Индустрия киберспорта растет с огромной скоростью и вовлекает все больше людей и финансов. По статистике, с 2017 по 2019 год мировая киберспортивная аудитория выросла с 335 миллионов до 454 миллионов зрителей. В прошлом году казахстанская команда Avangar заявила о себе на весь мир, когда вышла в финал крупнейшего чемпионата по Counter Strike — Starladder Berlin Major 2019, и заняла второе место.

Поговорили с Айдыном Турлыбековым, бывшим участником Avangar, а ныне участником команды Winstrike, о мире киберспорта, особенностях профессии и буднях игроков.

Counter-Strike: Global Offensive (CS: GO) — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица. Официальный релиз состоялся 21 августа 2012 года

LAN-турнир — турнир, в котором участники собираются в одном месте и сражаются по локальной сети

Буткэмп — тренировочный лагерь для игроков

Стриминг — потоковое вещание в режиме реального времени

О карьере


В 17 лет переехал в Киев, чтобы работать в Avangar

В Counter-Strike начал играть в 2013 году с одноклассниками. Через некоторое время перерос их уровень и начал искать других игроков: подсознательно знал, что играю не просто так. В городе начали появляться первые LAN-турниры по CS: GO — сформировали команду из пяти человек и участвовали во всех. Играли с ребятами из других городов, даже ездили в Алматы. В какой-то момент понял, что пользы такие турниры не приносят, и остановился.

В Казахстане есть игровые платформы для геймеров. На одной из них играл CEO Avangar Енгун Ким, там он заметил меня и остальных ребят. Когда мне было семнадцать, он пригласил меня в профессиональную команду в Киеве: позвонил моим родителям и сам с ними поговорил. Родители мое увлечение не поддерживали, но согласились отпустить при условии, что у меня будет профессиональный контракт на несколько лет. Разрешили не сдавать ЕНТ и заниматься только киберспортом: сказали, видят, как мне нравится.

После окончания школы сразу уехал в Киев, и до сих пор здесь живу. Киев можно назвать центром киберспорта в СНГ, здесь идеально: отличный интернет, атмосфера, никогда не бывает скучно. Получал минимальную зарплату, но в семнадцать лет это были отличные деньги. Компания покрывала проживание в Киеве, питание и всю технику для тренировок.

Из Avangar ушел, когда появились проблемы со здоровьем. Стал хуже играть, не мог сфокусироваться на работе должным образом. Ребята это замечали, появилось некоторое напряжение. Я понимал, что торможу их: двигаться вперед со мной стало сложнее.

Сейчас играю за молодую команду перешел сюда сразу после Avangar, работаю уже несколько месяцев. Тут хорошая атмосфера, нет разногласий или соперничества среди игроков. Знаю, что мои идеи всегда поддержат.


С середины восьмого класса по 11 я играл каждый день по 10-12 часов


Об особенностях профессии

Есть разница между тем, чтобы играть в компьютерные игры и заниматься киберспортом, второе — профессия. Тут все как в как в традиционном спорте: команды, тренеры, контракты, реклама. Не знаю, есть ли понятие талант в нашей деятельности, скорее — предрасположенность, определенный склад ума. Здесь все нарабатывается практикой. Если ты провел больше 10 тысяч часов в Counter-Strike, то тебя заметят, а дальше зависит от того, как качественно ты проводил все это время.

Играть нужно с пользой: смотреть игры других команд, анализировать и учиться хорошо стрелять. Если топтаться на одном уровне, значит, все 10 тысяч часов потрачены впустую. С середины восьмого класса по 11 я играл каждый день по 10-12 часов. Чтобы не терять время, смотрел стримы во время занятий в школе, приходил домой в два и играл до часу ночи. Ел тоже за компьютером.

Из трудностей — постоянное сидение за компьютером сказывается на здоровье. Испытываешь регулярный стресс: выигрывать нужно всегда. Когда был в Avangar, два года жили с командой вместе в пригороде Киева. Личной жизни не было из-за бесконечных тренировок и перелетов. Мы ни с кем не общались, никуда не выходили, но такое — редкость.

Из явных плюсов — свободный график и отсутствие привязки к офису. Нет никакой волокиты, временем распоряжаюсь сам и ни от кого не завишу.

Ограничений в возрасте у нас в команде нет. Если хорошо играешь, можешь присоединиться хоть в 10 лет, но уровня профессионала можно достичь только через два- три года практики. И на многих турнирах разрешено играть только с 16 лет.

Перспективы развития такие же как, например, в футболе или хоккее. Начинаешь в локальной команде, потом тебя замечает крупная команда из СНГ. Постепенно из таких региональных команд переходишь к грандам — это идеальный карьерный рост.


Два года жили с командой вместе, личной жизни не было из-за бесконечных тренировок и перелетов. Мы ни с кем не общались, никуда не выходили

О буднях

В обычные дни просыпаюсь около 11 часов утра. Еду в тренажерный зал, потом завтракаю и смотрю видео на ютубе. После обеда разминаюсь перед тренировками. Тренируемся каждый день до 9 вечера, после — свободное время. В дни подготовок командой живем на буткэмпе в Москве 7-10 дней. Все дни проходят примерно одинаково: просыпаемся и сразу начинаем тренироваться. Сначала смотрим видео игр, потом выбираем тактики, проходим 6-7 игр в день — так до 11 ночи. Дальше вместе играем в настолки и общаемся.

В команде 5 игроков, есть тренер, аналитик, менеджер. У самой организации есть СММ-команда и бухгалтер.


Призовой фонд у крупных турниров от 250 тысяч долларов до миллионов долларов


О турнирах

Counter Strike Go — стрелялка от первого лица, с пятью контр-террористами и пятью террористами. Контры охраняют территорию, а террористы должны поставить и взорвать бомбу — за это дают одно очко. Если бомбу не успели поставить или террористов убили очко получают контр-террористы. Игра продолжается до 16 баллов.

Турниры спонсируются самими играми, их организуют подрядчики. Крупные — мажоры, проходят два раза в год в две стадии: групповую и плэй-офф. В групповой стадии 16 команд делят на террористов и контр-террористов. 15 раундов команды играют за одну сторону,  потом меняются. В плэй-офф проходят победившие восемь команд — они борются за первое место.

Самые сильные и известные коллективы приглашают напрямую, часть проходит через квалификации. Они проводятся онлайн, разделены на регионы. Призовой фонд у таких турниров от 250 тысяч долларов до миллионов долларов.

О заработке

В СНГ игроки средних и крупных команд получают от 1 000 долларов до 2 000 долларов в месяц. В крупных командах Америки зарплата доходит до 50 тысяч долларов. Заработок напрямую зависит от рейтинга и командного положения. Если выигрываем и попадаем в топ —зарплата выше. От этого также зависит приток спонсоров: больше спонсоров — больше денег.

Еще один источник заработка стриминг. Игрок заходит в игру, включает веб-камеру и объясняет свои действия. Люди подписываются, а во время самого стрима на экране крутится реклама — за нее и получаем деньги. Еще можно заработать на рекламных контрактах с брендами одежды или компьютерной периферией (монитор, клавиатура, наушники, мышки).


фотографии предоставлены героем