Автор телеграм-канала «Одинокий Кирилл» в новой колонке рассуждает, почему дела казахстанского дизайна идут не очень и как это исправить.

Иллюстрации

Кирилл Носков

Люди постоянно взаимодействуют с дизайном — дома, в автомобиле, в кафе и супермаркете. Интерфейс айфона, корпус автомобиля, пульт телевизора, навигация метро, шрифт — работа дизайнера. Многие считают, что дизайнер украшает: оформляет журналы и логотипы, рисует картинки. Но дизайн охватывает больше — делает среду комфортнее, продукты понятнее, бизнес эффективнее, жизнь лучше.

В Казахстане государство и бизнес игнорируют дизайн. Страна инвестирует в технологии и программирование, но забывает отрасль, без которой невозможно превращение технологий в удобные продукты для людей.

Кто такой дизайнер

В 20 веке художники отказались от традиций и экспериментировали с формой, сюжетом. Появилась идея, что искусство заключается не в изображении реальности (для этого существует фотография), а в ее интерпретации, поиске новых смыслов.

Название новых течений — авангард. Художники пробовали разные выразительные средства, появилась абстрактная живопись. Пикассо, Мунк, Малевич — авангардисты.

Современное понимание дизайна родилось сто лет назад в двух художественных академиях — немецком Баухаусе и советском ВХУТЕМАС-е. По идеологическим причинам, влияние немецкой школы оказалось сильнее. Выходцы Баухауса уехали из нацистской Германии в США, где позже распространили идеи.

Художники-авангардисты писали манифесты — выражали идеи и цели. Манифест Баухауса провозглашал здание целью искусства. Школа отвергала принципы времени, когда здание декорировалось узорами, орнаментами и колоннами.

В Баухаусе не только проектировали здания. Художники также делали стулья, столы, чайники и светильники, рисовали картины, шрифты. Школа выражала передовую идею, что красота объекта в функциональности и простоте. Ученики и мастера делали тумбочки без ножек, предметы быта из простейших фигур, несимметричные здания.

Здание школы Баухаус в Германии. Построено в 1925 году.

Дворец Культуры Румыния. Построено в 1925 году.

Разница между дизайнерами и художниками стала четкой — вторые занимаются живописью, скульптурой и перфомансами, а первые оформляют выставки, проектируют человеческую среду, поезда.

Кресло «Василий», сделанное в Баухаусе. Оно по-прежнему продается.

Работа дизайнера сегодня

Спустя сто лет, абсолютная приверженность функционализму ушла, и сегодня работа дизайна — поиск баланса функциональности и эстетики. Бруно Мунари, итальянский изобретатель, сказал: «Дизайнер — планировщик с чувством прекрасного».

Влияние дизайнеров на мир увеличивается, а рамки профессии размываются. Теперь дизайнеры продумывают навигацию аэропорта, автоматическую сдачу багажа, помогают бизнесу выделиться, решают проблемы экологии и неравенства. Появляются новые направления дизайна — интерфейсов, опыта, виртуальной реальности, городской среды. Дизайн борется с глобальным потеплением, кризисом беженцев, нехваткой питьевой воды. Красные айфоны и кеды конверс — дизайн-инициатива RED, которая жертвует процент от продаж на борьбу с ВИЧ.

Дизайнеры определяют, как будут выглядеть и работать предметы, продукты, сервисы, как устроена городская навигация и даже где расположить магазин, чтобы обеспечить спрос.

Небрежное отношение к дизайну приводит к общественным проблемам. Маленькие поля и незаметные стрелки в бланке выборов президента 2000 года во Флориде, США, привели к тому, что часть избирателей по ошибке проголосовала за Пэта Бьюкенена вместо Эла Гора.

Надо отметить третий круг, чтобы проголосовать за Эла Гора, но в левой колонке он второй.

Для всего принято дизайнерское решение — форма лампочки, карманы куртки, лямки рюкзака, сиденья в самолете. От качества этих решений зависит эстетическое удовольствие, комфорт и безопасность человека.

Зачем нужен дизайн

Ричард Флорида в книге «Креативный класс» делится примером: в первой половине 20 века человечество фокусировалось на развитии технологий и автоматизации — появились автомобили, пассажирские авиаперевозки, телевизоры, кофемашины, а человек полетел в космос.

Титаник, 1912 год. Уклад жизни быстро менялся, а человек мыслил масштабно. Люди воевали, пытались создать идеальное общество и «нового человека», соперничали за мировое лидерство.

