Иаков Воронцов — широко известный священнослужитель христианской православной церкви в Казахстане. Он публично осудил российское вторжение в Украину в 2022 году и призвал власти Казахстана выйти из ЕАЭС и ОДКБ, после чего подвергся административным взысканиям со стороны епархии и был отстранен от служения. Церковные власти заявили, что громкие политические высказывания священника «нарушают ставленническую присягу пресвитера».

Сейчас Иаков хочет создать в Казахстане церковь, независимую от Москвы. По его мнению, в этом нуждаются казахстанские христиане, которые не хотят ассоциировать себя с Московским патриархатом, поддержавшим войну в Украине. 

Мы поговорили с Иаковом об этом решении, о давлении, с которым он столкнулся на своем пути и реакции Русской православной церкви (РПЦ — прим.ред.) на отделение.

Автор Таисия Королева

 

Чем известен Иаков Воронцов?

Иаков Воронцов — бывший клирик Вознесенского кафедрального собора, родился в Алматы и всю жизнь прожил в Казахстане. Он стал известен после того, как публично осудил российское вторжение в Украину и призвал власти Казахстана выйти из Организации договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза (ОДКБ и ЕАЭС — прим.ред.). 

Также в прошлом году популярным стало видео, на котором Воронцов проводит пасхальную службу в Актобе на казахском языке. Позже он объяснил, что это старая традиция: читать Евангелие на Пасху на разных языках. Сам Воронцов учит казахский и старается интегрировать язык в свою деятельность. 

В ноябре 2023 года стало известно, что на Иакова поступило заявление в полицию. Оно касалось его поста с осуждением войны и действий Русской православной церкви. Иаков прокомментировал это на своей странице в Facebook:

«На меня поступило заявление из-за моего поста от 2 августа, где я эмоционально написал о русском фашизме и о церкви. Мне разъяснили содержание 174 ст. УК РК. Написал объяснительную. От своих убеждений не отказываюсь. Разжигать вражду и ненависть не собирался. Напротив, желаю мира и благоденствия всем народам и всем людям. За свои убеждения готов нести ответственность». 

Сейчас Иаков Воронцов выступает за создание в Казахстане независимой православной церкви, альтернативной РПЦ. Официальные церковные власти Казахстана, подчиненные Московскому патриархату, осуждают эту идею: они считают ее «раскольнической». При этом, в отличие от патриарха Кирилла, назвавшего вторжение России в Украину «священной войной», руководство казахстанской православной церкви никогда не высказывалось о войне и не комментировало ее. 

 

 

Иаков Воронцов, бывший клирик Вознесенского собора: 

Зачем Казахстану независимая от РПЦ церковь

В альтернативной церкви нуждаются проживающие в Казахстане православные христиане, которые утратили доверие к иерархии РПЦ. Позиция руководства и медийно активных членов РПЦ по войне против Украины обнажила системные проблемы в этой организации, которые стали причиной разочарования для многих. Одни считают, что патриарх Кирилл, Синод и иерархи РПЦ впали в ересь, другие — что они совершают военное преступление: используют религиозную организацию с целью оправдания агрессии и разжигания межнациональной вражды и ненависти на международном уровне. 

В любом случае, это противоречит Евангелию и традициям Церкви. Есть казахстанцы и проживающие в Казахстане граждане других государств, которые хотят сохранить верность Православию, но не желают быть соучастниками злодеяний, совершаемых верхушкой РПЦ. 

Существует и другая сторона вопроса: это потенциальная угроза того, что российские спецслужбы могут использовать РПЦ в целях подрыва основ казахстанского суверенитета и территориальной целостности путем распространения в Казахстане идей «русского мира», ведущих к сепаратизму.

 

 

О том, какой нужно пройти путь 

Подобная ситуация сложилась в Литве. Там отошедшие от московского православия священнослужители создали Экзархат Константинопольского Патриархата. Их поддержало государство. В Казахстане Закон о религиозной деятельности не соответствует международным стандартам о свободе вероисповедания — зарегистрировать новое религиозное объединение очень сложно. 

Кроме юридической стороны вопроса, есть сугубо церковная: мы православные и не можем ничего делать без благословения епископа. Поскольку мы не хотим создавать раскола, нам нужно войти в общение с каноническим епископом. Если бы меня лишили сана в РПЦ, я мог бы обратиться с апелляцией к Вселенскому Патриарху (титул предстоятеля Константинопольской церкви, считающегося духовным лидером православных христиан — прим.ред.) и получить совет, как правильно поступить. Но мне даже Указ о запрещении не вручили, а на мои письма не отвечают. Есть Закон об обращениях граждан, но для РПЦ он не писан: у них правовой нигилизм.

 

 

Как будет проходить служение

Едва ли РПЦ готова будет предоставлять нам помещение для богослужений. Будем строить свой храм. Если потребуется — не один. А пока не построим, теоретически, если у нас будет государственная регистрация, мы можем арендовать помещение у других религиозных объединений и молиться там в свободное от их богослужений время. Когда я служил в Жамбылской области, я посещал села, в которых не было храмов. Поэтому я служил там в домах и даже в армейской палатке.

Богословских различий между разными Поместными Православным Церквями нет. Если Бог благословит, возможно, кроме традиционного для русского православия церковнославянского языка мы будем использовать для служения русский и казахский языки. Возможно перейдем на новоюлианский календарь, которым пользуется Константинопольский Патриархат и ряд других Православных Церквей. 

Для простых прихожан изменится немногое. Во-первых, если у нас будут свои храмы, то они будут принадлежать общине, то есть прихожанам, а не епархии. Во-вторых, община сможет контролировать хозяйственную и финансовую деятельность религиозного объединения. В-третьих, хотелось бы, чтобы община избирала руководящие органы, и чтобы руководство отчитывалось перед общиной.

 

 

Обвинения в «расколе церкви» и гонения от других церковных деятелей

Уже год, как я не служу в РПЦ, общаюсь лишь с теми священнослужителями и прихожанами, которые меня не осуждают. Меня мало интересует, что говорят обо мне и пишут в интернете сторонники «русского мира». Отвечать о своей вере и о делах я буду не перед ними, а перед Богом. Это не раскол, а, напротив, попытка восстановить разрушенное руководством РПЦ единство с мировым Православием, со Вселенской Церковью. 

Ни одного священника, который высказывал бы одобрение действиям российской армии, не наказали. А нас, кто против войны, гонят и поносят. РПЦ очень политизирована: по сути, она стала частью государственной идеологии в России. 

Отношение Церкви к политике в современных условиях обозначено в Окружном послании Святого и Великого Собора Православной Церкви, который состоялся в 2016 году на Крите. В нем сказано: «Церковь не вмешивается в политику в узком смысле этого слова. Тем не менее ее свидетельство является существенным образом политическим — как забота о человеке и его духовной свободе». РПЦ, избрав изгойский путь, проигнорировала Собор и принятых на нем важных решений не признает.

Для меня, как для православного христианина, священника и монаха, который осознал антихристианскую суть этой организации (РПЦ — прим. ред.), их реакция безразлична.

 

   

Обложка: Иаков Воронцов / Facebook