С первого сентября 2023 года в Казахстане вводится обязательный учет домашних животных. Согласно нему, владельцы кошек и собак должны чипировать или надевать бирки на своих питомцев. В случае отказа нарушителей обещают штрафовать.

Изначально планировалось, что обходить дома своего участка и выявлять животных без регистрации будет надзорный орган. Однако позже Заместитель председателя Комитета лесного хозяйства и животного мира Минэкологии РК Андрей Ким заявил, что подобных рейдов не будет.

Несмотря на это, новость вызвала широкий общественный резонанс. Одни считают это нарушением прав как питомцев, так и их владельцев. Другие опасаются, что нововведения создадут новые коррупционные схемы.

Совместно с зоозащитниками из Zoo Info рассказываем, что такое чипирование и почему оно полезно не только для владельцев и питомцев, но и для других граждан.

Автор Султан Темирхан

 

Для чего нужно чипирование?

 

 

Чипирование нужно для того, чтобы вы могли идентифицировать своего питомца в случае его пропажи или перевозки. Эта международная практика существует более 20 лет и обязательна во многих странах.

Процесс чипирования происходит следующим образом: под кожу питомца вводится микрочип — капсула, состоящая из микросхемы и индуктивной катушки. Она сделана из специального материала, который не отторгается организмом, никак не мешает и не вредит животному.

По словам соосновательницы проекта Zoo Info и зооактивистки Сабины, чипирование потенциально может повысить ответственность граждан перед животными. В случае повсеместного внедрения, люди во избежание штрафов дважды подумают перед тем, как забирать хвостатого в дом. Сейчас же распространены истории, когда хозяева выкидывают кошек и собак, как только те им надоедают. Из-за этого животных на улицах становится больше.

«Сейчас мы находимся в замкнутом кругу, когда вне зависимости от спасения зверей их количество на улицах не уменьшается. Учет в этом случае поможет бороться с причинами, а не последствиями проблемы», — рассказывает зооактивистка.

В комментариях под публикациями о чипировании можно наткнуться на мнение, что подобные обязательства якобы провоцируют людей на избавление от животных. Это утверждение в корне неверно, так как безответственные хозяева выкидывали их и раньше. Обычно они бросают детенышей не стерилизованных зверей, которые живут в частном секторе: дачных массивах и селах.

На деле благодаря чипированию хозяевам будет сложнее избавиться от животного. Ведь если сотрудники отлова или неравнодушные люди отсканируют чип, они найдут бывшего владельца и тому придется заплатить штраф.

В долгосрочной перспективе чипирование приведет не только к учету и безопасности животных, но и к их уменьшению на улицах, а также стерилизации и вакцинации.

 

 

Как чип поможет найти питомца?

 

 

Самостоятельно найти питомца вы все же не сможете, так как в чипе отсутствует GPS-навигация. Но зато любой другой человек, который его обнаружит, сможет обратиться в ближайшую ветклинику. Там он с помощью сканирования узнает ваши ФИО и номер телефона.


«Например, сейчас распространены случаи, когда люди в объявлениях пишут, что нашли собаку или кошку, похожую на домашнюю. Если чипирование и учет станут обязательными, такие методы не понадобятся. Найти бывшего владельца получится благодаря сканированию», — рассказывает Сабина.

 

 

Зачем моему питомцу чип, если у него уже есть паспорт, клеймо или адресный ошейник?

 

 

В отличие от подкожного чипа, паспорт и адресный ошейник легко могут потеряться. Плюс чипирование считается более гуманным и безболезненным методом в сравнении с клеймом. В идеале лучше комбинировать чипирование, адресный ошейник и паспорт. Тогда шанс на благополучие питомца гораздо выше.

 

 

Где можно сделать чипирование?

 

 

Процедуру чипирования можно провести в любом ветцентре или клинике. Стоимость процедуры — от двух до десяти тысяч тенге, в зависимости от качества обслуживания и профессионализма врача.

Чип ни в коем случае не мешает собакам и кошкам. В развитых странах уже выросло не одно поколение питомцев, которые на протяжении всей жизни живут с чипом. Главное — провести процедуру у опытного ветеринара.

 

 

Как считывается информация с чипа?

 

 

«Микрочип содержит персональный код из 15 цифр», — объясняет Сабина.

 Первые три — код страны, в которой живет питомец;

 Следующие четыре — сведения о производителе чипа;

 Последние восемь — индивидуальный номер, который присвоили конкретному животному.

Код и вся информация о питомце (вид, кличка, данные о владельце, порода и так далее, — Прим. ред.) вносится в специальную базу данных.

Казахстанская база данных называется Tanba. На ней вы прямо сейчас можете посмотреть статистику чипированных животных. На момент написания материала процедуру прошло более 128 тысяч питомцев по всей стране.

 

 

Почему люди боятся чипировать животных?

 

 

Два самых популярных аргумента в пользу отказа от чипирования — это боязнь за здоровье питомца и недоверие к государству.

К сожалению, на наш взгляд, государство провело недостаточно профилактических бесед перед тем, как вводить повсеместный учет. И теперь вместо них этим должны заниматься представители СМИ и зоозащитники.

Владельцы боятся, что инициатива нарушает права их и питомцев. А также, что это станет полем для новых коррупционных схем. На деле, даже если предположения хотя бы отчасти правдивы, чипирование все еще полезно для вас, животных и окружающих.

В заключение мы спросили у зооактивистки, как владельцы кошек и собак в Казахстане могут контролировать учет и защитить своих питомцев. Она выделила следующие пункты:

 Отстаивать свои права на работающую базу по учету животных в Казахстане;

 Выступать за льготное чипирование с хорошим качеством чипов для людей пожилого возраста и малоимущих;

 Отслеживать работу по учету животных. Требовать наличие устройств, считывающих чип, у участковых и сотрудников отлова. А также просить обязательную проверку чипа при встрече животного на улице или в случае его отправления на базу отлова;

 Просвещать своих знакомых о пользе чипирования;

 Отвозить кошек и собак, похожих на домашних, в ветклиники для проверки чипа.

 

   

Обложка: Vitali Adutskevich / Pexels