Вторая половина 20 века и период до сегодняшних дней — эпоха развития креативности и дизайна. Люди также смотрят телевизор и ездят на автомобилях, но изменился уклад жизни — вещи стали удобнее, работодатели заботятся о комфорте сотрудников, исчезает дресс-код и бюрократия. Человечество сфокусировалось не на изменениях и соперничестве, а на улучшении качества жизни. Идея о летающих автомобилях перестала казаться рациональной, а пассажирские полеты в космос только в планах.

Технологии решили базовые потребности человека, а гонка за лидерство супердержав закончилась. Люди покупают предметы не из-за количества функций, а из-за опыта использования. Человек предпочтет кофемашину с одной кнопкой, которая готовит вкусный кофе, чем разберется с настройкой помола зерен. Замечать неудобство, уродливость, а потом исправлять и продумывать сценарии использования — работа дизайнеров.

«Дизайн формирует окружающую среду, оптимизируя ее и максимально обеспечивая комфортность существования и деятельности человека» сказано в работе «Дизайн и технологии» Кухты.

Дизайн и экономика

Интернет-экономика США приносит 100 миллиардов ВВП в год. Интернет-компании — Tinder, Airbnb, Youtube, WeTransfer, Uber — добились успеха из-за дизайна, а не новых технологий.

Когда появился интернет, программисты открывали интернет-компании — другие не умели писать код. Но успех стартапов последних лет основан не только на программировании и высоких технологиях. Tinder, сервис знакомств с 50 миллионами пользователей, нравится людям из-за простой модели — смахивании влево неподходящих партнеров и симпатичных вправо. Благодаря дизайну, люди не получают негативные эмоции отказов или игнорирования. Дизайн невозможен без технологий, но также и технологии не могут без дизайна.

Технологии + Дизайн = Продукт для людей

Экономика дизайна Британии с 2009 года по 2016 год выросла на 52 % из-за распространения дизайна в креативных индустриях — в космонавтике, автомобилестроении и банковском деле, а также с развитием цифрового дизайна. Дизайн увеличивает добавленную стоимость товаров и услуг. Айфон продается дороже других смартфонов с лучшей камерой и процессором из-за хорошего дизайна.

В Великобритании, стране с пятым местом в мире по размеру ВВП, дизайн сгенерировал 112,4 миллиарда долларов ВДС (валовой добавленной стоимости) в 2016 году. Весь ВДС Казахстана — 178,7 миллиардов долларов с учетом продажи сырья, сельского хозяйства, еды, транспорта и туризма.


В Великобритании, стране с пятым местом в мире по размеру ВВП, дизайн сгенерировал 112,4 миллиарда долларов ВДС (валовой добавленной стоимости) в 2016 году


Автоматизация, экономика совместного доступа, блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект — основа четвертой промышленной революции. Люди с навыками дизайна реагируют на новые проблемы и возможности для инноваций, которые вызывает революция.

Искусственный интеллект вытесняет работу, которая не требует креативного мышления. Сотрудники, которые выполняют повторяющиеся действия, останутся без работы к 2030 году. Юристы, нотариусы, бухгалтеры, турагенты — умирающие профессии. Им придется переквалифицироваться.

Люди займутся творчеством — созданием нового, непредсказуемого, а влияние дизайна увеличится. Так можно предсказать рост креативной экономики, которая в 2015 году принесла 2 250 миллиардов долларов прибыли в мире и обеспечила работой 29 миллионов людей.

Дизайн в Казахстане

Образование

Уровень профессионализма определяется качеством образования. В Алматы три университета предлагают программы дизайна — КазГАСА, академия «Сымбат», КазНАИ имени Жургенева. Обучаются там ремесленничеству — академическому рисованию и скульптуре. Но дизайн — правильное мышление, а потом уже ремесло. Дизайн интерфейсов, опыта, виртуальной реальности, среды — эти направления дизайна не преподают в университетах Казахстана.

КазНАИ имени Т. К. Жургенева появилась в 1978 году. Некоторые европейские академии преподают дизайн веками, но благодаря государственному финансированию молодые университеты заслужили репутацию за 5-10 лет существования. Университет Аалто в Хельсинки появился в 2010 году, а Копенгагенский Институт Интерактивного Дизайна в 2006 году.


