Миастения — аутоиммунное неизлечимое нервно-мышечное заболевание, при котором наблюдается быстрая утомляемость поперечно-полосатых мышц. Тело и лицо немеет, наступает подобие ложного паралича, но после отдыха состояние улучшается.

Эта болезнь встречается крайне редко и поражает только 5-10 человек на 100 тысяч населения в год, в основном женщин от 20 до 40 лет. Причины появления миастении до конца неизвестны.

Автор The Village Казахстан рассказала, как жить с редкой болезнью и не стесняться инвалидности.

Первые симптомы

Впервые почувствовала симптомы миастении еще в 2013 году. Я много читала вслух на немецком языке и как-то заметила, что часто останавливаюсь и запинаюсь. В один вечер репетитор заметил мое переутомление и отпустил домой. Через неделю мне начало тяжело даваться произношение некоторых звуков. Буквы «б», «в», «п» словно сливались в один звук. Близкие очень злились , полагая, что передразниваю. Я подумала, что простудила горло, тут же принялась за лечение, хотя раньше жила по принципу: «все само пройдет». Пила таблетки, сиропы, бесконечно заматывалась шарфами. Становилось только хуже. Через несколько дней такого самолечения уже не могла поднимать руки, ноги перестали слушаться. Мимика была как у мраморной статуи, а веки будто сделали из камня. К одному вечеру начала задыхаться. Родители забили тревогу и буквально на руках понесли по врачам.

В поисках диагноза

Медицинский квест затянулся на целый год. Меня футболили из одного кабинета в другой. Везде был ответ: ты здорова, это не по нашей части. Лучшие отоларингологи, инфекционисты, челюстно-лицевые хирурги разводили руками. Вместе с родителями мы переступили порог самых разных клиник, частных центров, государственных больниц. После неудачных попыток определения диагноза мама попробовала записать меня к невропатологу. Первого невродела я и моя семья запомнили надолго. Милая женщина лет 50 осмотрела меня в течение пяти минут и сказала: «Это похоже на тропическую лихорадку. Ваша дочь проживет еще максимум неделю, заказывайте гроб». Далее она велела оплатить в кассу пять тысяч тенге и выпроводила нас из кабинета. Знаете, какое-то время после этого дня я просыпалась с криком.


Милая женщина лет 50 осмотрела меня в течение пяти минут и сказала: «Это похоже на тропическую лихорадку. Ваша дочь проживет еще максимум неделю, заказывайте гроб»


Но мои близкие не сдались. Вразумительного ответа о диагнозе от невропатолога мы так и не получили, поэтому продолжили штурмовать врачей. Путем каких-то случайных поисков мы попали к профессору неврологии в 12 городскую больницу. Она меня долго осматривала, а потом достала большой медицинский справочник и показала диагноз. Меня сразу предупредили, что он может быть неверным, поскольку встречается крайне редко. Из Алматы меня направили в Москву. Там в миастеническом центре мне сделали укол с прозерином, который подтвердил заболевание — миастению gravis.

О лечении

Миастения gravis — малоизученное неизлечимое заболевание. Тем не менее в Московском миастеническом центре я узнала, что состояние можно контролировать и даже улучшить. Мне прописали таблетки, которые позволяют организму правильно настраивать контакты между нервами и мышцами. Получаю их бесплатно по рецепту в поликлинике. Строгой схемы, как их принимать нет (нужно слушать тело), но, главное, выдерживать интервал в пять часов.

Еще одним моим помощником стали гормональные таблетки. Механизм их действия достаточно широк и сложен, но они лечат изнутри и не дают организму разрушить иммунитет. Эти таблетки я приобретаю за свой счет в центральной аптеке. Помимо этого, для поддержания стабильного состояния мне необходимо употреблять много калия. А еще в 2015 году мне сделали операцию по удалению вилочковой железы. Вилочковая железа следит за ростом клеток иммунной системы. По предположениям некоторых врачей и ученых, именно ее неправильная работа провоцирует миастению. Спустя год мое состояние улучшилось, но принимать таблетки и выполнять рекомендации нужно всю жизнь.


Спустя год мое состояние улучшилось, но принимать таблетки и выполнять рекомендации нужно всю жизнь


О рекомендациях

При миастении нельзя перегреваться на солнце, загорать; лучше не посещать сауны и бани. Противопоказаны чрезмерные физические нагрузки и упражнения. Также у меня есть список препаратов, на которых налагается полный или частичный запрет.

Больным с миастенией нужно избегать стрессов, эмоциональных потрясений, простуд. По питанию ограничений нет, но врачи рекомендуют включить в рацион большое количество печеного картофеля, изюма, бананов и кураги. Нужно вести здоровый образ жизни: без алкоголя, табака и, само собой, наркотиков.

