История строительства горнолыжного курорта на территории урочища Кок-Жайляу началась в 2002 году, когда компания Bonita Group представила проект курорта «Заилийский Алатау» Нурсултану Назарбаеву, но из-за отсутствия инвестора проект заморозили.

В 2011 году акимат Алматы во главе с Ахметжаном Есимовым и министерство индустрии и новых технологий РК приняли решение о строительстве горнолыжного комплекса мирового класса на территории Кок-Жайляу. Из бюджета города были выделены средства на разработку технико-экономического обоснования строительства курорта. Алматинцы выразили протест против строительства: это грозит разрушением экологии и передачи земель в частное пользование.

За 16 лет строительство курорта останавливалось из-за протеста общественности или в связи с нехваткой бюджета, власти неоднократно вносили поправки в закон, которые давали полномочия по переводу особо охраняемых земель в земли других категорий. В 2017 строительство курорта возобновили, в 2018 инициативная группа «Сохраним Кок-Жайляу» создала петицию «Требуем сохранить Кок-Жайляу».

Мы составили хронологию и инфографику строительства горнолыжного курорта на Кок-Жайляу, собрали мнения общественных деятелей, выступающих за и против, и попытались разобраться, останется ли урочище национальным парком или превратится в международный курорт по задумке властей.

Текст

томирис кадырбек

Иллюстрации

Катерина Комякова

Что такое Кок-Жайляу?

Кок-жайляу — урочище на территории Иле-Алатауского национального природного парка, расположенное в 10 километрах от Алматы. Благодаря своему расположению урочище считается одним из самых доступных и любимых мест для отдыха алматинцев. Общая площадь урочища составляет 42 тысячи гектаров. Территорию Кок-Жайляу населяют растения и животные, занесенные в Красную книгу Казахстана:

Животные Иле-Алатауского национального парка, занесенные в Красную книгу Казахстана — снежный барс, тяньшанский бурый медведь, манул, среднеазиатская речная выдра, туркестанская рысь, индийский дикобраз, среди птиц — черный аист, сапсан, кумай, серпоклюв;

Растения Иле-Алатауского национального парка, занесенные в Красную книгу Казахстана — яблоня Сиверса, ель Шренка, гибридные популяции тюльпанов Островского и Зинаиды, шафран Алатавский.

Что сделали с Кок-Жайляу?

Группа компаний Bonita Group презентовала проект курорта «Заилийский Алатау» Нурсултану Назарбаеву. Согласно проекту, в зону курорта должны были войти населенный пункт Бутаковка, долина реки Катырбулак, плато Ак-Каин и урочище Кок-Жайляу. Стоимость курорта оценивалась в полтора миллиарда долларов, инвестора найти не смогли, в связи с чем проект был заморожен. Кроме того, строительство курорта нарушило бы Закон 1997 года «Об особо охраняемых природных территориях», в соответствии с которым запрещались:

— «размещение и строительство объектов и сооружений, не связанных с целями и функционированием особо охраняемых природных территорий;

— работы, могущие повлечь изменения естественного облика охраняемых ландшафтов или нарушения устойчивости экологических систем». Проект закрылся на несколько лет.

Нурсултан Назарбаев подписал новый закон «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому правительство получило право на перевод земель особо охраняемых природных территорий в земли других категорий.

Аким Алматы Имангали Тасмагамбетов издал распоряжение № 106-р «О создании рабочей группы для выработки предложений по строительству курортно-горнолыжной базы "Кок-жайляу" и постановление № 4/692 «Об отдельных вопросах организации строительства автомобильной дороги к горно-туристическому комплексу "Кок-Жайляу"».

Началось строительство дороги в урочище Кок-Жайляу, против которого выступила общественность. Из-за минимальной информации о строительстве дороги экологическое общество «Зеленое спасение» обратилось в суд. Активисты выяснили, что дорогу строили без каких-либо согласований и экспертиз. Благодаря вмешательству общественности Акимат остановил строительство дороги.

Президент РК принял Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам особо охраняемых природных территорий (ООПТ)», в соответствии с которым правительство могло перевести земли особо охраняемых территорий в земли других категорий в исключительных случаях.

Новый закон дает право нецелевого использования земель ООПТ и других противоправных действий. Закон не регламентирует порядок выноса посторонних землепользователей за пределы ООПТ. Экологическое общество «Зеленое спасение» отправило открытое письмо против поправок, но в этот раз сенат парламента мнение общественности не учел.

