Аружан Омарова или Rusha — исполнительница лейбла M’Dee «Закрытый клуб». Она училась на IT, но бросила университет ради музыки, и не прогадала: у исполнительницы есть несколько треков, ее имя было в лайн-апах больших фестивалей, она снимает клипы.

Rusha рассказала нам о том, как пишет и продвигает треки, сколько зарабатывают молодые музыканты и почему сейчас в музыкальной индустрии бум новых талантов. Также певица поделилась непростой историей о потере отца, а главное — о том, как она с этим справилась и причем тут музыка.

Автор Александра Аканаева

Фото Арслан Исатаев

Как вы пришли к музыке?

Я с музыкой с раннего детства. Папа всегда играл на пианино и других инструментах. А еще у нас было всего три телеканала, где показывали сериалы, и один музыкальный. Я с утра до вечера смотрела клипы, разные музыкальные передачи, наизусть знала песни.

После школы вы поступили на IT в МУИТ, а потом бросили учебу. Это решение далось легко?

Нет, совсем нелегко. Я изначально знала, что программирование — не мое. Хотела получить диплом ради родителей, но отучившись первый семестр, поняла, что мне будет очень тяжело. У меня не было даже малейшего интереса оставаться там. Единственное, что меня держало — музыкальный клуб, там я проводила все время. Когда случился карантин и учеба была онлайн, я сидела дома и думала, зачем мне вообще все это нужно. Я чувствовала, что теряю время. Летом я все еще обдумывала идею бросить учебу, и второй год провела в борьбе с собой и родителями. Дома все были против. Но в итоге я решила, что отчислюсь, пусть они на меня обидятся, но через время поймут. Так и вышло: родители не разговаривали со мной. Мама поняла, чем я занимаюсь, и стала поддерживать уже после подписания контракта.


Сомнений было очень много, но я осознанно выбирала не тонуть в них, а действовать

Сомнений было очень много, но я осознанно выбирала не тонуть в них, а действовать

На том этапе было сложно верить, что все получится?

Да, было непросто. Я все время находилась в сомнениях, а самое страшное было то, что родители могли оказаться правы. Мол, я бросила учебу из-за юношеского максимализма. Многие так говорили. И я спорила, но внутри боялась: «Вдруг все-таки не получится?» Сомнений было очень много, но я осознанно выбирала не тонуть в них, а действовать. И когда в начале появлялись самые маленькие успехи, я их подчеркивала для самой себя, чтобы двигаться дальше.

Был ли кто-то, кто вас поддерживал до подписания контракта с «Закрытым клубом»?

До контракта я написала Айзаттуле (Айзатулла Хуссейн — создатель лейбла õzen — прим. ред.), и он поддержал мое творчество: предоставлял мне студию, говорил, что все получится. Вера исходила из него. Братская, отцовская даже. Это очень помогло в моменте.

Что вас привлекало в работе на сцене в начале пути, до работы с õzen?

Всегда чувствовала, что сцена — мое место. В школе и университете всегда просилась выступить. Взаимодействие со сценой сложно объяснить: ты просто чувствуешь, что должен быть там. На сцене происходят очень интересные вещи. На моем первом концерте я вышла и почувствовала, что мы все едины. Все энергии сливаются, и в этот момент ты как будто находишься не в своем теле. Это чувство очень привлекает и притягивает. После каждого выступления хочется еще.

У вас никогда не было страха сцены?

Был! Когда я представляла свой выход, меня бросало в дрожь. Был мандраж, я не могла двигаться на сцене. Этот страх чуть отпал, когда я впервые выступила у Dequine на сольнике. Выхожу, начинаю петь и вижу, что люди поют вместе со мной. Я на всех смотрела, все улыбались, пели, танцевали тренд с TikTok на мою песню. В тот момент меня отпустило. На следующих выступлениях было легче с каждым разом. Когда понимаешь, что люди могут так радостно тебя встретить, появляется уверенность на сцене.

Я поняла, что процесс проживания горя длится очень долго

Я поняла, что процесс проживания горя длится очень долго

Расскажите, пожалуйста, как вы справились с потерей отца? Что вам помогло двигаться дальше в тот трудный момент?

Первое время у меня было странное состояние. В то время я работала бухгалтером, и в один день просто не вышла на работу, не отвечала на звонки. Меня уволили. Я все время лежала в комнате. И тогда меня спасло лишь то, что был готов трек «Лезвия», и было желание им поделиться. Музыка была единственным, что могло меня отвлечь, музыка меня спасла.

Я была в отрицании, избегании этой травмы. Работала над песней «Возвращайся домой», и когда через год она вышла, на меня нахлынули эмоции. Я поняла, что спустя год так и не справилась с этим до конца. Сейчас уже намного легче, но бывает, что ты возвращаешься обратно к этим чувствам, тебе больно и грустно, и ты снова не понимаешь, как это вообще произошло. А потом опять отпускает.

Я поняла, что процесс проживания горя длится очень долго. Процесс принятия. Кто-то говорит, что это длится всю жизнь, потому что это твой родитель. Но, повторюсь, музыка помогла и продолжает мне помогать. Осознание, что у меня есть цель, и я должна ее добиться. Искреннее желание поделиться своим творчеством и заняться любимым делом отца. Все эти мысли меня спасли.

Расскажите, как шла работа над релизом «Лезвия», и что было дальше?