О ремиссии и кризах

От миастении нельзя полностью вылечиться, но есть период, который каждый больной ждет с замиранием сердца, — ремиссия. Неопределенный промежуток времени, когда снова можешь почувствовать себя здоровым человеком. Многие больные приходят к этому сразу, а некоторые не могут добиться и за всю жизнь. К сожалению, нет какого-то универсального секрета. Однако если выполнять все рекомендации врачей, не заниматься самолечением, то можно добиться хороших результатов. Пока к устойчивой ремиссии я не пришла. Периодически превращаюсь то в принцессу, то в тыкву. Но вот уже несколько лет состояний а-ля принцесса в моей жизни намного больше.


Периодически превращаюсь то в принцессу, то в тыкву


Противоположность ремиссии — миастенический криз. Состояние, когда больной висит на волоске между жизнью и смертью. Тогда  госпитализируют и начинают неотложные медицинские процедуры. Если инъекции стандартных для миастении препаратов не помогают, то делают искусственную вентиляцию легких. Также используют введение человеческого иммуноглобулина и плазмаферез (очищение крови) — для подавления иммунных процессов в организме. Миастенический криз — результат не только игнорирования прописанного лечения, но и неквалифицированных специалистов или особого течения заболевания. В моей жизни таких происшествий, к счастью, не случалось.

Об инвалидности

Миастения входит в реестр заболеваний, при которых врачебная комиссия назначает полную или частичную инвалидность. С 16 лет я значусь под категорией «инвалид с детства». Каждый месяц государство выплачивает мне пособие в 44 000 тенге. По закону имею право на бесплатный проезд в общественном транспорте, свободный вход в государственные учреждения по организации досуга (зоопарк, музеи, каток.), а также скидки на некоторые медицинские процедуры. А может, что-то еще, о чем я пока не знаю. Инвалидность я не скрываю и считаю, что стыдиться этого не нужно. Никто же не прячет два глаза или нос. Инвалидность — это всего лишь социальное явление, параметр в медицинской карточке.


Инвалидность я не скрываю и считаю, что стыдиться этого не нужно. Никто же не прячет два глаза или нос


О реакции

Моя болезнь подразумевает самые разные периоды: от чахнущего лежачего растения и до здорового человека. Когда меня под руки носили по медицинским кабинетам родители, люди жалели, предлагали помощь, а некоторые брезгливо отворачивались. Самая противоречивая ситуация возникает в общественном транспорте: тяжело объяснить, что воспитали меня хорошо, просто иногда стоять я физически не в силах. В университете преподаватели и одногруппники о моей особенности знают. Надо мной никто не издевается, при необходимости приходят на помощь. Если я чувствую усталость, то всегда могу выйти перекусить и немного отдохнуть, а потом вернуться в аудиторию. Занятия пропускаю редко: пью витамины, чтобы не болеть. Я староста группы, пропускать просто не положено.

С личной жизнью проблем нет. После постановки врачами верного диагноза многие ухажеры попросту сбежали. Возможно, испугались ответственности. А некоторые прямо говорили: «Не нужна мне больная девушка», «После этих таблеток ты стала уродом, на тебя никто больше не посмотрит». Спустя время встретила молодого человека, которому рассказала о заболевании. Я доверяю ему и знаю, что при необходимости он сможет оказать не только медицинскую, но и психологическую поддержку. Незнакомым людям о недуге рассказывать не боюсь и не устаю. Мне кажется, людей стоит просвещать, а не осуждать.

О жизни с миастенией

Сейчас видимые симптомы болезни проявляются редко, и выгляжу я вполне здоровой. Единственное, раньше была очень стройной девушкой с ярко выраженными скулами, а сейчас обладаю средним телосложением и небольшими щечками. Меня это не беспокоит. Первые несколько лет мне было тяжело свыкнуться с болезнью, и иногда она доставляла хлопоты. Ватные руки и ноги, непонятная речь, лицо без эмоций и постоянные напоминания о том, как я выглядела раньше. Многие домашние дела давались с титаническим трудом, даже жить не хотелось. Возникал вопрос: «Почему именно я?» Но сейчас лечение и позитивный настрой дали свои плоды.

С миастенией жить можно, причем ярко, весело и очень интересно. Я работаю журналистом и учусь по этой специальности на очном отделении, могу ходить в горы, плавать, танцевать. В прошлом году путешествовала с друзьями.

Но я всегда помню, что заболевание требует контроля и внимания. Я регулярно обследуюсь и могу ответить с точностью на вопрос о состоянии каждого органа в моем организме. За четыре года болезни я смогла договориться со своим телом и почти всегда знаю, что ему нужно.

Хочется, чтобы мир больше знал о таких редких болезнях. Когда я говорю людям, что со мной, они смотрят с недоверием и начинают побаиваться. Пока точных причин ее появления не существует, как и лекарства, которое полностью излечит. Но все равно с миастенией можно жить, рожать здоровых детей и быть нормальным человеком.