На расширенном заседании правительства Нурсултан Назарбаев дал поручение Министерству туризма и спорта построить в стране горнолыжные курорты. Акимат Алматы определил урочище Кок-Жайляу приоритетным местом и создал ТОО «Кок-Жайляу» и Управление туризма Алматы при акимате.

Началась кампания «Защитим Кок-Жайляу», в которой приняли участие общественные деятели, эксперты, в том числе из других стран. В апреле 2012 года президент и вице-президент Немецкого союза охраны природы Михаель Зукков и Томас Теннхардт обратились к Нурсултану Назарбаеву с просьбой отказаться от строительства горнолыжного курорта на территории национального парка. Администрация президента не ответила на письмо. За три года активисты выступали на пресс-конференциях в защиту национального парка: TEDxAlmaty, SocialCamp Astana-2013, «Сохранение биоразнообразия в трансграничном регионе Северного Тянь-Шаня». Кампания также организовала альпинистские восхождения, фотоконкурсы, фотовыставки, конкурсы рисунков и рассказов.

Государственная экологическая экспертиза Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы одобрила проект, началось строительство электрической подстанции.

Премьер-министр РК Карим Масимов перевел 1 002 гектара земли Иле-Алатауского национального парка в земли для строительства курорта.

Строительство приостановлено в связи с оптимизацией бюджета города. К концу 2015 года на проект акимат Алматы было потратил восемь миллиардов тенге.

Градостроительный совет под предводительством Бауыржана Байбека принял запрет на все виды строительства в предгорной и горной зоне.

Акимат восстановил работы в урочище: продолжается строительство электроподстанции, начато строительство канализационного коллектора. Аким Алматы Бауыржан Байбек заявил, что за два года акимат оптимизировал проект: в девять раз сокращена площадь застройки, в два раза — протяженность лыжных трасс.

Инициативная группа  «Сохраним Кок-Жайляу» создала петицию «Требуем сохранить Кок-Жайляу». Всего собрано 28 960 подписей.

Прошли общественные слушания, в результате которых глава Almaty Mountain Resorts Наиль Нуров сообщил, что курорт в урочище будет построен в любом случае, потому что плато Кок-Жайляу уже осваивается. В этом заявлении Наиль Нуров противоречит акиму города Бауыржану Байбеку, который совсем недавно говорил, что, если общественность будет против, то строительство отменят. Сам аким ни на одних слушаниях не присутствовал.

Российский ученый Александр Хорошев на обсуждении строительства Кок-Жайляу сказал, что искусственное озеро ГК «Кокжайлау» и сам курорт расположатся на тектоническом разломе в 9-балльной сейсмической зоне и что последствия этой стройки непредсказуемы для города и его жителей. Однако Наиль Нуров заверил, что искусственное озеро не причинит вреда Алматы и поставил под сомнение вопрос существования тектонического разлома.

Кок-Жайляу в цифрах

31 000

человек подписали петицию

7 731 796 000

тенге потрачено за период с 2012 по 2015 на технико-экономическое обоснование (ТЭО) и проектно-cметную документацию (ПСД), а также на строительство электрической подстанции

4 425  336 000

тенге — сумма, потраченная в период с 2017 по 2018 год (с учетом дополнительно выделенных 195 миллионов 664 тысяч тенге на оптимизированное технико-экономическое обоснование);

12 157 132 000

тенгеобщая сумма за период с 2012 по 2018 год;

40 000

количество человек, которые ежегодно посещают Кок-Жайляу;

100 000

человек подписали петицию за строительство. Петицию создал участник общественного фонда «Лига волонтеров» Аблай Кондыбаев. В социальных сетях появилась информация о том, что подписи за строительство собирали со студентов и преподавателей в принудительном порядке;

В 200 000 000

долларов оценивается дальнейшее строительство курорта

В 17 раз

сократили количество деревьев, попадающих под вырубку: 1 280 вместо 22 тысяч

В 10 раз

уменьшена площадь ГЛК: теперь под строительство выделено шесть гектаров. Протяженность лыжных трасс сократилась с 64 до 24 километров.

На 232 миллиона долларов можно:

Построить две полностью оборудованные больницы

2 миллиона 320 тысяч раз выплатить пособия по детской инвалидности

Купить 7 тысяч однокомнатных квартир в Алматы

Оплатить обучение 11 047 студентов в Назарбаев университете за один год

Отметить 16 570 пышных свадеб

А на что бы вы их потратили?

Что говорят о Кок-Жайляу?

