Дмитрию Байдеку 28 лет, он работает протоиереем в Свято-Успенском кафедральном соборе Астаны. Его контакты посоветовал пресс-секретарь церкви со словами: «Позвоните Отцу Дмитрию, он вам на все ответит». Мы поговорили со священником и узнали, как он относится к гомосексуалам, абортам и парандже.

Мнение героя может не совпадать с позицией редакции The Village Казахстан

Текст, фотографии

Ануар абдрахманов

О том, почему казахи принимают христианство

Культурного шока, когда славянин сначала ходит в церковь, а затем решает, что ислам ближе для него, не бывает. Есть такие слоняющиеся люди, которые сегодня — здесь, завтра — там. Принципиальный момент: не христиане приходят в ислам, и не мусульмане приходят в христианство, люди просто находят веру.

Вера — это идеология. Это призма, через которую мы смотрим на мир. Поэтому сменить взгляды практически невозможно. Когда мы видим славян, которые посещают мечеть… Ради бога — если люди находят в этом себя, хорошо. Проблем здесь никаких нет. Если казахи принимают христианство — то же самое. Ни одна религия не подразумевает под собой узкой национальной направленности.

Тот факт, что церковь называется русской православной, не говорит о том, что она для русских. Христианство в большей степени пришло в Казахстан из России, после присоединения казахских земель к Российской Империи при Абылай хане. Естественно, вместе с поселенцами появилось и христианство, поэтому церковь и называется русской православной. Однако, нужно сказать о том, что в органах юстиции она зарегистрирована как «Православная церковь Казахстана».

Что становится для них причиной принять христианство? Они нашли себя в этом, здесь нет каких-то рамок или критериев. Религия — дело выбора личной свободы человека. Тут не может быть никакой культурной, национальной или же еще какой-либо привязки.

О журнале Charlie Hebdo

Одной из обсуждаемых историй последних лет стала ситуация вокруг французского журнала Charlie Hebdo и террористического акта в отношении журналистов данного издания.

Этот французский журнал — моральное уродство. По-другому не могу сказать. Они смеются над жертвами катастроф, рисуют карикатуры на падающие самолеты, на трагедии людей. Они рисуют глупости на исламские темы, задевая, оскорбляя миллионы людей. Это неприемлемо. Если вы чем-то дорожите, и я отношусь к вам с уважением, я никогда в жизни не буду смеяться над тем, что вам дорого. То, что сейчас происходит в Западной Европе, ничем другим, кроме как свинством не назовешь.

Об Айжан Байзаковой

Имя этой девушки мне ни о чем не говорит. Мне очень тяжело комментировать то, как девушки могут раздеваться в клубе за определенную сумму. То, что она такая раскованная, может быть, в понимании молодежи означает быть другой, но в целом эта ситуация разочаровывает. Плохо, что в современном мире деньгами манипулируют на таком уровне. У меня они есть, а у тебя нет — я помашу перед тобой купюрой, и ты сделаешь все, что я захочу.

Об экстремистах и мусульманах

В христианстве к тем, кто прикрывается религией вроде экстремистов, соответствующее отношение. Терроризм не имеет к религии никакого отношения. И то, что террористы прикрываются какими-то исламскими идеалами не значит, что все мусульмане — террористы. Некоторые используют религиозный аспект для того, чтобы вербовать людей или что-то еще. Плюс для жителей Ближнего Востока ислам — это главная религия в регионе. Христианство не имеет к этому никакого отношения. Особенно к тому, что происходит сейчас в Европе.

О гомосексульности, воле божьей и грешниках

В западноевропейских церквях культивируется гомосексуализм и подобное, а мы говорим, что это недопустимо. Там говорится о тактике двойных стандартов, а мы говорим о том, что все должно быть одинаково, и если есть законы, то все должны их соблюдать.

Если человек стал гомосексуалистом, я бы не стал подводить все под волю божью. Есть еще же и воля свободного человека. Если человек ведет беспорядочную половую жизнь с самой ранней юности, и, в конце концов, это приводит к тому, что ему все надоедает, ему хочется чего-то нового и он становится гомосексуалистом или в случае психологической травмы. При чем здесь воля божья?

Я бы сказал, что сейчас совершать камин-ауты — это модно. Как еще привлечь к себе внимание? Открыто объявить себя геем! Это лишь способ привлечь к себе внимание. Сейчас же принято им сочувствовать или еще что-то.

Если гей придет в церковь за упоением своей души — примет ли его церковь? Смотря, что эти люди будут искать в церкви. Если человек осознает, что это грех и он в этом грехе живет, захочет отойти от этого, то для него все будет открыто. Ведь не мы принимаем человека, а бог. Христос говорил о том, что он пришел спасти не праведников, а грешников.

О том, почему хороший священник заслуживает подарки

Церковь действительно нередко подвергается критике за то, что в религию вливается много денег. Сложно об этом говорить, где здесь истина неясно. Вопрос к этим людям — а как они представляют себе место церкви? Возможно, они полагают, что оно где-то там, на задворках, чтобы ее и видно не было. Это неправильно. Церковь — общественный институт. Не нужно об этом забывать. А в любом институте есть своя иерархия, система правления, структура. Видимо, у либерально настроенных людей все это вызывает критику.

