Нас часто греет мысль о том, чтобы отправиться в путешествие — бороздить океаны, ходить пешком через пустыни или проехать по Европе автостопом. Однако часто останавливает страх неизведанного и вопросы в стиле «Сколько я потрачу?» или «Как я доберусь один?». Совместно с Aviasales мы расспросили казахстанских путешественников о том, где брать деньги, почему комфорт убивает впечатления и как научиться организовывать поездки с минимальным бюджетом.

Улан Алимбек

Путешественник, посетил 33 страны

Я путешествую с малых лет: какое–то время жил в Боровом, потом в Улытау, даже в Шымкенте рядом с заповедником Аксу–Жабаглы. В детстве ездил на пляжный отдых в стандартные для казахстанцев поездки — Турция, Эмираты. С 12 лет стал посещать лагеря Казахстана и СНГ. Именно тогда я ездил один, и это стало началом моих приключений.

Я очень любопытен, поэтому путешествия мне подходят. Нравится узнавать другие страны, открывать что-то новое, видеть, как живут люди в разных уголках мира. Я побывал в 33 странах.

Огромное впечатление оставили США и Норвегия. В Америку я поехал по программе Work&Travel — успел и поработать, и попутешествовать. В Норвегии же я был заворожен природой — вокруг зелень и вода. Конечно, жить дорого, но природа просто бешеная.

Перед путешествием пишу цели поездки: что хочу увидеть и попробовать. Когда планируешь, не так сильно тратишься. Необязательно зарабатывать миллионы, нужно просто копить. Некоторые могут путешествовать и бесплатно — автостопщики, например. Я несколько раз пытался автостопить или переночевать бесплатно, но из-за того, что у меня борода, люди не хотели вступать со мной в контакт. Поэтому я стал путешествовать на свои деньги.

Мое самое бюджетное путешествие случилось, когда в Казахстан приехали норвежцы, чтобы снять небольшой ролик о регионах Азии. Им нужен был проводник, который хорошо разговаривал по-русски. Вместе с ними я бесплатно доехал из Алматы в Новосибирск, провел в путешествии шесть дней и обратно прилетел на самолете. Потратил на поездку ноль тенге, потому что все расходы оплачивали ребята.

Советы по экономии на путешествиях:

Решите для себя: это поездка будет бюджетная или же на широкую ногу? Поставить цель путешествия и заранее спланировать отпуск. Либо вы путешествуете и видите много нового, либо десять дней валяетесь на пляже в комфортабельном отеле. А за два месяца вперед можно выкупить билеты по доступной цене.

Искать билеты в течение нескольких дней и недель. Я использую несколько сайтов и ищу билеты три-четыре дня, потому что стоимость в определенные дни может снизиться. Можно рассмотреть горящие путевки, обычно цена за перелет бывает очень низкой.

Использовать Couchsurfing и жить у местных бесплатно.

Использовать Airbnb, потому что там часто бывают скидки и акции. Заходите на сайт отеля, иногда забронировать там выходит дешевле.

Взять с собой палатку и жить в ней. Правда, велик риск того, что вас ограбят.

Отказаться от такси и пользоваться автобусом. Такси лучше использовать только тогда, когда вы путешествуете с детьми или с большим багажом.

Не брать с собой много одежды. Большой чемодан — это мороки в аэропорту, лишние расходы и переживания, а также огромный страх потерять вещи. Рюкзак — самый лучший вариант.

Попробуйте попрошайничать, но лучше продавать свой талант — выступать, например. Этот совет подойдет для любителей очень экономичного отдыха. В Европе к этому отнесутся нормально, в Азии же могут косо посмотреть.

Асемгуль Ибраева

Бэкпекер, побывала в 18 странах

Первая страна, в которую я приехала на сбереженные деньги, — Турция. Я была на втором курсе, оставалось 13 недель до того, чтобы сдать экзамен. Я решила откладывать по тысяче тенге каждый день, чтобы улететь после сессии. В итоге — собрала деньги на билет в Анкару, еще и оставалось около 5 тысяч. Через Mail.ru нашла знакомых, которые живут там, они меня встретили. Вместе с друзьями арендовала машину, мы поехали в Анталию. Круто, что наши водительские права действуют не только в Казахстане. Я прожила в Турции месяц. Это была моя первая вылазка, где я поняла: все, что нужно для путешествия, — поставить цели. Главное — это коммуникация: находить местных людей, которые могут помочь и поддержать, если хочешь путешествовать сам, без отелей с all inclusive.