Досым Сатпаев

политолог

«В 2013 году было ровно 50 лет как погибло озеро Иссык из-за схода селевого потока. Точное количество жертв до сих пор неизвестно. Но большинство из них были туристы, так как вокруг этого озера также была создана вся инфраструктура для отдыха после принятия в 1958 году постановления Совета министров Казахской ССР «Об обеспечении культурного отдыха трудящихся на озере Иссык». Там также построили дорогу, автовокзал, гостиницу, ресторан и т.п. Но все это смело за считанные часы стихийного бедствия. Интересно то, что спустя 50 с лишним лет, опять звучат тревожные сообщения о рисках для Алматы связанных с моренными озерами. Все это указывает на одну простую мысль. Прежде чем думать о том, как должны развлекаться люди в горах, надо сначала сделать все, чтобы город, в котором они живут, не превратился в руины лишь только потому, что деньги на курорты нашлись, а на сейсмоусиление мегаполиса или на более эффективный мониторинг селевой угрозы выделяются по остаточному принципу».


«Я в этом городе родился, женился, родил ребенка, здесь вся моя семья, и я за его развитие. Поэтому я выступаю за строительство "Кок-Жайляу". К нам туристы начнут приезжать, у людей появится работа. Вот все на Шымбулак показывают: мол, есть где отдыхать. Но там уже все занято, и нам нужны новые места отдыха».


«Кок-Жайляу для меня ― дело принципа. Со мной, как с гражданином этого города даже никто не пытался договориться. Сами решили, сами построили.

Когда армия входит в завоеванные территории, первым делом рушат храмы. А Кок жайляу ― храм, если не Казахстана, то Алматы точно».


«Все факты свидетельствуют о необходимости расширения инфраструктуры горного туризма, в частности, строительства курорта "Кок-Жайляу". Строительство этого курорта вошло в государственную программу развития туризма, мы эту работу ведем, и нет никаких сомнений, что мы его построим. На Шымбулак езжайте. Что, там экологию кто-то портит что ли? Чем отдыхающий может испортить экологию Шымбулака? Некоторые хотят политизировать этот вопрос. Некоторые финансируются "из-за бугра". Ничего этого не произойдет».

Ахметжан Есимов

Бывший аким Алматы


Аружан Саин

общественный деятель

«Помимо причин, указанных в петиции, мы хотим, чтобы 85 миллиардов тенге наших налогов направили на решение важных социальных проблем Алматы: строительство новых детских и взрослых инфекционных больниц, возрождение детской нейрохирургии, реабилитационного центра раннего вмешательства, и развитие реабилитации вообще, лабораторно-исследовательских объектов, отделений и клиник для детей с орфанными заболеваниями, подготовки кадров и оснащения многих других объектов здравоохранения. А они изношены более чем на 50 %, как заявлял министр здравоохранения РК. Нашим врачам нужно создать условия и помогать работать. Более того, уверена, что при грамотном менеджменте, медицинский туризм может стать гораздо более доходной частью бюджета нашего города, чем лыжный курорт, и я знаю примеры таких проектов!

Также можно направить средства на строительство школ, создание инфраструктуры спорта и культуры для развития детей и молодежи в шаговой доступности, и возможностей для наших детей заниматься, расти достойными гражданами независимо от финансовых возможностей родителей. Это важнейшая работа и главная задача страны ― воспитание качественного человеческого капитала, которые завтра, когда мы решим большую часть наших острых проблем, если сочтут нужным ― построят любой курорт, привлекут любые инвестиции! На создание безопасных условий в городе ― проведут профилактику и борьбу с преступностью. Хотя бы в таких вопросах, как строительство этого курорта, который в процессе такого давления и лобби, сомнительных слушаний, без предоставления обществу важнейших документов о проекте, сметы, технико-экономического обоснования дискредитировал себя и крайне негативно влияет на репутацию администрации города.

Деньги, которые в этом проекте, ― неокупаемы, невозвратны!

И не время для таких бездумных трат, когда кризис и страна выделяет бюджетные средства на помощь отечественным банкам!»


«Заявления о том, что будет нарушена флора и фауна – не аргумент. Исходя из этой логики надо закрыть все курорты. Не только в Казахстане, в Алматы, но и во всем мире. В Кыргызстане, Узбекистане, Грузии, Сочи, Европе. Такая позиция ― ничего не делать ― неправильна. Если бы такая позиция была в 60-70 годах, у нас сегодня не было бы ни "Медеу", ни "Шымбулака". Мы хотим, чтобы наши дети катались, занимались спортом, а не сидели в подворотнях и кальянных? Тогда давайте делать им спортивные базы».

