Asaý Júrek — комиссионный магазин одежды и аксессуаров, полюбившийся многим алматинцам. В этом году они открыли новый филиал по адресу ул. Басенова, 10. Мы поговорили с создательницей проекта Мариной Аничкиной и архитектором Айсулу Уали о решении открыть вторую точку, архитектурных и дизайнерских особенностях нового пространства, и, конечно, о людях, которые приходят в магазин.

О концепции и открытии новой точки

Идея открыть второй филиал не была спонтанной: решение было обусловлено тремя факторами. Первый — посетители, которые говорили, что было бы неплохо открыть Asaý Júrek в верхней части города. Многим нашим поставщикам, клиентам и гостям было неудобно ездить в нижнюю часть города, где расположен первый филиал. Второй фактор — проблемы с арендаторами на Валиханова, которые нам удалось разрешить, однако идея того, что нужно открывать второй магазин, не ушла. Третий момент — у нас появился инвестор, человек, который поверил в проект и помог нам сделать ремонт. Все эти факторы сложились воедино, и так появилась точка на Басенова.

Процесс начался с поиска локации. Мы поняли, что имеем дело с новыми помещениями, и отталкиваясь от этого формировали дизайнерский подход. Сам квадрат улиц был ясен изначально, а вот поиск помещения занял три-четыре месяца. Как только начался ремонт, мы потихоньку стали набирать команду. Остальные процессы у нас были налажены, и мы просто масштабировали имеющуюся операционку на новую точку.

Концепция осталась та же, что и на Валиханова: принимаем вещи от поставщиков со своей селекцией. Единственное, что кто-то может заметить — мы стали смелее работать с люксом, но это относится к обеим точкам. Смелость эта обусловлена нашим возрастом: мы научились различать подделки и поэтому можем брать на себя ответственность за качество. Это немного расширило ассортимент. Но, конечно, как на Валиханова, так и на Басенова, все вещи в единственном экземпляре, поэтому естественно, что ассортимент в магазинах разный. Поэтому, хотя концепция и одна, выбор одежды, обуви и аксессуаров очень широкий, основанный на нашей селективности.

Об архитектурном решении

Помещение было в новом жилом комплексе, который только сдали в эксплуатацию. При въезде нам достались голые стены, окна и батареи. Мы конструировали и строили все с нуля.

Архитектурное решение также стало концептуальным и важным. Первая точка на Валиханова ассоциировалась с историческим центром Алматы: мы находимся бок о бок с Домом Тканей «Кызыл Тан», напротив — знаменитый Дом ученых на Жибек Жолы, совсем рядом Зеленый базар. И, естественно, какие-то элементы центра Алматы создают и поддерживают эту дорогую для нас атмосферу. А в той локации, где мы открыли новую точку, этих элементов нет: новый район, новые дома, и некоторых исторических, по-настоящему алматинских деталей очень не хватало. Поэтому нам хотелось частично воссоздать атмосферу, схожую с филиалом на Валиханова, в новом месте. Думаю, у нас это получилось благодаря планировочному решению и совместной работе с нашим архитектором.

Айсулу Уали, архитектор проекта и бюро NAAW

Основной идеей было сделать из нового помещения некое музейное пространство. Винтажные вещи, которые собирает Марина, уникальны, и они как предмет искусства могут выставляться в а-ля музее. Мы сделали белый фон на уровне глаз человека, оторвали от пола конструкцию из гипсокартона, благодаря чему придали пространству больше воздушности. Изгибы и скругленные углы — фишка нашей студии: мы любим мягкие углы, это убирает своего рода визуальные границы.

Также мы рефлексировали на историю Алматы и Казахстана, пытаясь ответить на вопрос о том, кем мы были, именно через архитектуру. Некоторые элементы мы брали из истории. Потолок очень конструктивно раздроблен на кессоны похожей формы, которые применялись в архитектуре раньше. А на полу мы использовали старую технику мозаичного покрытия или терраццо.

Долго думали над входной группой, было миллион мыслей о том, как оформить ее традиционным способом, но мы решили воспользоваться другим. От входа идет некий коридор-туннель, являющийся как бы порталом, соединяющим нашу повседневную жизнь с винтажным миром. Этот мир уносит нас в совершенно иное пространство. Скругленные формы у входной группы также нужны для того, чтобы стереть границы.

О команде

У нас в магазинах по два менеджера и по два продавца с графиком 2/2. Еще есть фотограф, копирайтер и исполнительный директор, а также байер, который отбирает весь ассортимент. За годы работы команда выросла, но все наши люди по-прежнему небезразличны к проекту. Некоторые члены команды целенаправленно ушли с прежней работы, кто-то даже переехал из Европы, чтобы работать с нами. С момента основания с нами остаются три человека, которые выросли в компании до более высоких позиций.

Зачастую наши новые сотрудники — энтузиасты, которые чувствуют атмосферу Asaý, им близка концепция, и они вкладывают не только свои навыки, но и душевные качества, что для меня по сей день остается загадкой. Впрочем, я всегда понимала, что команда — это все. Это важнее, чем локация, чем декорации, в которых мы работаем. Поэтому я очень ценю и люблю своих ребят, и очень рада, что мы растем вместе.

Об аудитории

Я не раз говорила, что целевая аудитория Asaý — это абсолютно разные человеческие жизни, разные возраста. Сейчас среди молодых людей все больше тех, кто задумывается об осознанности. Например, совсем недавно целый класс детей захотел одеться в секонд хенде на фотосессию для выпускного. Для меня это показатель того, как меняется массовое сознание. Есть и очень возрастная категория людей, которые одеваются у нас, и люди 50+. Есть молодые и прогрессивные люди, которые очень хорошо зарабатывают, много путешествуют, много видят, и часто именно они становятся и нашими поставщиками, и нашими покупателями. А есть совсем юная аудитория, вплоть до школьников. Мы покрываем все возрастные категории, и этим, как мне кажется, мы сломали некую парадигму о том, что секонд хенд — это нечто исключительно молодежное.

О планах

Не хочу быть голословной и вдаваться в детали наших наполеоновских планах, но они определенно есть. Я вижу развитие Asaý во многих направлениях — это может быть не только ресэйл и продажи, но и апсайклинг (вторичное использование и отделка вещей - прим. ред.), и другие компоненты осознанного потребления. Прямо сейчас мы отходим от работы, связанной с открытием нового филиала, а далее будем двигаться в сторону глобальных целей. Естественно, они подразумевают открытие новых точек в Алматы, а также в Астане.

В целом, я вижу Asaý как проект с большим и светлым будущим. И то, как подобные проекты развиваются в соседних странах, в Европе, говорит лишь о том, что нам есть, куда расти.


ОБЛОЖКА: Asaý Júrek