Я решила стать бэкпекером, чтобы потратить деньги по-новому. В первый раз я отправилась так в Таиланд — мой друг загрузил в инстаграм фотографию с рюкзаком и сказал, что отправляется туда. Я спросила, как там, он ответил: «Жарко», а у меня за окном — Астана, буран и холодная зима. Я скачала приложение по поиску билетов, выбрала направление «Астана — Бангкок» и купила билеты. Из Бангкока ездила в Гонконг, а также из Хошимина в Куала-Лумпур.

За два месяца я прожила в четырех странах и была в двух проездом — два дня в Москве и несколько часов в Сингапуре, потратила 280 тысяч тенге. В Малайзии жила бесплатно у студентов, использовала местный транспорт и ездила на машине друзей. На острове Лангкави взяла в аренду байк.

За три года бэкпекерства я побывала в 18 странах: России (от Дагестана до Владивостока), Кыргызстане, Турции, Азербайджане, Грузии, Украине, Италии, Германии, Швейцарии, Нидерландах, Ватикане, Южной Корее, Китае, Гонконге, Таиланде, Вьетнаме, Малайзии, Индии и пять часов в Сингапуре.

Мне нравится читать страны и города, в которых бываю. Они все уникальны: в одной стране можно быть веганом круглый год и заниматься йогой на берегу Ганга, в другой стране — увидеть, каково живется при коммунизме. Самым сумасшедшим путешествием была поездка в Таиланд. Я решила не обследовать туристические маршруты, а отправиться по местам, которыми славится страна. Так, я посетила клинику по смене пола. Я встретилась с тайским дедушкой, который хотел показать мне Бангкок, а в итоге я открыла ему новое место в городе — храм Сикхов. Он стоял внутри храма и бормотал: «67 лет живу в этом городе! Я думал, что побывал в каждом уголке...». Этот опыт показал, что у нас есть один шанс познать то, насколько прекрасен мир.

Я путешествую очень экономно — умею искать альтернативные варианты и не являюсь жертвой маркетинга. В среднем на путешествия уходит 230-300 тысяч тенге — с учетом авиабилетов в Азии и без учета в Европе.

Самое бюджетное путешествие произошло тогда, когда я выиграла путевку в Турцию на двоих, но компания оплачивала билеты туда-обратно и отель только мне, а попутчику — только отель. Я попросила поменять условия, чтобы мне и брату были оплачены билеты в один конец. После недели в Анталии мы поехали в Стамбул, затем в Анкару, где я поработала в агентстве, снялась в рекламном ролике, дала интервью на радио, а затем мы поехали на автобусе в Грузию через Трабзон. И в Турции, и в Грузии мы жили у знакомых. Позже в Азербайджане нам попались добрые люди, которые не захотели оставлять нас под дождем. В Турции, Грузии и Азербайджане деньги уходили на транспорт внутри города — в Турции лучше взять студенческий проездной, а в Грузии нестыдно ходить пешком, ведь на каждом шагу красота.

Советы по экономии на путешествиях:

Ищите соотечественников. Сейчас несложно во время подготовки найти людей из Казахстана, которые всегда примут у себя и подскажут интересные места.

Используйте гестхаусы в Азии. Они зачастую дешевле поездки на такси. В Далате (Вьетнам) я остановилась в шикарном гестхаусе за 650 тенге.

Ходите пешком, пользуйтесь велосипедом, передвигайтесь автостопом. Мы с братом переходили границу Грузия — Азербайджан пешком и дошли до поселка Газах, после — поймали автостоп. Нам попался дедушка-дальнобойщик. Правда, вместо четырех часов мы ехали восемь с половиной.

Готовьте сами. Можно вечером купить ингредиенты для завтрака в магазине и запастись перекусами на день. Но в Азии проще купить сэндвичи в 7-Eleven.

Изучайте внутреннюю логистику, ведь не всегда можно пройтись пешком или на велосипеде — особенно во вьетнамских джунглях. Например, с острова Лангкави в Малайзии до Сатуна в Таиланде я проплыла на судне за два часа и 3 300 тенге. Почти так же, как из Астаны до Борового.

Используйте лоукостеры. В Корее я купила билеты из Сеула на остров Чеджу за шесть часов до вылета, и он обошелся в 6 тысяч тенге. Это была завышенная цена, ведь я купила билет в последние минуты.

Во время путешествий думайте, что вы местный, и цены станут родными.

Не забывайте: минимализм — ваше все. Важен только заряженный пауэрбанк, портмоне, паспорт в кармане и дружба с интернетом. Остальное — лишнее.

Готовьтесь к путешествию. Пробейте информацию заранее, рассчитайте, но помните 88,8 % пойдет не по плану. Главное — это цель и быть честным с собой. Дорога знает вас и всегда преподаст не только урок, но и испытания, которые по плечу только вам. Вы справитесь. Удачи в открытии себя миру!