«Я вижу как изменился проект, но тут большое недоверие. Нельзя ли было от общественности включить людей, которым доверяют. Это должен быть горнолыжный курорт, а не деревня для богатых».

Мухтар Тайжан

общественный деятель


«Вчера было общественное слушание по проекту Кок-Жайляу. Все знают какой это был подставной позор, цирк продажных режиссеров, блогеров, актрисок, которые даже не были ни разу на Кок-Жайляу, но почему-то прям обеими руками за строительство горнолыжного курорта.

Проектировщики, ученые с охрипшими голосами кричат, что нельзя там ничего строить! Опасная сейсмическая зона! Тектонический разлом!

Они строят кладбище! Если что-то произойдет, то в нашем городе погибнут до 300 тысяч людей! 300 тысяч! Это люди! Кто за это ответственность возьмет?

Во-вторых, что, некуда 200 миллионов долларов девать? Хватит рассказывать по туризм, рабочие места! Ребята, ЭКСПО вспомните? Что, сильно что-то поменялось?

Алматы задыхается от грязного воздуха, нам каждое деревце дорого! Вырубить 20 гектаров деревьев это преступление, это геноцид, это лишение прав человека на жизнь. Ни одного разумного аргумента за стройку курорта. Ни одного. Их нет. Потому что этот проект бред сивой кобылы. Кок-Жайляу прекрасен такой какой он есть, главное он доступен всем! Он бесплатный! В этой стране невозможно позволить себе никакой отдых. Эксперты, умные люди говорят им, что там невозможно лыжный курорт построить! Там спуски не высокие! Не нужен такой курорт!

Вы понимаете что происходит??? Завтра они еще бред придумают за 204584 миллионов долларов и все как бараны должны будут молча просто наблюдать за воровством и беззаконием. Они уже все к рукам прибрали, теперь добрались до природы. Природа, которая нам дана богом, которая принадлежит всем! Это общее! Это наше! Это не должно быть частной собственностью!! Это национальный парк!

Это произвол, беззаконие и преступление против человечества! Весь этот цирк лизоблюдов и мошенников, которые даже в горах не было ни разу в жизни!!! А стоят и орут "Мы за! Мы за!" Дебилы!!! Это действительно национальная трагедия!»


«Вот я выступаю за. Я говорю только за себя. Лично. И я хочу сказать по поводу шумихи, поднятой вокруг строительства курорта, ― нет, ребята. Не в Кок-Жайляу тут дело. Не в птичках и снежных барсах. Не в деревьях и травинках. Не нужно подавать информацию в нужном свете. Не нужно вырывать из контекста. Кому нужна правда, тот не потащится в горы с бубнами. Риторика обкатана миллион раз. Однако дело в том, что шум так называемых активистов заглушает здравые голоса с обеих сторон. Их не слышно ― отдельных голосов. Стоит ор, и уже никто никого не слушает. Тема заболтана. Так оно часто в жизни бывает: кто-то пытается что-то создать. Сделать. Старается. Пыхтит. А кто-то стоит рядом и кричит: "Смотрите-смотрите, что он делает!"».

Ермек Турсунов

режиссер


Алишер Еликбаев

бизнесмен

«Я знаю, у вас особо нет позиции по строительству курорта в урочище Кок-Жайляу. Вы очень легкомысленны и не любите углубляться в суть вопроса. В таких ситуациях просто доверьтесь мне: не нужен там никакой курорт. Это они все для отмывания бабла придумали».

Что происходит с Кок-Жайляу сейчас?

В начале ноября Бауржан Байбек представил проект курорта Нурсултану Назарбаеву и Владимиру Путину на межрегиональном форуме в Петропавловске. По словам акима Алматы, строительство в урочище продолжится. Алматинцы выступают против строительства и продолжают подписывать петицию, которая не имеет юридической силы в Казахстане. Инициативная группа «Сохраним Кок–Жайляу» настаивает на полном отказе от строительства в урочище.

«Мы твердо убеждены, что строительство любого курорта в урочище Кок-Жайляу — это крайне недальновидное и опасное решение властей с правовой, экологической, социальной и экономической точек зрения. Мы настаивали, настаиваем и будем настаивать на "нулевом варианте", то есть полном отказе от строительства в урочище», — обещают активисты.


Фотографии:  обложка — campit, 1 — rus.azattyq, 2 — gorny-club, 3 — yvision, 4 — unikaz.asia, 5 — youtube, 6 — biolib, 7 — wikipedia, 8 — wikipedia, 9 — unikaz.asia, 10 — unikaz.asia, 11 — wikipedia, 12 — tutknow, 13 — Марат Гетманчук