Коллектив независимых деятельниц и деятелей искусства МАТА провели интервенции — художественные перформансы — в общественный транспорт Алматы. Акции проходили 28-29 августа, недавно коллектив опубликовал результаты.

Как заявлено на сайте коллектива, автобус, как и любое общественное пространство, периодически нуждается в переприсвоении. Каждый и каждая, кто платит за проезд в общественном транспорте, имеет такое же право на его пространство, как и любые другие пассажиры. Решение провести арт-интервенции было критикой по отношению к институциональным, конформистским экспозициям арт-сообщества последних лет, и призывом к молодым деятельницам и деятелям не ограничивать себя в творчестве.

В стремлении создать инклюзивное и открытое художественное сообщество, коллектив объявил открытый конкурс. На open call откликнулись шесть человек, трое из них реализовали свои идеи. В каждой интервенции двое человек из коллектива выступали сопровождающими для того, чтобы документировать на видео и фото и при необходимости помогать с разрешением конфликтных ситуаций.

Вот что сделали участники:

Алена Тишкина

Алена Тишкина учится в 10 классе. Она обратила внимание на (не)честность казахстанских властей перед народом.

«Многие чиновники в нашей страней крайне редко (а может даже и никогда) пользуются автобусами или троллейбусами, предпочитая автомобили и просто поглядывая из своих окон на общее состояние публичного транспорта. Для развития города крайне важно, чтобы люди, которые занимают руководящие должности, своими глазами могли видеть проблемы и далее решать их. Своим проектом я хотела бы обратить внимание мимо проезжающего депутата на своей машине бизнес-класса, что нужно активнее пользоваться городским транспортом, быть ближе и оставаться честным перед его жителями.»

Интервенция Алены длилась около часа, ее плакат продержался один проезд от конечной до второй по улице Толе би.

Назира Карими

Художница Назира Карими подняла вопрос комфорта и безопасности в общественном транспорте. Ее наклейки до сих пор видны на станциях и в вагонах метро.

«Пользуясь транспортом в Алматы, я, как женщина, часто чувствую дискомфорт от взглядов, нарушения дистанции, прикосновений. Именно поэтому я расклеила знаки, сильно похожие на те, что уже присутствуют в вагонах метро/автобусах. Мои знаки запрещают пристально смотреть и прикасаться к персонам, разделяющими с вами пространство.»

Жанель Шахан

Художница и политическая активистка Жанель Шахан прошлась в автобусах и метро с колонкой, откуда шел голос Нурсултана Назарбаева. Места интервенции были выбраны специально: маршруты автобусов проходили по бывшей улице Фурманова, а на станции метро «Алмалы» присутствует панно с первым президентом РК.

«В период карантинов во время пандемии в общественных местах постоянно звучат или звучали аудиозаписи из рупора, где местные власти напоминают о мерах соблюдения санитарных норм, ношения масок и так далее. Моя акция была аналогией такому вмешательству в жизни пассажиров автобуса, но голосом Нурсултана Назарбаева из 2016 года. В уже почти карикатурном ролике он прогнозирует светлое будущее страны, окончание кризиса и, „даст бог, к 2020 году у нас все будет хорошо“. Сейчас уже конец 2021 года и прогнозы Нурсултана Абишевича такие же точные, как и прогнозы КазГидроМет-а. Для меня была очень интересна реакция людей: одни думали, что звук идет из спикеров автобуса; другие судорожно снимали на телефон; один парнишка и вовсе не выдержав вскрикнул: „Да не будет у нас ничего хорошо!“»

Аяулым Ленхан

Аяулым Ленхан указала на распространенную проблему мэнспрединга, когда мужчины широко раздвигают ноги в общественном транспорте. Скульптура в виде женщины — ее альтер-эго, которое делает то же самое, что и мужчины.

«Мэнспрединг — это проблема, на которую многие закрывают глаза. При помощи скульптуры я думаю, что смогла дать понять некоторым мужчинам в общественном транспорте каково это, когда человек (или скульптура) рядом мэнспредит.»

Бауыржан Сабитов

Фотограф и оператор Бауыржан Сабитов родом из Кокшетау, на данный момент живет в Алматы. Его интервенция посвящена исчезающей культуре просить прохожих сфотографировать человека на фоне достопримечательностей, в его случае — автобусов, остановок, станции метро.

«Я использовал пленочную фотокамеру, а значит у моих „фотографов“ не было второй попытки или возможности посмотреть мгновенный результат. Для меня важно было и взаимодействие с незнакомыми людьми. Может быть, это вызвано страхом перед съемкой людей, и это была возможность сломать данный психологический барьер. Но мне очень запомнилась, что одна из девушек, что снимала меня, советовала, как лучше встать, позировать, и кадр от этого стал более продуманным. Есть огромное желание продолжить эти эксперименты.»

Аида Адильбек

Художница и кураторка Аида Адильбек сшила чехол на сиденье автобуса из розовой рубашки с надписью «Мен қоғамдық көлікте өзімді қауіпсіз сезінгім келеді» (Я хочу чувствовать себя безопасно в общественном транспорте).

«Как женщину в автобусе, меня не раз лапали, толкали, называли именами, я была жертвой карманников, криков и сквернословия со стороны других пассажиров. Однако там же я видела милосердие, доброту и поддержку, как нигде больше. Я слушала интимные, важные истории из жизней своих соседей-пассажиров, которые порой прямо или косвенно рассказывали и делились этим со мной. Теперь я хочу поделиться своей историей, в которой я хотела бы всегда чувствовать себя в безопасности и создавать безопасную среду для других женщин в общественном транспорте.»


Подписывайтесь на наш Instagram


ФОТО: MATA collective