Магжан Сагимбаев

Первый казахстанец, который совершил одиночное кругосветное путешествие вокруг света, руководитель проектов Казахского Географического Общества

Я впервые отправился в путешествие в два года: родители повезли меня в Боровое — можно считать, что путешествую я уже 28 лет.

За все это время я посетил около 40 стран, но это не самое главное: можно прожить в одной стране, но так и не узнать ее. Самое запомнившейся страной считаю Иран — жители здесь по-настоящему добродушны и гостеприимны. После Исламской революции 1979 года Иран изменил внешнюю политику и закрылся от мира, и сейчас люди пытаются узнать о других странах с помощью разговоров с туристами. Люди, даже без денег, стараются пригласить домой. Иран поразил меня своей человеколюбием, которое отражается в жителях.

Вообще, путешествовать можно дорого и дешево, но чем меньше денег, тем больше впечатлений и невероятных ситуаций.

Когда экономишь на путешествии, нужно понимать, чего ты хочешь — выиграть или проиграть. Можно остановиться в пятизвездочном отеле и потратить много денег или переночевать в палатке, где рядом будут миллиарды звезд. На еде я бы не советовал экономить, потому что везде стоит попробовать национальную кухню. Также лучше сэкономить время и полететь на самолете, а не на автобусах и поездах.

В 2013 году я путешествовал автостопом и потратил около 400 долларов. Я практически все время ночевал в палатках, готовил еду самостоятельно. Я проездил четыре месяца, и это было самое бюджетное путешествие.

Советы по экономии на путешествиях:

Всегда брать с собой палатку, спальный мешок и каремат. Я часто ночевал на задних дворах людей либо ставил палатки в национальных парках или вдоль дороги.

Готовить самому, ведь больше всего денег уходит на еду. В Австралии, например, попадались места, где можно было нарвать манго и бананы. Сейчас такие места редко встретишь, но можно так прокормить себя в дороге.

Ходить пешком или ездить на велосипеде или мотоцикле. Это дешевые виды транспорта за рубежом.

Путешествовать автостопом. В 2013 я так путешествовал, проехал семь стран и около 20 тысяч километров, практически ни разу не платил за дорогу.

Использовать warmshowers.com — это как couchsurfing.org только для велосипедистов-путешественников. Можно выбрать определенный город и найти там ночлег. Это отличная возможность окунуться в культуру страны и обрести койку, чтобы переночевать.

Советы от Aviasales

Aviasales — поисковик авиабилетов, который в отличие от других сайтов не является посредником между пользователем и авиакомпанией. Aviasales предлагает несколько оптимальных вариантов и перенаправляет на сайт перевозчика.

Путешествуйте в начале и в конце туристического сезона

В мае и сентябре можно насладиться свободными пляжами и комфортной погодой для экскурсий в Черногории или Испании. Но самое главное — на перелете вы сэкономите до 50 %. Например, билеты из Алматы в Барселону с вылетом в сентябре стоят от 124 тысяч тенге, а в июле — от 200 тысяч.

Ищите выгодные даты вылета в календаре низких цен

Сложно самому угадать, в какой день самый дешевый вылет, и перебирать вручную все возможные даты. Достаточно заглянуть в календарь низких цен, выбрать город вылета и прибытия (или страну, если неважно, в какой город лететь), возможную продолжительность отпуска — и в календаре уже отмечены зеленым цветом все выгодные билеты. Осталось только выбрать свой рейс.

Не платите лишнего из-за скачков валюты

Стоимость авиабилетов рассчитывается по международному курсу IATA, который меняется всего раз в неделю в ночь со вторника на среду. Если вы заметили, что доллар подорожал до среды, значит, билеты продаются еще по старому выгодному курсу, а после среды они однозначно подорожают. Пусть и на 3 % — зато экономия.

Выбирайте новые маршруты

Пусть Париж и Мальдивы остаются привлекательными для туристов круглый год, но выгоднее и не менее интересно побывать в Праге или на тайском острове Самуи с белоснежными пляжами и лазурной водой. Если планировать путешествие заранее, то перелет будет стоить сравнимых денег, но проживание, питание и экскурсии обойдутся как минимум в два раза дешевле, чем в Париже и на Мальдивах.

Проверяйте самые дешевые направления в карте низких цен

Если вы не определились, где провести отпуск, карта низких цен поможет найти место отдыха. Задайте город вылета, даты, бюджет — и выбирайте прямо на карте, куда хотите полететь — в Венецию или Марсель?