За 30 лет реализации программа «Болашак» обучила за рубежом более 12 тысяч казахстанцев. Престижная стипендия была создана по примеру развитых стран вроде Великобритании, США и Сингапура. Цель программы — обучить одаренных студентов в лучших университетах мира и вернуть квалифицированные кадры на родину. Стипендиаты «Болашака» должны трудиться на благо будущего Казахстана и развивать человеческий капитал.

Редакция The Village решила разобраться, какие финансовые затраты несет государство по программе и насколько они оправданы. О том, нужно ли Казахстану и дальше вкладываться в элитарное образование, мы побеседовали с экспертом и бизнесменом Нуркеном Халыкбергеном.

Автор Альнура Жумадилова

Как и почему появилась программа

В 1993 году первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев учредил международную стипендию «Болашак». Ее цель заключалась в помощи талантливой молодежи страны получить качественное зарубежное образование. После завершения учебы стипендиаты обязаны возвращаться в Казахстан и трудиться на благо государства. Модель «Болашака» была позаимствована у аналогичной сингапурской государственной стипендии. Похожие образовательные программы существуют в России, США, Великобритании, Франции и Малайзии.

В 1994 году первую группу стипендиатов отправили из Казахстана на учебу в мировые университеты.

«Время показало, что мы приняли верное решение, когда учредили программу "Болашак" в самое трудное для страны время. Мы не могли платить пенсии старикам, учителям, врачам и даже армии платить зарплату. Несмотря на это, стали направлять молодежь в лучшие вузы мира. Государство платило за каждого в год от 30 до 50 тысяч долларов», — рассказывал о начале проекта «Болашак» экс-президент Нурсултан Назарбаев в 2019 году.

Какие были реформы

Обязательным условием получения стипендии является трудовая отработка по возвращении в Казахстан в течение трех-пяти лет. Однако в первые годы реализации «Болашака» механизма по возвращению выпускников на родину не существовало. Поэтому казахстанские власти столкнулись с так называемой утечкой мозгов.

Только в 2005 году была введена договорная база, которая закрепляла обязательство возвращаться на родину и отрабатывать стипендию. В дальнейшем была разработана процедура залога имущества с исключением для сельских жителей. Также был создан Центр международных программ для мониторинга студентов. По данным ведомства, всего 1 % выпускников (180 человек) нарушили обязательства и не выполнили отработку.

В 2011 году было принято решение о прекращении отправки студентов на обучение на бакалавриате. Теперь молодых казахстанцев отправляют за границу только на магистратуру и докторантуру.

А в 2022 году президент Касым-Жомарт Токаев объявил о реформе стипендии «Болашак». По его мнению, стране нужно приоритизировать технические направления в обучении для молодежи.

«Мы слишком много производим экономистов, юристов, менеджеров. Нам сейчас нужно поставить образование на технические рельсы. Программу "Болашак" мы переориентируем. Будем направлять наших молодых людей на учебу, в том числе и в Россию, а может быть, и в первую очередь в Россию, в известные технические вузы», – заявил Токаев.

В 2023 году список приоритетных специальностей пополнили 262 направления в инженерно-технической, медицинской, образовательной, креативной и социальной сферах. При этом большее количество стипендий выделено естественно-математическому блоку профессий.

О финансировании

Из госказны ежегодно утекает огромные суммы на обеспечение стипендиатов. По данным АО «Центр международных программ», на каждого болашаковца в среднем тратят 12 миллионов тенге в год.

Например, в Лондоне годовое обучение на магистратуре стоит 16,8 миллиона тенге, включая расходы на питание и проживание.

В США самыми дорогими городами для учебы являются Бостон, Кембридж, Медфорд, Нью-Йорк и Сан-Франциско. Обучение там обойдется в 18,4 миллиона тенге. В большинстве штатов Америки образование для стипендиатов будет стоить государству 16 миллионов тенге в год.

Среди азиатских направлений самое дорогое обучение в Токио — 14,3 миллиона тенге. Самым недорогим является образование в Индии, там оно обходится в 5,1 миллион.

Образование студентов в столице соседней России обходится казне в 9,2 миллиона тенге. В других российских регионах учеба по «Болашаку» стоит в среднем 7,6 миллиона.

«Болашак» не единственный крупный образовательный проект, который дорого обходится казахстанскому бюджету. Уже 15 лет из госказны выделяются миллиарды на обеспечение Назарбаевских интеллектуальных школ и Назарбаев университета. По данным Минфина РК, только в 2023 году в НИШ и НУ было инвестировано около 40-45 миллионов тенге.

Нуркен Халыкберген, бизнесмен и PR-специалист об инвестициях в «Болашак»

Представьте, сколько нам пришлось бы заплатить, чтобы привезти в страну иностранного специалиста с аналогичным образованием, которому еще потребуются время и силы, чтобы выучить язык и адаптироваться к местным условиям? Будет ли он приносить пользу нашей экономике? Поэтому отправка казахстанцев по программе «Болашак» — одна из лучших инвестиционных программ в человеческий капитал страны. Понятно, что есть нюансы: нужно тщательно отбирать программы обучения, которые должны оплачиваться государством, по каким специальностям мы должны отправлять детей на учебу. И насколько востребованы отечественным рынком специалисты, которые были подготовлены на средства этой программы в зарубежных вузах.

