Несколько дней назад Виталия Угая, известного как исполнителя электронной музыки Electric Child, обвинили в плагиате. Пользовательница твиттера Диана Басарова заметила, что некоторые треки артиста подчистую скопированы с песен малоизвестных западных музыкантов. Также она обнаружила визуальное сходство с чужими работами в кадрах клипа Electric Child и обложке одного из его релизов.

Виталий обратился в редакцию The Village Казахстан, чтобы рассказать свою версию событий, поделиться информацией о плагиате и репутационных последствиях. Также мы поговорили с его гострайтером, автором одного из оригинальных треков и другими, кто так или иначе оказался замешан в этой ситуации.

Дисклеймер: Мнение героя может не совпадать с мнением редакции The Village Казахстан.

Материал дополняется.

Виталий Угай, он же Electric child:

О гострайтере

Помимо музыки я на протяжении трех лет работал управляющим в компании, организовывал фестиваль «Юность» и проект «Музкультура», выполнял заказы— времени на музыку было мало.

В 2017 году у меня было выступление в Томске на фестивале Street vision. Там познакомился с одним парнем, который предложил мне услуги гост-продакшна (запись композиции третьим лицом для артиста, который выпускает его под своим именем — Прим. ред.). Мы начали сотрудничать, записали около восьми песен. Если были коммерческие заказы, их было три, я выходил с ним на связь, писал технические задания, он выполнял. Иногда он предлагал свои песни, говорил, что может продать их.


Когда не был сильно занят бизнесом, то писал сам


Когда не был сильно занят бизнесом, то писал сам. Всего своих треков у меня около 30. Было стыдно за гострайтинг, но сейчас понимаю, что это ерунда. После клипа на песню French fries пошли обвинения — это полностью песня гострайтера. Когда мне стали писать по поводу плагиата песни postcard boy — red dress в инстаграме, я ничего не понимал.

На мои вопросы он ответил, что все в порядке, попросил не париться. Я заблокировал тех, кто писал про плагиат, чтобы не допустить ложных слухов. Проверить песни на авторство я не мог — это очень сложно, но причин не доверять ему не было— он показал свою студию, рассказал, как делает музыку. Доказательной базы плагиата, которая есть сейчас, тогда не было. Но проблема скандала в моем с ним контракте (Виталий показал договор редакции The Village Казахстан, а также копию паспорта его гострайтера, — Прим. ред.) — нельзя было ничего разглашать без уверенности в его виновности. Если бы я нарушил контракт, он сам мог подать на меня в суд. Поэтому когда люди ждали ответной информации, я ничего не мог дать.

Сначала вышел на своего адвоката, мы провели анализ — три нанятых музыканта пытались воссоздать украденные песни с нуля — ничего не вышло. Процесс занял пять-шесть дней, но в социальных сетях никто не хочет ждать. Теперь, убедившись в том, что меня обманули, я могу говорить. Я отписал гострайтеру, что мы подаем на него в суд. Он неоднократно нарушил договор, не выполнял свои обязанности, украл чужие песни. В нашем договоре есть пункт о не нарушении авторских прав третьих лиц.

У него сейчас очень плохая ситуация. Во-первых, я подаю на него в суд — исковая сумма около 1 миллиона 200 тысяч рублей (1 рубль — 6,07 тенге, — Прим. ред.), а у него семья. Во-вторых, пострадает репутация — у него много заказчиков, в Казахстане в том числе. Но моя репутация тоже пострадала, поэтому я пойду до конца.

Он воровал у малоизвестных исполнителей из Европы и Штатов. Я уверен, что с их стороны ему ничего не будет, это молодые ребята без финансовой и какой-либо другой возможности что-то сделать. Им был нанесен определенный ущерб, но он незначительный. После того как это дело будет закрыто и выиграно, часть денег отдам им. Мы также будем настаивать на видео-извинениях со стороны гострайтера.

