целью которого было изменить орбиту астероида. Сейчас отрабатывается технология изменения траектории астероида на случай, если некий астероид будет представлять опасность для Земли. Этот эксперимент был первым, и мы наблюдали за ним с «Асы-Тургеньской» обсерватории. Рассмотрели весь спектр частиц, которые были при взрыве и ударе с аппаратом, наблюдали за щелочными металлами. Наши специалисты записали и опубликовали данные по наблюдению, и их высоко оценили в NASA.
Кроме того, мы проводим исследования с Гейдельбергским университетом, с Национальной астрономической обсерваторией Китая, с университетом Северной Каролины. Одно из главных событий последнего десятилетия — открытие гравитационных волн в 2016 году, в котором мы стали участниками. Открытие заключалась в эффекте от слияния с черной дырой или нейтронной звездой. Это подтвердило теорию Эйнштейна об изменении пространства и времени через гравитационные волны. Работы наших астрономов были опубликованы в американском научном журнале Nature.
Проекты
Чтобы создать целостную картину космического объекта, в международной системе собирают данные со всех обсерваторий. «Асы-Тургеньская» обсерватория имеет особенное положение.Она географически заполняет пробел по меридиану между другими обсерваториями мира, что дает абсолютную уникальность наблюдений. В то время, когда в Америке вечер, или в Европе ночь, в «Асы-Тургеньской» обсерватории можно вести 24-часовое наблюдение.
Последние два года мы занимаемся созданием первого казахстанского окололунного орбитального телескопа
Последние два года мы занимаемся созданием первого казахстанского окололунного орбитального телескопа совместно с компанией Ghalam. На данном этапе мы разрабатываем концепцию, после чего начнется создание инженерной модели телескопа. Он будет создаваться здесь, в Казахстане, и позволит наблюдать данные не только с Луны, но и те, что недоступны на Земле.
Например, в 2013 году в Челябинске упал метеорит. Он прилетел с Солнца, поэтому его никто не смог увидеть заранее. А окололунный телескоп даст возможность наблюдать объекты, которые летят со стороны Солнца.
Также мы планируем наблюдать Space Traffic Management: это те космические объекты, которые находятся на окололунной орбите. Аппараты, летящие к Луне, и проблемы космического мусора, который уже есть на окололунной орбите. Окололунный телескоп поможет решить множество проблем стратегического плана. Надеемся запустить его в 2029-2030 году.
Личный опыт
Практически всю жизнь я работаю в астрономии и астрофизике. Некоторое время проработал в Германии в астрономическом вычислительном институте Гейдельбергского университета. В Америке работал и учился в Международном космическом университете. Всю жизнь посвятил астрономии, астрофизике, исследованию космоса.
У нас, поднимая голову, каждый видит звёзды
На то, чтобы стать астрономом, меня вдохновляли родители. Среда, в которой я воспитывался и люди, с которыми рос. Я родился здесь, в обсерватории. Родители брали меня с собой на работу и познакомили с известным мировым астрофизиком Виктором Амазасповичем Амборцумяном. Мне было лет восемь лет и он сильно вдохновил меня. В детстве это важно: потому что в таком возрасте уже задумываешься, кем быть. Когда я видел, что есть такие выдающиеся астрофизики, как он или как Дубошин, которые приезжали в обсерваторию, меня это мотивировало.
Я думаю, что любой человек, который хотя бы раз вечером поднимал голову — ау нас, поднимая голову, каждый видит звёзды — хотел знать, где и в каком мире мы живём. Я не любитель фантастики, мне интересна научная и художественная литература. Для человека важно знать, по каким законам всё развивается во Вселенной, стремиться к новым знаниям.
В ближайшие 25 лет хочется, чтобы планы по созданию астрономического международного хаба на «Асы-Тургеньской» обсерватории получились. Чтобы она стала международным центром по астрономии и астрофизике, как для Казахстана, так и для других стран. Хочется установить на «Асы-Тургеньской» обсерватории большой телескоп: как минимум больше 3-4 метров в диаметре зеркала. Меня порадовало бы, если через 25 лет астрономическая обсерватория «Асы-Тургень» стала одной из лучших в мире. Думаю, это основа и главная задача всего нашего института.
Комментарии
Подписаться