По сути, программа «Болашак» позволяет нам получить специалистов, подготовленных в вузах мирового уровня. В конце концов, во сколько обойдется Казахстану создать собственный Гарвард? Согласен, что нужно вкладываться в обе стороны: развивать и программу «Болашак», и казахстанские вузы. Однако их успешное развитие, на мой взгляд, зависит от предоставления им реальной полной академической свободы. В таком случае казахстанские вузы могут быть конкурентоспособными, привлекать практических специалистов для обучения студентов, которые будут востребованы рынком. А не просто давать дипломы, которые, как говорят сами выпускники, никому особо неинтересны. Например, в США деятельность высших учебных заведений не регулируется государством. Гарварду никто из государственных органов США не говорит, как ему развиваться и готовить студентов.

О выпускниках НИШ и НУ

Мне кажется, максимальное раздражение у граждан вызывает наименование учебных заведений, а не факт того, что выпускники едут за рубеж и часть остается там. Если оценивать ситуацию в краткосрочном периоде — да, это потери государственного бюджета на обучение специалиста. Но если расценивать в долгой перспективе, то этот процесс сулит стране больше выгод. Почему долгосрочное пребывание граждан за рубежом может быть выгодным для государства?

 Экономический вклад. Граждане, проживающие за рубежом, могут отправлять деньги на родину в виде переводов или инвестиций.

 Привлечение иностранных инвестиций. Казахстанцы, которые обладают знаниями и опытом и оставшиеся за рубежом, могут устанавливать деловые связи и способствовать развитию внешнеторговых отношений и инвестиционного климата.

 Знания и навыки. Студенты, получившие образование и опыт работы за границей, могут вернуться на родину с новыми знаниями, навыками и опытом. Это может способствовать модернизации и развитию различных отраслей науки, технологий и инноваций.

 Диаспора и культурное влияние. Формирование диаспоры, играющей важную роль в сохранении культурного наследия и распространении страны-происхождения в мире. Диаспоры могут быть ценным ресурсом для продвижения интересов страны и привлечения внимания к ее культуре, туризму и инвестиционным возможностям.

Как подтверждение вышесказанному — история китайской программы внешнего переселения. Граждане КНР выезжают за рубеж, учатся, работают за рубежом и через какое-то время возвращаются на родину со знаниями, технологиями, возможностями и связями. Все, что они увидят за рубежом, все, чему они научатся, они привезут обратно на родину. Почему мы должны отказываться от этого пути?

Попытка удержания граждан исключительно внутри страны — тупиковая ветвь развития

В конце концов, у человека, который поработал за рубежом, кругозор и знания шире, чем у того, кто не выезжал из страны. Попытка удержания граждан исключительно внутри страны — тупиковая ветвь развития. Посмотрите на опыт России: к чему приводит культурная, экономическая и политическая изоляция. Побуждать граждан обучаться за рубежом, работать, а потом уже предлагать с накопленными знаниями и перспективными идеями возвращаться на родину и вкладывать в экономику — это один из оптимальных путей развития.

Как снизить отток специалистов

Я уверен, если страна будет сейчас вкладываться в систему образования, то из сложившейся экономической ямы наша нация выберется гораздо быстрее

Основная причина иммиграции граждан за рубеж — социальные и экономические условия внутри страны, отсутствие перспектив развития. Препятствовать этому процессу исключительно регуляторными методами бесполезно. Отсутствие перспектив влияет не только на отток населения, но и на замедление демографического роста. Лучшее, что может сделать государство — инвестировать в развитие образовательной системы. Знания — это новая нефть. Нужно вкладываться сейчас не в удержание какого-либо отдельного специалиста, а в рост конкурентоспособности нации в целом. Если отечественная система образования будет повышать качество человеческого капитала, давать возможность зарабатывать с помощью интеллекта, а не через тяжелый физический труд, то перспективы развития у нашей страны будут гораздо выше. Я уверен, если страна будет сейчас вкладываться в систему образования, то из сложившейся экономической ямы наша нация выберется гораздо быстрее.

Существует и противоположное мнение об эффективности программы «Болашак».

«В одном из своих последних интервью министр науки и высшего образования Саясат Нурбек заявил, что за последние два года университеты потеряли около 3 700 специалистов. А это, как минимум, 10-15 % всего кадрового состава вузовской системы РК. В любом случае это нехорошая тенденция, с которой надо бороться, в том числе и в рамках программы “Болашак”. На мой взгляд, ее стоит переориентировать на подготовку научных кадров, а именно увеличить заказ на кандидатов наук и докторов», — считает историк и политолог Жаксылык Сабитов.

«Предприятия жалуются на нехватку специалистов даже для монтажа оборудования, обслуживания медицинской техники. Кадровый голод наблюдается и в морфлоте, где казахстанцы составляют всего 10 % командного состава на 300 морских судах под нашим флагом. Сегодня лишь Морская академия КБТУ имеет международную аккредитацию для подготовки специалистов, но нет средств на сертификацию ее выпускников для получения допуска к работе. При этом миллиарды тенге тратятся “Болашаком” на дорогостоящие языковые курсы за рубежом, а годовая стоимость обучения одного студента доходит до 30 миллионов тенге в зависимости от страны. К тому же, по информации самих “болашаковцев”, она завышена: например, если учеба в докторантуре Университета Лестера стоит в среднем 100 тысяч долларов, то “Болашаку” она обошлась в 270 тысяч долларов», – заявила экс-мажилисмен Айгуль Жумабаева.

К слову, в этом году стипендия «Болашак» присуждена 182 казахстанцам. Из них 149 человек пройдут обучение в магистратуре, семь человек в докторантуре, еще 26 человек будут направлены на стажировки в ведущие вузы и производственные центры мира.

При этом 62 % стипендиатов пройдут обучение по естественно-техническому блоку, оставшиеся 38 % стипендиатов пройдут обучение по общественно-гуманитарному блоку.


Обложка: Charles DeLoye / Unsplash