За последние годы казахстанский фолк уверенно расположился на мировой музыкальной арене. Артисты этого жанра активно гастролируют за рубежом, вызывают большой интерес публики и получают хвалебные отзывы от критиков. 

Важную роль в этой экосистеме занимает группа Steppe Sons. Для их музыки характерно этническое звучание в современной обложке. В группу входят пять участников: Тохтар Нурмолдаев, Акежан Таубалды, Нурлыхан Рахымжан, Муратбек Раманкулов и Елдар Даулеткелди. 

Первый одноименный альбом коллектива вышел в 2019 году. В нем — оригинальные песни с женским и мужским вокалом, композиции с национальным колоритом, а также каверы на классические рок-н-ролльные песни в авторской аранжировке. Второй альбом Jasusha увидел свет 27 января 2024 года.

Мы поговорили с участником группы Тохтаром о формировании Steppe Sons, втором альбоме, казахстанской и европейской музыкальных сценах, насилии в обществе и судьбе независимых музыкантов Казахстана. 

Автор Жангир Джангильдин

 

 

Тохтар Нурмолдаев,

музыкант, участник группы Steppe Sons

О формировании группы

Все началось в 2018 году. Нас продюсировал мой брат Серик Нурмолдаев. Сейчас он является одним из инструменталистов группы Turan (казахстанская этно-фолк группа — прим.ред.). Мы начинали с ним в одной этно-джаз группе и давно мечтали соединить этнику с другими жанрами. В 2018 приступили к проекту. Идеей было создать альтернативный фолк-ансамбль и экспериментировать с разными жанрами. Поиск группы проходил недолго. Мы уже знали всех участников. Нам требовались меломаны, а не просто люди, которые играют этнику. Я думаю, в группе собрались лучшие кандидаты. Мы все учились в музыкальной школе имени Жубанова и закончили класс домбры. Помимо этого я обучался и другим инструментам.

В основном мы вдохновлялись классическими этническими композиторами. Сам я люблю Imagine Dragons, Michael Bublé и Frank Sinatra. Слушаю даже Скриптонита. Также мы любим классический рок. В какой-то степени наша музыка — это большой эксперимент и начало чего-то нового. Она часто критикуется консервативными людьми, но мы воспринимаем это нормально. В нашей стране есть много этно-рока, архаического этно и этно-попа, но все артисты очень узконаправленные. Большинство работают только с одним жанром.

 

 

 

О первом альбоме группы и любимых выступлениях

Когда мы выпустили альбом, он казался нам идеальным. Сквозь года мы понимаем, что сейчас сделали бы все иначе. Такое случается с каждым артистом. Я даже предлагал другим участникам группы перевыпустить первый альбом и изменить звучание.

Мне очень нравится наш первый сольный концерт в «АРТиШОКе» (алматинский независимый театр — прим.ред.). Это было пару лет назад. Звук был просто шикарный, и зрителей повергло в шок. 

Если говорить о гастролях, думаю, наш лучший концерт прошел в Австрии, в Вене. Они хорошо восприняли нашу группу. Для нас этническая музыка — это что-то привычное, но для них это просто вау. Нас проводили аплодисментами. Самое интересное, что организаторы сами заметили нас и пригласили. Радует, когда занимаешься любимым делом и к тебе идут предложения.

 

 

 

Об этнических инструментах в современной казахстанской музыке 

Сейчас появляется больше интереса к национальным инструментам. В Советском Союзе они использовались только в классической музыке. Было опасение, что интерес потухнет. Но нам повезло, что для нового поколения интерес возродился. Мы видим только крупинки этнической музыки, но на самом деле в ней много разного. 

Я считаю, что сейчас мы, молодежь, стали более наглыми. Раньше нам говорили, что нельзя портить этническую музыку и смешивать ее с чем-то современным. Однако, чтобы нас слушали на мировой сцене, нужно быть своеобразными и иметь что-то свое. Там ты никого не удивишь, выйдя на сцену с гитарой или с фортепиано. Опять-таки, мы почувствовали это, когда выезжали на гастроли в Европу. Мы понимали, что в Казахстане домбра — это просто домбра. Но для них это что-то новое и необычное.

 

 

О процессе написания треков

Иногда бывает, что мы пишем какое-то произведение за неделю, а иногда на это уходят годы. Все произведения, которые мы сочиняем, создаются в импровизационной форме. Кто-то приходит на репетицию, начинает подыгрывать какую-то мелодию, затем мы начинаем на нее что-то накладывать. Многие люди в первую очередь ищут в наших текстах рифмы, мелодии, тональности. На самом деле нужно искать смысл. Когда ко мне приходит какая-то мысль, я начинаю расписывать ее. И только под конец придумываю рифму как украшение.