Если хорошему священнику дарят подарки, то точно не крутые часы. Считается, что священник, не получающий никаких подарков от прихожан, плохо выполняет свою работу. Ведь люди делают эти вещи, только если крепко верят ему.


Считается, что священник, не получающий никаких подарков от прихожан, плохо выполняет свою работу


Церковь существует исключительно на пожертвования людей. Никаких конкретных спонсоров, которые бы выделили серьезные финансы в постройку собора, не было. Этот храм построен на народные деньги. Был создан общественный фонд строительства Успенского собора. В него перечисляли пожертвования не только христиане, но и многие мусульмане. Так же, как и многие христиане помогают строительству мечетей. В этом и есть уникальность Казахстана, что мы не делимся на национальности или религии, когда речь идет о чем-то важном, нужном.

Чем плох Казахстан для современного священника и при чем тут кабаки

Три вещи, которые вызывают отвращение от происходящего в Казахстане? Трудно сказать, потому что я человек, который больше старается видеть хорошего, доброго. Понятно, что выходя за ограду церкви, я вижу все те же трудности, что и все. Например, ханжество. Мы видим, когда золотая молодежь ведет себя так, будто все дозволено. Помните, была история, когда в кинотеатре парень пнул ногой кассира? Свинское отношение богатых к бедным.

Еще мне очень не нравится, что большинство людей называют себя верующими, но при этом к религии не имеют никакого отношения. Я сейчас говорю о совершенно неподобающем отношении. В пятницу смотришь — утром возле мечети проехать невозможно, но при этом все кабаки вечером заполнены до отказа. Получается, чудеса. Вот это для меня неприемлемо.


В пятницу смотришь — утром возле мечети проехать невозможно, но при этом все кабаки вечером заполнены до отказа


О запретах носить паранджу в казахстанских школах

Мой взгляд как человека из религии — это правильно. Мы позиционируем себя как светское государство. Приведите мне примеры в истории, когда казашки паранджу носили? Да никогда такого не было. Паранджа, хиджаб — элементы одежды Ближнего Востока. Если девочка придет в школу в национальном костюме никто слова не скажет. Но зачем казашке носить арабскую одежду? На Востоке это необходимо, песок с утра до вечера раздувается ветром, и прикрываться платком нормально. А здесь у нас непонятно что из этого делают. Здесь мы абсолютно поддерживаем государство, которое пытается удержать линию светскости. Мы никому не навязываем стереотипы религиозного поведения.

Что касается того, чтобы навязывать свою религию детям — поймите один момент: мы не навязываем религию, а воспитываем. Я за своих детей отвечаю полностью до совершеннолетия, и как считаю правильным воспитывать, так и буду делать. Когда они вырастут, у них есть полное право на выбор.

Действительно, много казахстанских семей с головой ушли в религию. А что странного в том, что люди уходят в религию, когда это стало доступным? В советское время это запрещали искусственно. Разве в этом есть что-то плохое? Фанатики есть везде, и даже ученый может таковым являться. Это ведь не говорит о вреде науки или религии. Мы учим людей трезво смотреть на вещи. Безусловно, мы должны жить верой, но она не должна мешать жить другим людям. Если мои домашние не держат пост, а я держу, что в этом такого? Я отношусь к этому нормально. Если хотят, то ради бога. Если нет, то нет.

Об абортах и смертной казни

Аборты неприемлемы. Когда зарождается жизнь, никто не имеет права отбирать ее. Этот принцип мы никогда не сможем изменить. Смертная казнь — это тоже плохо. Не дать человеку шанс хотя бы раскаяться перед собой, перед богом — жестоко.

Сколько получает священник

Священник получает среднюю зарплату по региону, в котором он работает. Значительно меньше, чем 150-180 тысяч тенге. Вообще, это больная тема.

Церковь позволяет развиваться. Как в любой другой работе существует карьерный рост. Я управляющий данного собора и по совместительству стараюсь помогать в вопросах связи с общественностью.

О главных истинах и водке

Запреты у священников такие же, как и у всех граждан. Если говорить об алкоголе, то на водку у меня личный запрет. У апостола Павла есть такие слова — «Все мне можно, но не все полезно». Эти слова должны стать хорошим девизом для любого человека.

Священник — не значит святой. Например, я на исповеди рассказываю обо всех своих грехах. Грех — это болезнь. В современном мире люди считают, что если речь идет о грехах, то это сразу о пьянстве, похоти. Но осуждение — такой же грех.

Могу ли я вступать в драку? Только если попытаюсь себя защитить. Если человек священник, это разве значит, что можно об него ноги марать? Я не знаю, как бы поступил в нестандартной ситуации, потому что никогда с таким не сталкивался, но если речь будет идти об опасности для моей жизни, для жизни близких, то в стороне точно не останусь.

В Евангелие есть такие слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Самое дорогое для человека — его собственная жизнь, но если он ее отдает за близких, это высочайшее проявление любви.