19 марта Нурсултан Назарбаев заявил об отставке, а 20 марта Касым-Жомарт Токаев стал выполнять обязанности главы государства. Назарбаев возглавлял Казахстан с 1990 года, его уход стал самым обсуждаемым событием в стране. The Village Казахстан собрал мнения политологов о том, как повлияет на страну отставка Назарбаева, кто будет после Токаева и чего ждать казахстанцам.


«Здесь есть очень важный момент: при живом экс-президенте сохранится статус-кво, резких революционных изменений, естественно, не произойдет. Внутренняя и внешняя политика при живом экс-президенте будет реализована примерно такой же, как она сейчас есть. Но с его окончательным уходом с политической сцены появляется большое количество разных вариантов, форс-мажорных сценариев — от самых негативных до более-менее оптимальных.

Я часто Казахстан сравниваю с Титаником. Но в случае с Титаником капитан до конца был на корабле, а тут получается, что капитан пошел и дал власть боцману. Но Титаник несется к айсбергу, и если любой преемник будет следовать этому же курсу, то мы столкнемся с этим айсбергом и потонем. Поэтому курс этот нужно менять в сторону либерализации, в сторону экономических реформ, в сторону социально ориентированного государства. Если этого не будет, то преемник в подарок просто получит пороховую бочку, которая взорвется у него в руках».


«В последнее время его рейтинг стал падать, среди молодежи обострились протестные настроения и в силу возраста ему сложно было оставаться активным. То, что он уходит — серьезный шаг, но это правильное решение. Хотя, конечно, он остается в политике и сможет участвовать во многих процессах и сохранит серьезные позиции».


«Для начала нужно уточнить, никуда Назарбаев не уходит. Точнее, уходит, но недалеко. С сегодняшнего вечера вступает в полную силу Закон "О Первом Президенте — Лидере Нации", а также ряд поправок в Конституцию РК и другие законодательные акты. В первую очередь, новый закон "О Совете безопасности". Напомню, с юридической точки зрения, термин "Лидер Нации" или "Елбасы" актуальным становится только сейчас — с момента сложения полномочий первым президентом. До последнего момента это было, по сути, лишь своего рода приложение к его основной должности. Кроме этого, Первый Президент остается членом Конституционного совета, что тоже немаловажно.

Что касается настоящего преемника власти, о котором намекнул Нурсултан Абишевич в своем обращении к народу Казахстана, то , скорее всего, он еще не определен. Елбасы вновь показал свою мудрость и дальновидность, взяв длительную паузу (от года до полутора лет) для окончательного определения и подготовки как самого преемника, так и общества. А пока он будет за этим наблюдать с высоты позиции Лидера Нации — Елбасы, председателя партии "Нұр Отан" и председателя Совбеза, а и.о. президента в этом ему, как всегда, окажет всяческую помощь».


«Ушел ли Назарбаев?

Обращаясь к опыту российской преемственности, следует отметить, что даже краткосрочное пребывание Дмитрия Медведева в кремлевском кабинете спровоцировало всплеск политической конкуренции и формирование альтернативных центров силы. При том, что Владимир Путин сохранял абсолютный контроль над собственным правительством и принятием ключевых решений оперативного управления государством. Но, даже в этих условиях, ему приходилось считаться с собственным ставленником и достигать компромиссов по спорным вопросам.

Казахстанская реальность отличается тем, что Назарбаев в отличие от Путина ушел не временно, а бесповоротно. То есть, пришедший на смену должен ежедневно укреплять позиции и эффективнее осваивать властные полномочия. В то время как влияние Елбасы будет снижаться, как в силу функциональных полномочий, так и объективных возрастных.

Не стоит заблуждаться, Нурсултан Назарбаев ушел. Опыт переноса столицы в Астану, как и многие другие принципиальные решения, позволяют судить о решительности его характера, неспособности оглядываться и пересматривать собственные действия. Контроль за некоторыми вопросами и процессами, который законодательно закреплен за первым президентом и председателем Совета Безопасности имеет ограниченные рамки, нацеленные на предупреждение резких роковых решений. В остальном, он определенно представит преемнику достаточную степень самостоятельности».


«Нельзя бесконечно сидеть у власти, и Назарбаев как умный человек это прекрасно понимает, что вечно это продолжаться не может. Еще одной причиной может быть вопрос здоровья — он много лечился в Германии, Китае. Во всяком случае, это очень мужественный поступок».



«В голове каждого правителя ведется борьба между привязанностью к высокому статусу и ощущением своего места в истории. Видимо, в мыслях Нурсултана Назарбаева вверх взяла вторая идея. Конечно, повторить судьбу Эдуарда Шеварнадзе и Аскара Акаева он не рисковал — слишком высокий уровень легитимности в массовом сознании. Однако, его полномочия могли прекратиться не только добровольно, по политико-философским мотивам, но и по банальным биологическим причинам. Однако, в таком случае он вошел бы в историю в одном ряду с Исламом Каримовым и Сапармуратом Ниязовым — в качестве человека, до конца сидевшего в кресле президента. Компания не самая престижная. Уйти с позиции главы государства, показать политической системе пример того, как правильно быть экс-президентом, создать прецедент добровольной передачи власти — чрезвычайно правильное решение. Вопрос в том, это будет путь Бориса Ельцина или же, в конце концов, Гейдара Алиева.

Передача власти второму президенту при сохранении балансирующего статуса Председателя Совета Безопасности мягко приучает страну к мысли — государством может руководить не только Нурсултан Назарбаев. Конечно, ни второй, ни третий, никакой последующий президент, скорее всего, уже не будет иметь такой власти и влияния, какая была у уходящего президента. Казахстан должен пойти по пути активной многопартийности, общенациональной дискуссии и деконсолидации власти — кроме вопросов, касающихся национальной безопасности и сохранения суверенной казахстанской государственности».


Обложка: riafan

ТЕКСТ: Ансат Енсебаев