Дизайн интерфейсов, опыта, виртуальной реальности, среды — эти направления дизайна не преподают в университетах Казахстана


Современная  академия искусств требует здания, которое строится вокруг мастерских. На первом фото КазНАИ имени Жургенева в Алматы, на втором — Королевская академия искусств в Гааге. В прозрачных окнах видно мастерские и классы для работы.

Европейские академии дизайна не углубляются в академический рисунок, скульптуру и лекции по истории живописи. Их задача — предоставить условия. Студенты работают в мастерских, совместно решают проблемы, изучают технологии.

Первое фото — КазНАИ имени Жургенева внутри. Атмосфера не располагает к творчеству и креативному решению проблем. 2 — Академия дизайна в Эйндховене, открытое пространство для сотрудничества и много света. Фото Vlast.kz и Onna.nl

Неосведомленные предприниматели и слабые дизайнеры — проблема образования. Предприниматели не готовы платить тысячи долларов за вывеску, верстку корпоративного журнала и интерфейс сайта, потому что не знают о роли дизайна в бизнесе. Вторые не вникают в бизнес-процессы компаний, не участвуют в общественных проектах, не открывают стартапы — их научили украшать и рисовать, а не решать проблемы.

Хорошие казахстанские дизайнеры учились в других странах или самостоятельно. Минус самообразования — отсутствие мастерских и технологий, профессионального окружения. Инструмент самоучек — компьютер. Он диктует будущий дизайн. Графические программы легко освоить, у них большой выбор инструментов — некомпетентный дизайнер быстро входит в профессию. У самоучек нет профессиональных контактов. Развитие замедляется, когда не с кем обсудить тренды, сделать совместный проект.

Образовательные мероприятия, лекции и конференции о дизайне могут связать профессионалов вместе для работы над проектами, помочь новичкам наладить связи и сотрудничество, а предпринимателям узнать о влиянии дизайна на бизнес.


Вторые не вникают в бизнес-процессы компаний, не участвуют в общественных проектах, не открывают стартапы — их научили украшать и рисовать, а не решать проблемы


Дизайн для бизнеса

Дизайн служит бизнесу и повышает его эффективность. «Датский центр дизайна» разработал лестницу, которая описывает четыре ступени внедрения дизайна в работу компании:

1. Дизайн делается самостоятельно или через знакомых. Это то же самое, если финансами компании руководит парень с калькулятором;

2. Дизайн разрабатывается в последнюю очередь, задешево. Компания разработала сайт и просит дизайнера сделать его удобным — продукт обрастает декорациями;

3. Дизайн интегрирован в процесс разработки продукта. В создание вовлекается административный персонал, маркетологи, программисты. Дизайнер определяет целевую аудиторию, изучает конкурентов, ищет скрытые преимущества. Продукт разрабатывается на основе дизайна, редактируется в процессе общения с остальными участниками команд;

4. Дизайн — стратегия и бизнес компании. Штатный отдел дизайна, в отличие от агентств, вовлечен в бизнес-процессы и сразу реагирует на изменения, проблемы.

Большинство казахстанских компаний на первой ступени — дизайн делается непрофессионалами. Дизайнеров редко погружают в историю и цель компании, дают творческую свободу. На выходе имеем визуальный мусор и непродуманные системы.

Казахстанские компании заказывают логотипы, вывески, рекламу и упаковки. Роль дизайна — внешний вид. Дизайнеры не меняют особенности бизнеса компании, не тестируют варианты. Логотип делается, как предсказуемая часть компании, а не элемент узнаваемости.


Большинство казахстанских компаний на первой ступени — дизайн делается непрофессионалами.


Вывески, баннеры, постеры и объявления продают, рассказывают о мероприятиях, помогают найти магазин или кафе. В Казахстане об этом забывают и фокусируются на декорациях.

Работу дизайнеров в Казахстане решают руководители компаний, менеджеры, маркетологи, программисты и инженеры. Люди без специального образования не ставят на первое место потребности людей, а руководствуются собственной компетенцией. Маркетолог вместо управления рекламной стратегией, красит кнопку на сайте в красный и просит увеличить шрифт на вывеске.

Предприниматели не знают, что дизайнер, например, способен ускорить работу отделений «Казпочты», просто изменив дизайн бланка отправки.  Они не знают, что дизайнеры лучше инженеров скажут, как должен работать пульт управления ракетой, лучше лингвистов разработают графику нового алфавита. Очереди в аэропорту, непонятная оплата городской парковки, навигация в городе — проблемы дизайна.


