Полтора года назад мы опубликовали материал о том, что в Астане массово продают больных котят. Тогда в редакцию поступило множество жалоб — и мы решили разобраться в ситуации. Нам рассказали, что некие заводчики вот уже много лет продают в столице и других городах Казахстана животных, больных кошачьей чумкой. Об этих заводчиках знают в ветеринарных клиниках, а общее количество пострадавших составляет, по их собственным оценкам, около двух тысяч человек. 

Мы решили вернуться к этой истории, связаться с нашими героями, и проверить, что изменилось за полтора года. Выяснилось, что они проиграли суд и были вынуждены заплатить заводчикам за расходы на адвоката.

 

 

Что говорили пострадавшие

Одна из героинь, Неля, рассказывала, что купила котенка через OLX, получила его от курьера, а на следующий день обнаружила у него серьезные проблемы со здоровьем. Заводчица проигнорировала вопросы, а в ветеринарной клинике сообщили, что котенок болен панлейкопенией, также известной как кошачья чумка. В клинике Неля встретила еще одну девушку с больным чумкой котенком: она купила его у тех же самых продавцов. 

Другая героиня, по имени Наталья, хотела забрать купленное животное лично — но заводчица сообщила ей, что доставляет их только при помощи курьеров. Привезенный котенок оказался вялым, очень плохо ел, а на следующий день у него начался кровавый понос и он полностью отказался от еды и воды. Заводчица к тому времени, по словам Натальи, перестала отвечать на сообщения. 

Из двух героинь нашего материала только Неле удалось спасти своего котенка. Она решила привлечь внимание к ситуации: записала видео в TikTok и Instagram. После этого ей написали десятки людей, столкнувшихся с такой же проблемой. Они решили объединиться и подать коллективный иск в суд. 

По оценке пострадавших, за десять лет с этими заводчиками столкнулись около двух тысяч человек. Продавцы предоставляют документы о вакцинации животных — пострадавшие считают их подделкой — принимают оплату через перевод, могут угрожать в ответ на звонки, а на личный приезд зачастую реагируют агрессивно. Мы тогда пытались получить у них комментарий касательно ситуации, однако они проигнорировали наши звонки и сообщения. 

Как до, так и после нашего материала другие СМИ также выпускали свои расследования. Последнее из них вышло на «Седьмом канале» в октябре 2025 года.

 

 

 

 

Что изменилось за год

Героиня нашего материала, Неля, вместе с другими пострадавшими пыталась добиться судебного разбирательства. Полиция долго не регистрировала дело, однако на момент выпуска статьи силовики все же начали досудебное расследование. Мы связались с Нелей и узнали, чем все закончилось. 

«Мы обращались еще в несколько СМИ. По телеканалам освещали ситуацию, и за счет огласки завели дело. Первый суд мы проиграли, но подали апелляцию. Затем проиграли второй суд. 30 сентября судья объявила, что решение остается без изменений, и мы, пострадавшие, должны выплатить семье [заводчицы] компенсацию адвокатов — по десять тысяч с каждого. Истцов было 18», — рассказала девушка.

После второго проигранного суда группа начала распадаться.

«Я очень разозлилась, поняла, что справедливости не добиться, и вышла из группы после оплаты компенсации. Было потрачено много сил и усердия — все впустую. А люди до сих пор страдают: иногда пишут, находят нас, рассказывают, что купили больного котенка», — добавляет Неля.

По ее словам, продажи не прекратились, несмотря на массовые жалобы. Котята появляются на тех же площадках, а схема осталась прежней.

 

 

Что говорит полиция

Мы направили официальный запрос в ДП Астаны. В отделе дознания Управления полиции района Есиль города Астаны сообщили, что уголовное дело в отношении заводчицы действительно расследовалось. 

«По данному факту было зарегистрировано уголовное дело №257115031000139 от 17.01.2025 года. По результатам рассмотрения материалов по делу было принято процессуальное решение, о чем заявители были уведомлены. Указанное процессуальное решение утверждено прокуратурой района Есиль города Астаны, обжалованию не подлежало и обжаловано не было», — говорится в ответе полиции.

Полицейские подчеркнули, что поскольку журналист не является стороной дела, предоставить более точные детали невозможно. Также они заявили, что с начала 2025 года в Астане за нарушение правил обращения с животными привлекли к ответственности 204 владельца, а по факту гибели или увечья животных зарегистрировали пять уголовных дел. 

При этом Алия Даутова, которая уже почти два года пытается остановить продажу больных котят, в феврале 2025 года дала интервью «Настоящему времени».

«Во всех РОВД дознаватели мне прямым текстом говорят "Вы можете сюда больше не приходить, котами мы заниматься не хотим. Какая проблема? У вас умер кот — возьмите нового!"», — пересказывала Алия реакцию правоохранителей.

Также журналисты издания получили комментарий от заводчицы — она начала им угрожать полицией: «Я не собираюсь ни с кем разговаривать, во-первых. Во-вторых, я сейчас полицию вызову, вас заберут отсюда. Не дай бог, я где-то появлюсь: мои юристы вас с говном сожрут! До свидания!»

 

 

Люди продолжают получать больных котят

Неля рассказывает, что ей продолжают писать люди, сталкивающиеся с той же проблемой: «Мне вчера девушка написала, мы с ней еще в самом начале встретились в одной ветеринарной клинике. Она сказала, что ее подруга купила котенка у этой же заводчицы. Котенок был слабый, его отвезли к ветеринару, и там выяснилось, что нет гарантий, что его можно вылечить. Его, к сожалению, усыпили». 

Также в редакцию недавно поступила еще одна похожая история. Супружеская пара из Павлодара увидела объявление на сайте: заводчица из Астаны продавала котят. Им прислали милые фотографии и видео, а также заверили, что малыш здоров и уже привит. Котенку было полтора месяца.  

«В первый день она была игривой и активной. А на следующий — будто подменили. Пряталась, спала, не ела. Началась рвота и понос», — рассказывает Полина (имя изменено по просьбе героини — прим.ред).

По словам пострадавшей, паспорт, который отправил заводчик, выглядел странно: в нем значились две прививки, но не было ни одной печати. Однако при получении котенка эмоции перекрыли тревогу. А когда Полина написала заводчице насчет проблем со здоровьем котенка, та лишь посоветовала дать ему смекту. Девушка не стала этого делать, вместо этого отправившись в ветеринарную клинику.  

Ветеринар поставил диагноз — все та же панлейкопения. Болезнь началась примерно за неделю до того, как котенка отправили в Павлодар. А врач сразу спросил у супругов, не из Астаны ли они получили своего котенка. 

Как можно понять из публикаций других СМИ, истории о покупке больных котят продолжают появляться. И, вероятно, продолжат появляться и в 2026 году. 

 

   

Обложка: Francesco Asmaryan / Unsplash