О плагиате


Посты, где я утверждал, что написал песню за пару часов, были манипуляцией аудиторией и подогревом интереса к моей персоне


По законодательству, та песня, за которую я заплатил — моя. Посты, где я утверждал, что написал песню за пару часов, были манипуляцией аудиторией и подогревом интереса к моей персоне. Но сейчас это волнует меня меньше всего.

По поводу визуала — полная ерунда. Нашли перекрестные кадры с двумя девушками. Я думаю, есть миллион клипов с такими же кадрами. Я мог сказать: «Отвалите, клип снял мой кент, все претензии к нему». Но я так делать не буду, мы делали клип вместе. Какие-то идеи его. Человек снимал, а мое участие ограничилось идеей.

ОБНОВЛЕНИЕ от 17:43, 17.09.2019. В двух разоблаченных песнях звучит не мой вокал. Также есть песни, где музыку я писал совместно с гострайтером, но вокал мой. В следующем месяце я лечу в Томск, чтобы подать на него иск. 

О Диане Басаровой

Мне интересно, что будет делать Диана. Уверен, что она не признает своей ошибки. Когда все произошло, я ей написал и попросил о встрече. Люди писали ей, что я очень влиятельный, у меня связи в каждом медиа, много денег, что я что-то с ней сделаю, но это не так. Я был готов встретиться хоть под камерами, дать ей всю информацию. Нельзя было обсуждать это в соцсетях или личке, потому что она бы сразу это запостила. Гострайтер бы узнал о нарушении договора, кинул меня в черный список, как бы я его искал?

В своих постах она делала не предположения, а выводы, выдавала свои высказывания за факт. Это подсудное дело, статья за клевету. Я объяснял, что она нанесла сильный удар по всему, что я делал долгое время. И после всех своих постов она написала, что это не травля. Не знаю, как быть в этой ситуации. Может быть, этой девочке нужно было внимание. Она получила хайп и охват. Если бы она хотела справедливости, то в первую очередь встретилась со мной.

Есть желание надавить на нее подсудным делом. Но я не знаю, какая у нее жизненная ситуация. Понимаю, что мне же потом это может выйти боком, прежде всего как человеку, так что, можно закрыть на это глаза.

О репутации

Я не мог заявить ни о чем в соцсетях. Люди были необъективны, переходили на личности, трогали мою семью. Это сильно ударило по мне, пришлось закрыть соцсети и комментарии. Я не мог дать ответа, которого люди ждали, был в проигрышной позиции. Можно было написать тому же Молданазару, Вове Золотухину, друзьям вайнерам, попросить помощи, но это тоже была бы проигрышная позиция.

Есть люди, которые даже узнав правду, останутся при своем мнении. Я увидел, с кем общаться не стоит. У людей есть скрытая зависть к моей персоне, поэтому для них было бы счастьем взять и потопить меня. Многие, кто хейтил, когда-то просили билеты на «Юность» или прыгали перед сценой на моих концертах. Но я также понял, кто всегда будет со мной. Меня поддержали люди, с которыми я работал, бывшие одноклассники, которых не видел много лет, артисты, с которыми я даже не так близок. Теперь я буду ценить всех этих людей гораздо больше. И приду, если они попросят помощи.

Мы связались с гострайтером, чей контакт редакции предоставил Electric Child. Он пожелал остаться анонимным, отказался отвечать на наши вопросы и написал следующее:

Говорю вам то же, что и Виталию. Я готов отдать все деньги, которые он мне скинул за песни. Прошу его не подавать на меня в суд и не раскрывать мою личность. Иначе у меня будут очень серьезные проблемы. Хочу, чтобы все решилось мирным путем. Больше мне нечего сказать. Я виноват в любом случае. Оправдываться нет смысла.

ОБНОВЛЕНИЕ от 19:43, 16.09.2019. Waller, соавтор композиции Windswept, которую Electric child исполнял на TedX Almaty:

Initially I was very angry, I didn’t understand how someone could do so many gigs and have so many followers and not be found out. Now I am very grateful for the Kazakh people who gave so much support to me and Jameson. It is also a strangely good feeling, because it means my music is good enough to steal. I hope that people try and listen to my music, especially if they used to listen to Electric Child.