Предприниматели не знают, что дизайнер, например, способен ускорить работу отделений «Казпочты», просто изменив дизайн бланка отправки


В инструкции к парковке повторяются элементы — номера телефонов, логотип. Вокруг паркоматов ходили помощники, потому что люди не понимают инструкции. Простая верстка и удаление ненужных элементов решит проблему и снизит недовольство горожан.

Дизайн и общество

Отношение к дизайну в стране коррелирует с благосостоянием. Англия, Германия, Нидерланды, Швеция — лидеры мирового дизайна и страны с высоким уровнем жизни.

Люди не задумываются о внешнем облике и удобстве окружающих предметов, когда у них проблемы серьезнее — заплатить за жилье, воду, газ и заработать на продукты. В пирамиде потребностей Маслоу — творчество, искусство и эстетика находятся на предпоследнем уровне.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу

У обеспеченных людей удовлетворены базовые потребности, поэтому они тратят время, чтобы понять дизайн и искусство.

Фонтан Марселя Дюшана — самое значимое произведение искусства 20 века. Его невозможно понять вне контекста, поэтому для большинства казахстанцев писсуар на фотографии — мусор. Отсюда и скептицизм к искусству и его стоимости. Так же и с дизайном. Для людей дизайнер — рисовальщик. Заказчик не готов платить несколько тысяч долларов за картинки, смысл которых не понимает.

После распада Советского Союза экономика независимого Казахстана резко выросла. Появились богатые люди, элита, которые строят дома, открывают компании, платят за рекламу и заказывают дизайн. Города Казахстана обрастают уродливыми зданиями и безвкусными вывесками магазинов. В Европе, Японии США дизайн развивался столетиями вместе с экономикой и технологиями. Там много хорошего дизайна — у людей развилась насмотренность, интуитивное понимание красивого и уродливого.

Дорогое алматинское жилье выглядит так — имитация классических стилей в архитектуре, симметрия и декоративность.

Государство пытается облегчить жизнь людей — в Казахстане несколько лет работает электронное правительство egov.kz. Оно уменьшает очереди за документами и вовремя информирует об изменениях в законодательстве. Реализация проекта — вопрос дизайна, но egov.kz придумали программисты или чиновники. Решения интуитивные, поэтому получилось плохо — теряешься в нескольких меню, длинных абзацах текста.

Дизайнеры не ответили на вопросы — что здесь самое важное? Разные части сайта спорят за внимание — пользователи путаются в услугах.

Прокат велосипедов, сайт города, платные парковки, снятие уличных заборов и незаконных вывесок в Алматы — шаги к пониманию значения городского дизайна. Но это скорее реакция на общемировые тенденции, чем осознанное применение. Работы для дизайнеров в Казахстане много, но ее почему-то делает кто-то другой.


Работы для дизайнеров в Казахстане много, но ее почему-то делает кто-то другой


Как развивать дизайн в стране?

В Казахстане инвестируют в технологии — строят свою Силиконовую долину, Университет КИМЭП открыл программу информационных технологий, программирование преподается в Назарбаев Университете и МУИТ-е. Тысячи программистов и инженеров окажутся бесполезными, потому что не умеют разрабатывать продукты для людей. Это работа дизайнеров, а не программистов. Чтобы стимулировать открытие компаний, на примере Университета Аалто в Хельсинки, нужно открыть департаменты дизайна в технических вузах.

Решить проблему образования — финансировать дизайн-конференции, построить новое здание академии искусств и пригласить профессоров, художников других стран. Альтернатива — объединить несколько академий в одну. Так появился Баухаус: Саксонско-Веймарская Высшая школа изобразительных искусств и Вельде Саксонско-Веймарская школа прикладного искусства объединились в 1919 году.

Дизайн привносит ценность для местных и региональных экономик, благодаря появлению локализованных дизайнерских специальностей — дизайн-кораблей в портовых городах, лыжных трасс в горной местности. Дизайнеры Нидерландов используют локальное преимущество — равнинную территорию страны — и развивают байкшеринг, строят инновационные мосты.


Тысячи программистов и инженеров окажутся бесполезными, потому что не умеют разрабатывать продукты для людей


Подвесной мост для велосипедистов в Эйндховене

Казахстан может так же — например, продумать дизайн горнолыжных курортов, снаряжения для альпинизма, дизайн купе для длинных поездок.