Этот трек очень нравился мне самой. Однако я ходила с этой демкой больше полугода, писала разным музыкантам, своим знакомым, но безрезультатно. Тогда я начала сомневаться в своем треке и думать, что он, наверное, не такой уж и хороший. Так я ходила до февраля 2022 года с этим треком, и когда я его только закончила и думала о релизе, неожиданно для всех скончался мой отец. Это был большой удар, и два месяца после этого было совсем не до релиза песни. Но стоит отметить, что именно эта песня стала моей мотивацией жить и творить дальше.

Сначала откликнулся Айзатулла, ему понравилась песня, и он дал мне задание  набрать подписчиков в TikTok. Так и начался мой путь: чтобы выпустить «Лезвия», я начала каждый день снимать видео-каверы, и параллельно продвигать трек.

В сентябре мы наконец его выпустили, а после, к моему большому удивлению, мне написал Мади! (артист M’Dee и создатель лейбла «Закрытый клуб» — прим. ред.) Тогда у меня появилась очень большая вера в себя, его признание значило очень многое. Мы работаем вместе с ноября прошлого года и по сей день.

Как сейчас происходит работа на лейбле?

Сейчас мы фокусируемся на синглах. Скоро выйдет мой шестой сингл. Я продолжаю копить демки (demo — запись для презентации музыкального материала —прим. ред.), чтобы в дальнейшем выпустить альбом или EP. Работаем так: я записываю демки, скидываю Мади, он озвучивает свое мнение, затем встречаемся на студии, доделываем трек, запускаем, и по новой.

А как пишется трек?

Всегда по разному. Обычно я не сажусь за текст первым делом. Играю на гитаре, напеваю мелодию, либо включаю какой-нибудь бит и пою под него. Затем начинаю чувствовать мелодию. Потом выстраиваю какие-то мотивы и начинаю писать текст. Но иногда выходит все сразу: и текст, и мотив.

Расскажите о финансовой стороне в карьере молодого музыканта. Когда начали приходить гонорары?

Первые деньги я получила в марте на концерте в Атырау. Сразу скинула маме 10 000 тенге на маникюр. Чувствовала себя классно, потому что до этого я всегда выступала бесплатно. Долгое время музыка не приносила денег, и я задавалась вопросом, изменится ли это вообще. В моменте, когда я получила первый гонорар за выступление, я была очень счастлива. Я только что сделала свое любимое дело и получила за это деньги — здорово!

А со стриминговых сервисов идет какая-то оплата за прослушивания?

Да, существует оплата за квартальный отчет: суммируются прослушивания за три месяца, мы делаем отчет и получаем оплату. Также оплата идет от промо. Но самые быстрые деньги, на которые в основном живут артисты — это гонорары за концерты. И мой основной заработок сейчас идет оттуда.

Не устаете?

У меня не так много концертов, чтобы я уставала. За лето я выступила на Esquire, «Жел фест», toyla. Я, наоборот, очень люблю концерты, подготовку, ощущения после.

Первые деньги я получила в марте на концерте в Атырау. Сразу скинула маме 10 000 тенге на маникюр

Первые деньги я получила в марте на концерте в Атырау. Сразу скинула маме 10 000 тенге на маникюр

Вы как-то взаимодействуете с подписчиками в соцсетях?

Стараюсь отвечать на то, что пишут. Обычно это милые вещи. Я рассказывала, что люблю Frank Ocean или Kanye West, и часть моих подписчиков разделяет любовь к творчеству этих исполнителей. Они скидывают мне какие-то факты об этих артистах, я смотрю и отвечаю. Когда Фрэнк выступал на Coachella, и его вырезали из лайва на Youtube, мои подписчики скидывали людей, которые вели прямой эфир в инстаграм, чтобы я могла посмотреть его выступление. Мне кажется, это очень мило.

Как думаете, с чем связано то, что за последние несколько лет в Казахстане случился бум молодых талантливых артистов?

Мне кажется, во-первых, благодаря появлению комьюнити. Например, есть артист, а режиссеры, лейблы, дистрибьюторы помогают в продвижении, все вместе растут.

Еще есть TikTok, где каждый человек имеет возможность продвинуть свою музыку. У меня так и получилось с треком Qolshatyr: если бы не TikTok, у меня было бы меньше охвата. Он как платформа помогает молодым артистам развить свое творчество, чтобы его увидело больше людей.

И, конечно, поддержка людей, слушателей. Мне кажется, если ты молодой, пишешь песни на казахском и стараешься это интересно подать, слушатели нарасхват разберут это. И такое отношение очень помогает.

С кем из местных исполнителей вы бы хотели поработать?

У меня есть два фита с парнями, а в дальнейшем я хотела бы поработать с женской частью индустрии. Казахстанские исполнительницы все очень талантливые и прекрасные. Очень интересно посмотреть, как бы получилась работа с ними.

Как вы проводите свое время, помимо записи и концертов?

Сейчас все, чем я занимаюсь — это понемногу изучаю продакшн, битмейкинг, учусь через видеоуроки дома. Ищу много визуальных инструментов для творчества. Готовлю промо-кампанию и пишу демки. Свободное время люблю проводить с друзьями.

Расскажите о планах на ближайшее будущее.

В планах просто расти. Продолжать свое дело, писать музыку, выпускать, пока синглами. Возможно, позже будет и альбом. Хочу снимать клипы на новые синглы. И побольше концертов.