 

 

О сотрудничестве с другими артистами и проектами 

Большим прорывом для нас стало знакомство с The Buhars (мультижанровый коллаборационный музыкальный проект с использованием народных инструментов — прим.ред.), потому что мы имеем схожие цели. Всегда приятно взаимодействовать с людьми, которые тоже работают на голом энтузиазме. Мы, творческие люди, понимаем, что музыка — это не работа. Это больше любимое дело и хобби, которое, в свою очередь, принесет деньги. Крах терпят проекты, которые создаются ради денег. Также нам было очень приятно работать с dudeontheguitar и jeltoksan. (казахстанские инди-артисты — прим.ред.). Думаю, мы еще не раз будем работать с ними, потому что они близки нам по творческому духу.

Мы также успели поучаствовать в таких интересных проектах как Yeski taspa, Ün music week, Üi küiı, Zamandas, Oyu live, Spirit of Tengri, Ethnotronika и так далее. Каждый из этих проектов привнес в наше творчество свой почерк и помог нам развиться как в музыкальном, так и в медийном плане.

Еще хотим поработать с Yenlik (казахстанская R&B и Hip-Hop исполнительница — прим.ред.). Нам кажется, мы сможем дать ей новое звучание. Также хотелось бы поработать со Скриптонитом. Почему нет? Это было бы дико, но интересно. Можно поэкспериментировать с ним. Наша большая мечта — поработать с кем-нибудь с Запада, например Imagine Dragons или Coldplay.

 

 

О Jasusha

Работа над вторым альбомом шла долго. Мы делали его почти два года, потому что хотели сделать его глубоким по смысловой нагрузке.

Отдельно хочется рассказать о песне Qusni-Qorlan. Она про историю любви Корлан и Естая. Ее много кто исполнял, но все поют ее как любовную, лирическую и мажорную песню. На самом деле, по легенде, это очень грустная история. Корлан и Естай были влюблены в друг друга, но ее выдали замуж за другого богатого человека против ее воли. Несмотря на то, что прошло много веков, сейчас творится такое же. В нашем обществе очень много психологического и физического насилия. Мы хотели поднять этот вопрос и исполнить эту композицию в другом стиле.

Люди говорят, что тогда были другие времена, но причина не во времени, а в людях. Они не меняются. Такие истории часто преподносят как традиции, но это насилие, и это нужно остановить. Если вы посмотрите наш клип к этой песни, то заметите много отсылок и моментов, на которые стоит обратить внимание. 

В первом альбоме было более акустическое и этническое звучание. На втором мы больше экспериментировали. Смешали этническую музыку с разными электронными жанрами.

Спустя полгода после выпуска нашего второго альбома Jasusha мы и не думали, что он получит такие хорошие отзывы от слушателей и ценителей музыки. Треки из этого альбома уже в балетах и фильмах. Смотря на такие плоды нашего труда, почувствовав заинтересованность и любовь к нашему творчеству, мы начинаем понимать, что мы ничего не делаем зря. И у нас появляется большая мотивация творить дальше.

 

 

О судьбе независимого артиста в Казахстане 

Мы не относимся к творчеству как к способу зарабатывания денег. Каждый участник группы работает на трех работах, у нас есть семьи. Мы относимся к музыке как к любимому делу, которое иногда приносит деньги. Сейчас я преподаю, хотя никогда не хотел заниматься этим. Никогда не думал, что музыкантам нужно зарабатывать на обычных работах. Но при этом мы не забываем о творчестве. 

Артистам, у которых есть продюсеры, конечно, легче. Но если продюсер не музыкант, он начинает заниматься только коммерцией. Музыканта поймет только музыкант. Я думаю, когда нам будет по 40-50 лет, мы сможем помогать молодым артистам и продюсировать их. Говорить с ними на одном языке, потому что понимаем, каково это — быть музыкантом.

 

 

 

О потенциале казахстанской музыки на мировой сцене и дальнейших планах группы 

Есть тенденция, что ты знаменит у нас только когда знаменит на Западе. Та же группа Turan достигла больших результатов. Нам нужно брать с них пример. Я считаю, что в казахстане много нераскрытых талантов. Их нужно показывать миру, чтобы они не потухли.

Мы начинали как группа для квартирников, потом выступали на крупных фестивалях. Сейчас стремимся играть на больших стадионах. Мы не бежим за славой, но хотим, чтобы нашу музыку слушали много людей. В этом году планируется концерт в Сеуле. В 2025 году гастроли в Париже, Берлине и Мумбаи. 

Также в процессе находится выпуск нашего третьего альбома.