В Великобритании с 1944 года по указу президента Уинстона Черчиля работает Совет по дизайну — некоммерческая организация, которая консультирует правительство в вопросах дизайна. Совет стимулирует взаимодействие между креативными индустриями, бизнесом, университетами. Комитет публикует отчет о работе в открытом доступе — хороший пример для казахстанского правительства изучить практику других стран.

Акимат Алматы пригласил Яна Гейла как советника по городскому дизайну, но нет контроля других направлений дизайна. Переход казахского языка на латиницу проходил без консультации с дизайнерами. Нурсултан Назарбаев сказал, что переход рассматривался «учеными, языковедами, политиками, молодежью». Предпринимателям придется совмещать на вывесках, рекламе и билбордах кириллицу и латиницу — это станет сложным дизайнерским решением для непрофессионала.

Как развивать дизайн-мышление?

Необязательно становиться профессиональным дизайнером, чтобы развить дизайн-мышление и решать проблемы бизнеса. Ниже список материалов, которые помогут разобраться в дизайне.

Книги о дизайне:

 Джон Маэда «Законы простоты». Короткая и простая книга от профессора в Стэнфорде, которая структурирует основные принципы дизайна;

 Артемий Лебедев «Ководство». Здесь все сразу: дизайн мусорных корзин, пунктуация в тексте, навигация в общественных местах. Артемий — популярный российский блогер и основатель «Дизайн-студии Лебедева»;

 Эрик Шпикерманн »О шрифте«. Автор книги говорит: «Я ни­ко­гда не слы­шал ни сло­ва об этой кни­ге. Это до­воль­но не­ле­по». Тем не менее, книга содержит основные мысли Эрика, типографа с полувековым стажем, о шрифте. Хорошее начало, чтобы понять важность букв и шрифтового дизайна;

 Бруно Мунари «Искусство как ремесло». Итальянский изобретатель о своем видении профессии дизайнера;

 Beryl McAlhone «A smile in the mind». Знаменитая книга, которую пока не перевели на русский, о креативном процессе в рекламе и графическом дизайне. Научит техникам придумывания, которые используют дизайнеры и иллюстраторы.

Книги о дизайне для бизнеса:

 Тим Браун «Дизайн-мышление в бизнесе». Автор рассказывает о роли дизайна в обществе и бизнесе. Тим делится опытом создания продуктов компании IDEO. В их портфолио — компьютерная мышь для Apple, щетки Oral B, часть стратегии Coca-Cola на 2020 год;

 Дональд Норман «Дизайн привычных вещей». Бывший вице-президент Apple и «один из самых влиятельных дизайнеров в мире» по версии Business Week рассматривает классические ошибки дизайнеров;

 Эд Кетмелл «Корпорация гениев». Сооснователь и президент Pixar рассказывает об управлении творческой командой, делится историей компании.

Видео-лекции:

 Академия дизайна Яндекса выкладывает записи лекций о продуктовом дизайне, командной работе и аналитике;

 Design Prosmotr — российская дизайн-конференция. Среди постоянных спикеров — Покрас Лампас, Вова Лифанов, Михаил Шишкин — известные российские художники и дизайнеры. На канале с полугодовой задержкой выкладываются записи лекций и интервью со спикерами;

 bangbangeducation — онлайн школа-дизайна. Уроки платные, но доступ к беседам с дизайнерами и художникам открытый.

Сайты и блоги:

 Behance.net — дизайнерская тусовка и обсуждение портфолио. Ежедневно на главной странице собираются подробные дизайн кейсы;

 visual-storytelling.ru — сайт Максима Ильяхова о визуальном сторителлинге. Автор рассказывает, как подобрать правильную картинку к материалу или объявлению, рассказать историю продукта и продать его;

 Советы Дизайн-бюро Артема Горбунова. Сайт студии дизайна, которая со временем превратилась еще и в школу. Ежедневно публикуются подробные советы к вопросам читателей о дизайне. В дополнение советую блог Ильи Бирмана о дизайне;

 Дизайнерский дайджест от Awdee. Платная рассылка для дизайнеров — еженедельное письмо включает в себя новости индустрии, уроки, конспекты книг и кейсы. Для тех, кто хочет быть в курсе индустрии, но не успевает следить;

 StrelkaMag — портал о городском дизайне и архитектуре российского университета «Стрелка».


фотографии: wikimapia.org, egov.kz, motor.kz

ТЕКСТ: Кирилл Носков