В алматинском «Доме 36» прошла благотворительная выставка казахстанских художников в поддержку народа Украины. Все вырученные средства от продаж картин будут перечислены в Посольство Украины в РК.

Кураторка Акмарал Жиенгалиева рассказала, что идея выставки возникла за неделю. «Пока это актуально, нужно действовать. После того, как мы выставили афишу, еще человек 15 просились поучаствовать. Мне приходилось им отказывать, так как они не указаны в афише, но они отвечали: „Нам это неважно, мы просто хотим участвовать“. Это вызывает у меня неимоверный восторг. Правда, были и те художники, которые „сохраняли нейтралитет“», — рассказала художница.

Живописец Марат Бекеев специально для этой выставки написал две работы. «Одна называется „Крыло“: внутри ангел чинит свое крыло. Мне кажется, это такое состояние мира, нынешнего времени. Надо всем взяться, починить свои крылья и двинуться, стать ангелами своих судеб, жизни, нашего времени.

Вторая работа «Собака, грызущая кости». Это дань степи, то, что я видел в детстве. Для меня собака — символ души. Она грызет кость, потому что душе нечем питаться. Ей необходимы еще силы. На картине даже луна нарисована так же, как эти кости. Это все повествует о нашем времени смуты, об ее остроте.

Я пишу о том, что задевает и болит, и мне показалось, что работы хорошо подойдут к этой выставке. Я уверен, что сейчас много людей находятся на светлой стороне. Мы все переживаем, все должно хорошо закончиться», — рассказал художник.

Художник Асхат Ахмедьяров выставил две работы,  написанные еще в 2020 и в 2021 году. «Очень сильны параллели и метафоры сегодня. Мне стало страшно из-за того, что мы снова можем оказаться в том же жернове войны в виде сателлита агрессивной России. Такая перекличка есть и тема Туркестанского легиона военнопленных, в моей работе есть офицер квантунской армии.

Что такое пленные? Когда маленький человек далек от войны, он втягивается и становится исполнителем чьих-то бредовых идей. Становится пушечным мясом. Человек становится маленьким винтиком дурацких идей таких закомплексованных типов, как Путин. По поступкам Путина видно, что этот его образ находится в фашистском романтизме. Много перекличек с Гитлером во Второй мировой войне», — объяснил свою позицию Ахмедьяров.

Художник Роман Захаров выставил девять работ. Одна большая из серии, посвященной корейскому языку, остальные — старые эскизы, меньше по размеру и по более доступной цене. «Это очень хорошая инициатива, то, что сейчас действительно нужно. Художники быстро откликнулись и я рад, что здесь много работ и они продаются. Здесь собрано большое количество неравнодушных людей. Потому что это очень важно. Надеюсь, что в будущем продолжат создаваться инициативы, которые будут касаться происходящего у нас в Казахстане. Наши январские события требуют внимания», — поделился художник.

Художница Алмагуль Менлибаева посвятила свою работу песне «Дайдидау», казахского писателя и поэта Магжана Жумабаева, который дважды отбывал сроки в лагерях, подвергаясь сталинским репрессиям. «Репрессии НКВД к свободно мыслящим народам широко использовало обвинение — националист. Это было применено к Магжану Жумабаеву и многим другим. Такая подмена до сих пор остается культурной западней для казахстанского современного общества, до сих пор используется в обвинениях многих современников. Украинцы меня хорошо поймут», — поясняет художница. Серию работ «Cans» (Консервы) Менлибаева связывает с реальностью, с современной темой экономических войн, санкций, отмывом денег, глобализацией черного рынка и коррупцией во всех областях, включая искусство и культуру.

Другие работы с выставки:


Текст: Сарра Есенбаева

Редактор: Айзере Малайсарова