14 сентября двое депутатов из партии Nur Otan Айдос Сарым и Дина Закиева предложили внести поправки в закон по защите прав детей. Согласно им, все иностранные социальные сети и мессенджеры будут обязаны зарегистрироваться в уполномоченных органах Казахстана и открыть здесь свои филиалы, в противном случае их заблокируют. 15 сентября этот законопроект одобрили депутаты Мажилиса в первом чтении. По мнению мажилисменов, эти нормы помогут бороться с кибербуллингом и защитить детей. Новые поправки также поддержало министерство информации и общественного развития. В теории нововведения могут коснуться любых соцсетей и приложений, которыми казахстанцы привыкли пользоваться ежедневно.

Мы поговорили с экспертами в сфере программирования, бизнеса и защиты прав человека о том, как блокировки сказываются на жизни страны и что можно сделать, чтобы обеспечить доступ в интернет.

Амирхан Омаров

Руководитель проекта Smart Parking Technologies


Как блокировки соцсетей отразятся на бизнесе — пока непонятно. Скорее, повлияют на гражданские свободы и свободу слова, информации. В целом есть ощущение, что идет процесс дальнейшего закручивания гаек в СМИ и ограничение свободы слова. Не поддается логике, почему филиалом не может руководит иностранец. В таком случае на руководителя из Казахстана легче оказывать давление. Уполномоченный орган может принимать решение о блокировке без суда и следствия — это тоже не вписывается в демократию.

Казахстанский IT-сектор не может заменить иностранные соцсети. Недостаточно пользовательской базы для создания альтернативных соцсетей, как в Китае или в России. Останутся или нет такие крупные корпорации как Google или Facebook на казахстанском рынке, это неочевидно. Ими можно будет пользоваться через VPN-ы, часть аудитории так и будет пользоваться.

Можно было бы отдельно рассмотреть вопрос налогообложения социальных сетей и мессенджеров, но упор явно сделан на контроль информации, а не попытку правильно обложить налогами популярные соцсети.

Ельдар Курмангалиев

Разработчик программного обеспечения, Stripe


Я знаю только один эффективный способ блокировки сервисов в интернете — на уровне интернет–провайдеров, как это работает в случае всех других блокировок в Казахстане. На уровне провайдеров, скорее всего, есть все необходимое программное и аппаратное обеспечение, которое позволяет блокировать новые сервисы без особых усилий и доработок. Отправляется электронное письмо, добавляются записи в файрволл и сервис недоступен из Казахстана — делается это легко и быстро.

Единственная возможная сложность — отделить сервисы, которые должны быть заблокированы от разрешенных. Например, если сервис используют облачные технологии, то заблокировать его сложнее. Когда в России пытались заблокировать Telegram, Роскомнадзор просто без разбора блокировал доступ к облачным сервисам. В итоге пострадали многие сервисы, не имеющие к этому приложению никакого отношения, в том числе важные корпоративные и финансовые сервисы.

Еще есть другой вариант блокировок — на уровне сервиса. Они (сервисы) идут на небольшие уступки и сами ограничивают доступ к узкому ряду ресурсов, поскольку не хотят нарушать казахстанский закон. Но если стоит вопрос о полной блокировке, то этот вариант можно исключить. Никто так делать не будет. Я думаю, иностранные компании либо откроют представительство, состоящее из одного человека, либо просто проигнорируют эти требования — это вероятнее всего.

В любом из вышеперечисленных случаев от блокировок поможет использование VPN. При использовании VPN провайдеры не могут видеть к каким сервисам обращается пользователь. К тому же, с точки зрения заблокированной иностранной соцсети: Вы — это не Вы, а запросы делает VPN сервер, находящийся вне Казахстана. Иной вопрос в том, что провайдеры могут начать блокировать популярные известные VPN-сервисы, но они не могут заблокировать все. По крайней мере, всегда есть платные выделенные VPN–сервисы. Я не думаю, что у нас будут прибегать к экстремальным методам вроде Deep Packet Inspection (DPI) и блокировать все VPN, как это делают в Китае. Поэтому всегда можно будет найти рабочий VPN.

Елжан Кабышев

Директор Digital Paradigm, юрист, правозащитник


На решение проблем, связанных с кибербуллингом, блокировка соцсетей может повлиять лишь том в случае, если иностранные соцсети и мессенджеры будут зарегистрированы на территории Казахстана, то есть откроют юридическое лицо, филиал или представительство. Ограничение доступа к соцсетям и мессенджерам повлиять может, если пользователь практически не использует VPN, proxy-сервера и прочее.

По поводу того, согласятся ли крупные иностранные IT–компании на условия Казахстана для дальнейшей работы в нашей стране: какими бы хорошими эти компании, стоящие на защите прав человека, не были бы, на первом месте у них стоит извлечение прибыли. Я считаю, что крупные компании, скорее всего, откроют в РК свои представительства, как это случилось в Узбекистане. Что касается компаний поменьше — это открытый вопрос. Нужны определенные деньги на регистрацию юридического лица, содержание офиса в Казахстане и прочие административные расходы.

Последние события могут сильнее ограничить права человека: они ставят под угрозу свободу слова и свободу выражения мнений (поиск, получение и распространение информации).

В России ограничение доступа к некоторым сайтам первоначально тоже рассматривали со стороны защиты ребенка. Во многих сферах Россия для Казахстана, как ориентир развития. А что мы видим сейчас? Добавилось еще очень много оснований, в основном проводится внесудебное ограничение, различные государственные органы сами вправе легко ограничивать материалы.


Текст: Михаил Оношенко

Обложка: Timothy Hales Bennett