Поначалу я был очень зол. Не понимал, как кто-то мог организовать так много концертов, иметь так много подписчиков и не быть пойманным на плагиате так долго. Теперь я очень благодарен казахстанцам, которые оказали мне и Джеймсону (соавтор оригинального трека — Прим. ред.) огромную поддержку. У этой истории есть и положительная сторона, потому что это значит, что моя музыка достаточно хороша, чтобы ее красть. Я надеюсь, что люди попробуют послушать мою музыку, особенно если раньше они слушали Electric Child.

Мы также связались с Ларисой Пак, куратором TedX в Казахстане. Electric child выступал на TedX Almaty с песней, которая оказалась плагиатом.

Я видела переписку в твиттере, и нас, конечно, она беспокоит. Когда мы приглашаем людей для выступлений, то они подписывают соглашение о том, что дают право на распространение своих материалов и идей в свободном доступе по лицензии Creative Commons. В данном случае, нам необходимо убедиться, что права на песню зарегистрированы у другого артиста. Мы изучаем этот вопрос. Если это подтвердится, то мы будем вынуждены снять выступление Electric Child с канала.

The Village Казахстан пытались связаться с Дианой Басаровой. Она отказалась от комментариев и интервью. Девушка отметила, что если дело дойдет до суда, то она будет готова к диалогу.


ОБНОВЛЕНИЕ от 23:41, 16.09.2019. Диана Басарова выслала комментарий: 

Ознакомившись со статьей Виталия Угая для Village, я бы хотела дать свой ответ.

Виталий Угай все время обвиняет меня в «клевете», если опираться на Статью 129. Клевета «Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 N 167-I» можно заметить, что:

«…распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию»

— в моих словах не наблюдалось.

Даже могу сказать больше — я помогла Виталию, раскрыть то, что с его слов:

«Он (гострайтер) неоднократно нарушил договор, не выполнял свои обязанности, украл чужие песни. В нашем договоре есть пункт о не нарушении авторских прав третьих лиц.»

— За его спиной гострайтер присваивал чужие песни. Так что я считаю, что Виталий должен быть мне благодарен. За то, что вовремя обнаружил, что творится за его спиной.

«Он (гострайтер) воровал у малоизвестных исполнителей из Европы и Штатов.»

— исходя из этого, мне не ясна позиция Виталия, причем здесь «Диана Басарова»? Выходит, что кто воровал — виновны, вроде как.., а в суд иду Я.

Получается, что все уже знали обо всем и тем не менее, в суд идет человек, который «Разоблачил», а не «Оклеветал». Если Виталий признается, что его обманули, то мне непонятна его позиция в отношении меня, то есть вместо «спасибо», я получаю послание другого содержания.

Для ознакомления, «Клевета» (Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 N 167-I Статью 129. Клевета) и «Разоблачение» (Статью 198. Нарушение авторских и (или) смежных прав «Уголовный Кодекс Республики Казахстан» от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК РК.) — это совершенно разные вещи. Разоблачение приветствовалось всегда.

«Посты, где я утверждал, что написал песню за пару часов, были манипуляцией аудиторией и подогревом интереса к моей персоне»

— это слишком, по отношению к Вашим фанатам.

«Мне интересно, что будет делать Диана. Уверен, что она не признает своей ошибки.»

— Я не признаю своей ошибки, так как не вижу, где я допустила ошибку.

«Если бы она хотела справедливости, то в первую очередь встретилась со мной.»

«Люди писали ей, что я очень влиятельный, у меня связи в каждом медиа, много денег, что я что-то с ней сделаю, но это не так. Я был готов встретиться хоть под камерами, дать ей всю информацию.»

Встречное предложение — собраться «под камерами» в студии со стороны Виталия Угая — его фанатами, а со стороны Дианы Басаровой будут люди, которые хотят справедливого разрешения этого вопроса.

Я понимаю, что Виталию нужно восстановить свою репутацию, и я считаю, что только таким путем, мы сможем чего-то достичь.

С уважением, Диана Басарова.